Древние перуанцы тоже испытывали стресс

Археологи находят свидетельства человеческих жертвоприношений во всех уголках земного шара. Но то, что они увидели на севере Перу в окрестностях древней столицы народа чиму Чан-Чана, повергло в шок даже бывалых исследователей: останки 269 детей со следами резаных ран на грудине и ребрах. Кто и зачем совершил это страшное убийство?

Пятница накануне Пасхи в деревушке Уанчакито на северном побережье Перу. 500 лет назад здесь было ритуальное кладбище, уже давно превратившееся в заваленный мусором пустырь.

Ритмы танцевальной музыки, доносящиеся из прибрежных кафе в нескольких сотнях метров к востоку, зловеще напоминают биение сердца. Им вторит глухой скрежет лопат: рабочие сгребают битое стекло, пластиковые бутылки и стреляные патроны для дробовиков, обнажая очертания маленького захоронения.

Распластавшись по обе стороны могилы, два студента-археолога, облаченные в хирургические костюмы и маски, принимаются расчищать ее совочками.

Через некоторое время показывается детский череп, увенчанный копной черных волос. Сменив совки на кисточки, молодые люди осторожно смахивают рыхлый песок с нижней части черепа и плечевых костей, торчащих из-под грубого хлопчатобумажного савана, и их взорам открываются останки крохотной ламы, лежащие вдоль детского скелета.

Древние перуанцы тоже испытывали стресс

Роберт Кларк

Габриэль Прието, археолог из Национального университета Трухильо, осматривает могилу и кивает. «Е95», – объявляет он, словно делая ход в бесконечных шахматах. Прието ведет подсчет жертв: эта находка – уже 95-я с 2011 года, когда он начал исследовать массовое захоронение.

В общей сложности в двух расположенных по соседству захоронениях будут обнаружены останки 269 детей от 5 до 14 лет и троих взрослых.

Все они погибли более 500 лет назад в ходе тщательно продуманных жертвоприношений – возможно, таких ритуалов ни до, ни после не знала мировая история.

«Ну никак не ожидал!» – восклицает Прието, в недоумении качая головой. Эти слова археолог повторяет словно мантру, пытаясь осмыслить странные находки из Уанчакито-Лас-Льямас.

В наши дни насильственная смерть даже одного ребенка не тронет лишь самое черствое сердце, а призрак массового убийства наводит ужас на любого нормального человека.

И ученые теряются в догадках: что за отчаянные обстоятельства могли сподвигнуть людей на столь чудовищное действо?

Древние перуанцы тоже испытывали стресс

Роберт Кларк

Археологи и раньше находили свидетельства человеческих жертвоприношений во всех уголках земного шара. Количество жертв могло исчисляться сотнями – по-видимому, зачастую это были военнопленные, или павшие в ритуальных схватках, или слуги, преданные смерти после гибели вождя либо при возведении храма.

Древние тексты, в том числе и Ветхий Завет, содержат упоминания о детских жертвоприношениях, но для археологов подобные захоронения детей – большая редкость.

До открытия Уанчакито местом самых масштабных детских жертвоприношений в Северной и Южной Америке – а быть может, и на всей планете – был главный храм в столице ацтеков Теночтитлане (современный Мехико), где в XV веке было убито 42 ребенка.

Прието вырос в Уанчако, городке рядом с Уанчакито. В детстве он разыскивал бусины возле испанской церкви на вершине высокого холма – это были его первые раскопки.

Он вспоминает, как после полудня часто бегал на южную границу города, к развалинам глинобитного Чан-Чана – древней столицы чиму.

В годы расцвета (XV век) Чан-Чан был одним из крупнейших городов обеих Америк и сердцем империи, простиравшейся на 500 километров вдоль побережья нынешнего Перу.

Те детские впечатления вдохновили Прието стать археологом, и, приступив к работе над диссертацией в Йельском университете, он вернулся в родной город на раскопки храма, возведенного 3,5 тысячи лет назад.

А в 2011 году владелец местной пиццерии поделился удивительной новостью: его дети – и местные собаки – стали находить человеческие кости, торчащие из песка на близлежащем пустыре. Он упросил археолога разведать, в чем там дело.

Поначалу Прието думал, что это просто забытое кладбище. Но, раскопав останки нескольких детей, завернутых в саваны, и получив их радиоуглеродные датировки – 1400–1450 годы, – археолог понял, что наткнулся на масштабное и страшное захоронение.

Древние перуанцы тоже испытывали стресс

Роберт Кларк

Прието заметил, что могилы нехарактерны для культуры чиму: дети были погребены в необычных позах – лежа на спине или скорченными на боку, а не в сидячем положении, как было принято среди чиму.

К тому же вместо украшений, керамики и прочего погребального инвентаря, известного археологам из подобных погребений, рядом покоились скелеты молодых лам. (Важный источник мяса и шерсти, а также надежное средство для перевозки грузов, эти андские верблюды высоко ценились в народе чиму.

) И наконец, было еще одно странное обстоятельство: останки многих детей и лам сохранили явные следы резаных ран на грудине и ребрах.

Чтобы разгадать эти загадки, Прието призвал на помощь Джона Верано, антрополога и судебного эксперта из Университета имени Тулейна в Новом Орлеане. Верано давно исследует физические свидетельства ритуальных культов в Андах – например, изучал, как в XIII веке чиму перерезали две сотни мужчин и мальчиков в местечке Пунта-Лобос.

Осмотрев останки из Уанчакито, Верано подтвердил, что дети и животные были намеренно умерщвлены одним и тем же способом – поперечным рассечением грудины, за которым, вероятно, следовало извлечение сердца.

Больше всего его поразило сходство в расположении ран, а также отсутствие на костях следов неуверенных надрезов – своего рода «пробы ножа». «Это ритуальное убийство, и очень продуманное», – вынес он вердикт.

Древние перуанцы тоже испытывали стресс

Роберт Кларк

Но воскресить события в Уанчакито не так-то просто, главным образом потому, что о культуре чиму ученым известно совсем мало. А ведь те могли быть властелинами могучей империи, о которой мало кто слышал.

Ее след в истории теряется меж двух цивилизаций, куда лучше сохранившихся в памяти потомков. Первая – культура моче, чьи удивительные настенные росписи запечатлели кровавое жертвоприношение военнопленных.

Вторая – инки, сокрушившие чиму около 1470 года, когда до покорения их собственной империи испанскими завоевателями оставалось немногим более 60 лет.

Чиму не оставили письменных памятников: наши скудные знания о них основываются на археологических находках да на испанских хрониках.

Правда, в этих источниках упоминается, что приносили в жертву сотни детей инки по случаю воцарения или смерти правителя (хотя археологи пока не нашли тому доказательств), но ни единого намека на то, что и чиму совершали детские жертвоприношения в тех же масштабах, нет.

«Мы и ведать не ведали, что чиму проводили подобные ритуалы, – признается Верано, имея в виду невиданное число жертв. – Археологам повезло».

Древние перуанцы тоже испытывали стресс

Роберт Кларк

Свет на тайну Уанчикито проливает… затвердевший ил, в котором были захоронены жертвы. Мощные наслоения ила указывают на затяжные проливные дожди. «На засушливое побережье Северного Перу такие ливни обычно приносит только Эль-Ниньо», – объясняет Прието.

Население Чан-Чана кормилось благодаря отлаженным оросительным системам и прибрежному рыболовству, но повышение температуры морской воды и проливные дожди, обусловленные этим климатическим феноменом, могли пошатнуть и политические, и экономические устои империи чиму. Возможно, жрецы и вожди решили совершить массовое жертвоприношение в отчаянной попытке умолить богов остановить потоп и бескормицу.

«Столько детей, столько животных – это могло быть весьма ценное подношение богам от лица государства», – рассказывает Прието.

Джейн Эва Бакстер – антрополог из Университета имени де Поля в Чикаго, исследующая историю детей и детства, поддерживает гипотезу о том, что в глазах чиму дети могли быть одним из самых ценных даров, которые можно было преподнести богам. «Но это значит пожертвовать своим будущим, – размышляет она. – Вся энергия и силы, которые ушли на продолжение рода и сохранение общества, – все это гибнет вместе с ребенком, отданным на заклание».

Возможно, жертвоприношение отражает новую систему представлений доколумбовых народов севера Перу о том, как снискать благосклонность высших сил.

Как отмечает Хаген Клаус, антрополог из Университета имени Джорджа Мейсона в Виргинии, детские жертвоприношения стали в регионе обычным делом после падения моче в IX веке.

Сами моче принесли в жертву множество военнопленных в своем храме Луны – от сердца империи чиму в Чан-Чане его отделяли всего несколько километров (правда, и несколько веков).

«С падением моче эти поверья устарели и ритуалы утратили силу, – рассказывает Клаус. – Однако в них, по-видимому, крылось нечто гораздо большее, во что уверовали и жители Чан-Чана. Жертвоприношения – очень скрупулезно выстроенные формы общения с потусторонним миром. Так чиму, как они верили, взаимодействовали с космосом».

Быть может, умиротворение духов и прекращение дождя и не терпело отлагательств, но тем не менее массовое жертвоприношение было тщательно продумано. Молодые ламы – еще один ценный ресурс, – возможно, были отобраны именно для этого события из государственного стада.

Николас Гёпферт, специалист по верблюдам из Национального центра научных исследований Франции, изучил хорошо сохранившуюся шерсть четвероногих жертв и предположил, что чиму отбирали их для церемонии по возрасту и цвету.

Так, в захоронениях темно-коричневые ламы часто соседствуют со светло-коричневыми, но ни белых, ни черных животных нет.

«Мы знаем из испанских хроник, что у инков был цветовой код для жертвенных лам, – рассказывает Гёпферт. – Может, и чиму отбирали их сходным образом».

Древние перуанцы тоже испытывали стресс

Роберт Кларк

Как проходил отбор детей, которых ожидала столь страшная участь, остается загадкой: в Уанчакито были убиты мальчики и девочки, о которых хорошо заботились: останки практически не несут признаков недоедания или болезней.

Судя по результатам изотопного анализа зубов, это были уроженцы разных уголков обширной империи чиму.

Неестественно удлиненная форма некоторых черепов свидетельствует о намеренных манипуляциях с головами в младенчестве, практиковавшихся лишь в отдаленных горных районах.

Но многие вопросы остаются без ответа. К каким слоям общества принадлежали эти дети? Трудно сказать без погребального инвентаря. Их отдавали добровольно перед лицом надвигающейся катастрофы – или отбирали принудительно? Археологи теряются в догадках. По некоторым признакам и результатам судебно-медицинской экспертизы специалисты стараются восстановить ход событий.

Жертвоприношение детей и молодых лам – всего самого ценного для чиму, –возможно, было попыткой умолить богов прекратить ливни, повергшие империю в хаос.

Рисунок следов, сохранившихся на затвердевшем иле, свидетельствует о том, что к месту жертвоприношений двигалась торжественная процессия. Отпечатки маленьких босых ступней, а также копыт четвероногих животных, которых тащили против воли, позволили Прието и Верано предположить, что жертв вели к могилам, где и убивали.

Возможно, эта жуткая миссия легла на плечи двух взрослых женщин, которых затем убили ударами по голове и закопали в северной части кладбища. Поблизости были обнаружены и останки взрослого мужчины, лежащего на спине под грудой камней. Его необычайно крепкое телосложение навело археологов на мысль, что это мог быть сам палач.

Помогла ли драгоценная жертва остановить проливные дожди? Бог весть, но это мрачное событие позволяет нам представить последние, отчаянные годы умирающей империи.

«Они могли все потерять и были готовы отдать самое дорогое, – рассуждает Бакстер. – Эти жертвы очень ярко высвечивают положение чиму в тяжелые для них годы».

Через несколько десятков лет к стенам Чан-Чана подступят войска инков…

Читайте также:  Глицерин для кожи лица: полезные свойства и вред

Древние перуанцы тоже испытывали стресс

Редкие изображения пантеона чиму украшают ткани, найденные в захоронениях знати в Пампа-ла-Крус.

Спустя несколько месяцев после завершения раскопок в Уанчакито приходит весть от Прието: он обнаружил новые ритуальные захоронения детей и лам в местечке Пампа-ла-Крус, на высоком холме, увенчанном большим деревянным крестом (отсюда и название: крест больше века назад поставил рыбак в благодарность за спасение на море).

Чуть дальше к югу на побережье высится новый монумент в память о жертвах, принесенных богам в Уанчакито: статуя маленького мальчика и ламы в окружении недавно высаженных пальм, по одной на каждую человеческую жертву. С вершины Пампа-ла-Крус открывается прекрасный вид на запад, где плещется море.

Я приехала в разгар перуанской зимы и видела, как несколько отважных серферов штурмовали ледяные волны. Прието раскопал останки еще 132 детей чиму, большинство из которых тоже были убиты поперечным рассечением груди.

На сегодня список жертв, обнаруженных в двух захоронениях, таков: 269 детей, трое взрослых и 466 лам.

Древние перуанцы тоже испытывали стресс

Медный нож, найденный в Пампа-ла-Крус, – уникальное изделие: он снабжен трещоткой, издававшей звук, когда лезвие рассекало грудь жертвы.

Есть и еще одна загадка: девять захоронений на вершине холма, среди руин более раннего святилища эпохи моче, обращенного к морю.

Здесь тоже покоятся дети чиму, но они погребены в облачениях и причудливых головных уборах, украшенных перьями попугаев и резными деревянными орнаментами.

У всех жертв отсутствует след надреза на груди, но у одной сильно поврежден череп – вероятно, смертельным ударом по голове.

За неделю, проведенную мной на раскопках, Прието повезло извлечь на свет огромный медный нож с трещоткой на одном конце – до сих пор ни один археолог не находил ничего подобного. «Господи, это еще что такое? – восклицает он. – Неужели тот самый нож, которым убивали детей?».

Однажды за обедом Прието рассказывает древнее предание, которое рисует чиму в более привлекательном свете.

Хроники повествуют о событии, случившемся после прихода инков и испанцев: Дон Антонио Ягуар, предводитель осажденных чиму, показал испанским завоевателям тайник с бесценными сокровищами.

В Уанчако бытует легенда, что Дон Антонио привел их к peje chico – меньшему сокровищу – а peje grande так до сих пор и не найдено. «Хочется думать, что эти дети и есть peje grande, что для чиму это была самая большая драгоценность», – задумчиво говорит Прието.

Как яркие воспоминания из путешествий растягивают время и удлиняют жизнь

 Почему вечер с друзьями в баре пролетает незаметно, а 20 минут в очереди в аэропорту тянутся вечность? Незнакомая дорога всегда длиннее. Годы с возрастом проходят быстрее. А еще искажения времени, похоже, один из побочных эффектов пандемии. Кстати, куда делся 2020-й?

Древние перуанцы тоже испытывали стрессДревние перуанцы тоже испытывали стресс

На самом деле точно никто не знает. Никто даже не знает, существует ли время объективно. Но разбираться с этим оставим физикам и сфокусируемся на проблеме восприятия времени человеческим мозгом.

Разрыв между тем, как течет время, и тем, как мы его переживаем, занимает психологов уже более полутора веков.

Пионеры психофизиологии Густав Теодор Фехнер и Эрнст Генрих Вебер заложили основы этого направления научного поиска в 1800-х годах.

Сегодня исследования в области восприятия времени ведутся на пересечении психологии, нейробиологии, лингвистики, социологии, философии и других общественных наук.

То, как мы оцениваем время, по-прежнему остается загадкой. У нас есть биологические часы, которые регулируют наши циркадные (околосуточные) ритмы, но глобально к восприятию временных отрезков отношения не имеют. Тем не менее мы каким-то образом чувствуем время как единое целое и благодаря этому согласовываем наши действия с другими людьми.

Пока что ученым не удалось найти определенный участок мозга, который отвечает за эти процессы.

Однако данные, полученные с помощью функциональной МРТ, дают понимание, что в основе обработки времени лежит не одна структура мозга, а большая сеть нейронных областей.

Также удалось выяснить, что на восприятие времени влияют эмоции (особенно страх), память, внимание, способность к концентрации, возраст, изолированность от внешней среды и даже температура тела.

Как часто бывает в науке, это открытие было сделано во многом благодаря случайностям, например при работе с людьми, имеющими те или иные проблемы со здоровьем. Медикам знакомы истории пациентов с функциональными нарушениями мозга, для которых время субъективно ускорялось либо замедлялось, а иногда и вовсе воспринималось как последовательность статичных кадров.

Но и безо всяких заболеваний мы постоянно сталкиваемся с временными искажениями. Когда поджимает рабочий дедлайн, время летит стремительно. Напротив, дни до пятницы иногда тянутся невыразимо долго. Час в кресле стоматолога протекает совершенно иначе, чем час, проведенный за интересной беседой или в новом городе.

Древние перуанцы тоже испытывали стресс
Wei-Te Wong/Flickr.com

Счастье, печаль, страх и другие эмоций играют важную роль в том, как мы ощущаем течение времени.

Известный американский психолог Михай Чиксентмихайи ввел термин «поток», чтобы описать ощущение полного погружения в какую-либо деятельность. В потоковом состоянии все отвлекающие факторы для человека отсутствуют.

Ключевой особенностью переживания потока является искаженное ощущение времени, как правило, что оно прошло быстрее, чем обычно.

Другой важный фактор, влияющий на ощущение времени, — чувство страха. В ситуации угрозы для жизни время для человека непостижимым образом замедляется.

Клодия Хэммонд, британская писательница, исследовательница, журналистка, радио- и телеведущая программ ВВС, в книге «Искаженное время» приводит интересную историю новозеландца Чака Берри (не музыканта, а экстремала-прыгуна с парашютом).

Чак выполнял трюки на сверхлегком дельтаплане и в какой-то момент решил сделать крутое пике, чтобы в последний момент остановить падение и снова подняться в воздух. Но конструкция не выдержала, и аппарат разрушился в воздухе, потеряв оба крыла.

Чак вместе с обломками машины находился в свободном падении. Позднее команда спасателей определила по GPS-трекеру, что скорость падения составляла 200 километров в час. Но даже в этой очевидно безвыходной ситуации мозг Берри продолжал работать.

Хэммонд пишет, что впоследствии Чак вспомнил все до единой мысли, промелькнувшие в те секунды в его голове:

«Надо забраться обратно в кабину. Должен же быть способ! Может, подтянуться? Ну конечно! А как бы поступил Джеймс Бонд? Давай, приятель, делай что-нибудь! Я должен придумать выход. Только вниз не смотри. Земля слишком близко. Нет времени. Но должен же быть выход. Это из-за флаттера, как пить дать.

Рычаг! Рычаг запасного парашюта. Только бы достать до этого рычага. Он должен быть на месте! Ну конечно, он там. Как долго я падаю? Кажется, целую вечность. Вот уже те самые холмы. Времени совсем мало. Ветер сбивает, мешает думать. Вот оно, самое важное решение в моей жизни.

Сделай же что-нибудь! Спасайся! Хватай рычаг и дергай!»

На все эти расчеты у Берри была всего пара мгновений, но в его восприятии они длились бесконечно долго. Настолько, что этого времени хватило дотянуться до запасного парашюта и понять, что он оказался слишком маленьким и не может остановить падение. И тем не менее Чак Берри остался жив. Даже на непригодном парашюте он спланировал в кусты, которые смягчили удар.

Потом он говорил: «Свободное падение длилось целую вечность. Так долго я еще ни разу не падал». В действительности же «вечное» падение продолжалось всего 10 секунд, а неудачный спуск с крошечным парашютом — еще пять. Эти данные бесстрастно зафиксировал GPS-трекер.

Психологам хорошо известно ощущение замедления времени в момент опасности. В ситуациях, когда человеку угрожает возможная гибель, время странным образом растягивается.

Это не раз подтверждалось научно, например в эксперименте нейробиолога и писателя Дэвида Иглмена, который отправлял испытуемых в свободное падение с высоты спиной вперед. Все, разумеется, живы: внизу испытуемых ловила прочная сеть.

И все переоценивали продолжительность падения, время которого фиксировалось хронографом.

В целом нам кажется, что время замедляется в ситуации опасности, и летит, когда мы переживаем радостные события. Еще время тянется дольше для людей с высокой температурой и в депрессии.

Древние перуанцы тоже испытывали стресс
Agung Pratamah/Unsplash.com

Путешествие — одна из тех ситуаций, когда мы испытываем ощущение, что со временем что-то не так. Вечером очередного насыщенного дня произошедшее утром воспринимается так, будто было вчера. Дни кажутся длинными, но при этом стремительно проносятся мимо. Поездка заканчивается слишком быстро, но потом возвращаешься из десятидневного путешествия, а ощущение, будто дома не был месяц.

В повседневной, рутинной жизни все происходит наоборот. Дни идут с более-менее нормальной скоростью, иногда даже тянутся. Но, оглядываясь назад, вдруг понимаешь, что прошел год. Клодия Хэммонд называет этот феномен «парадоксом отпуска» и связывает его с количеством новых впечатлений, которыми, как правило, наполнены путешествия.

На самом деле мысль о связи между новой информацией, насыщенной жизнью и восприятием времени не нова. Еще в 1890 году американский философ и психолог Уильям Джеймс в книге «Принципы психологии» писал:

«Время, заполненное интересными событиями, кажется кратким, когда оно протекает, но долгим, когда мы его окидываем взглядом в прошедшем. С другой стороны, время, не заполненное событиями, кажется долгим, когда оно движется, и кратким, когда мы о нем думаем впоследствии».

Джошуа Фоер, американский журналист, победитель чемпионата США по запоминанию 2006 года и один из основателей проекта Atlas Obscura, в своем бестселлере «Эйнштейн гуляет по Луне» описывает это следующим образом:

«Монотонность убивает время, новизна же позволяет ему раскрыться. Вы можете ежедневно делать зарядку, питаться здоровой пищей и прожить долгую жизнь, но ощутить ее лишь как короткую.

Если вы проводите жизнь, сидя в крошечной комнатке и раздавая бумажки, один день обязательно перетечет в другой и в итоге исчезнет.

Вот почему так важно менять устоявшиеся привычки, ездить в отпуск в экзотические места и получать так много нового опыта, как только возможно, чтобы все это служило якорями для наших воспоминаний. Создание нового воспоминания растягивает психологическое время и удлиняет нашу жизнь».

Путешествие — идеальная ситуация для того, чтобы время пролетало незаметно. Новые города, люди, эмоции. Иной образ жизни. Отсутствие привычных ориентиров в виде распорядка дня, необходимости идти на работу, вести детей в сад или школу, решать рутинные задачи.

Но по возвращении домой в дело вступает другой фактор: память. Многие путешественники говорят, что даже через неделю отсутствия дома ощущение такое, будто уехал месяц назад. Причина в большом количестве событий, которые происходят в это время, и в эффекте новизны. Память сохраняет намного больше воспоминаний в сравнении с обычной неделей, проведенной дома.

Древние перуанцы тоже испытывали стресс
Atlas Green/Unsplash.com

Так дорога, когда едешь по ней впервые, всегда кажется длиннее, а два выходных дня за городом ощущаются более продолжительными, чем те же два дня на диване с телефоном в руках.

Ученые предполагают, что эти же особенности восприятия и памяти заставляют нас думать, что с возрастом время летит быстрее. Для ребенка больше вещей являются новыми, и новый опыт он получает чуть ли не каждый день.

Но с возрастом мы накапливаем все больше знаний и шаблонов поведения, а жизнь, следовательно, приносит меньше новых впечатлений.

Читайте также:  Еще одна причина держаться подальше от курильщиков

Поскольку ощущение времени во многом зависит от новых воспоминаний, то их отсутствие создает ощущение, что время куда-то делось.

В качестве мысленного эксперимента попытайтесь вспомнить, что вы ели вчера на завтрак или чем занимались позавчера в течение дня, если это был обычный, рутинный день.

Фоер формулирует это просто и жестко: «Жизнь ускоряется, когда мы стареем, потому что с годами перестает быть такой запоминающейся». Вывод о том, что делать, кажется, напрашивается сам. И путешественники тут имеют преимущества перед всеми остальными.

Кроме прочего, Джошуа Фоер задается серьезным вопросом: а существовало ли бы такое понятие, как время, не будь у нас памяти? Воспоминания структурируют нашу жизнь. Вот такой интересный диалог с одним из участников соревнований по запоминанию — а заодно и ответ на вопрос, что нам делать с убегающим временем, — он приводит в своей книге:

— Я пытаюсь расширить рамки своего субъективного времени, поэтому кажется, что я живу дольше, — с сигаретой в зубах бормотал Эд, стоя на тротуаре у главного здания Con Edison. — Вся «фишка» в том, чтобы избавиться от ощущения, которое часто бывает в конце года: не может быть, чтобы 12 месяцев так быстро пролетели!

— И как этого добиться? — спросил я.

— Нужно просто больше запоминать. Наполнять жизнь хронологическими вехами. Яснее сознавать течение времени.

  • Я сказал, что этот план напомнил мне одного из героев книги Джозефа Хеллера «Поправка 22», пилота Данбэра, утверждавшего, что, раз время пролетает незаметно, когда весело его проводишь, самый верный путь продлить жизнь — сделать ее как можно скучнее.
  • Эд пожал плечами.
  • — На самом деле все как раз наоборот: чем больше в нашей жизни воспоминаний, тем медленнее течет время.

Искажения в восприятии времени сопутствуют и пандемии, охватившей мир в 2020 году. Дни тянутся монотонной чередой, зато месяцы пролетают незаметно. То, что многие чувствовали интуитивно, недавно экспериментально подтвердили британские (кроме шуток) ученые.

Опрос показал, что более 80 % из 604 участников ощущали время иначе в череде бесконечных локдаунов. По итогам люди разделились на две группы. Одной группе казалось, что время течет медленнее. Вторая считала, что время, наоборот, ускорилось и летело быстрее.

Люди, попавшие в первую группу, были, как правило, старше, чаще жаловались на стресс или депрессию, имели меньше задач и чувствовали себя более изолированными и одинокими. Во второй группе оказались более молодые люди с бóльшим количеством задач, они меньше жаловались на стресс, связанный с ограничениями пандемии.

То, как течет время, и то, что мы думаем об этом, не одно и то же. На наше субъективное восприятие линейного времени влияет уровень нашей активности и эмоциональное состояние. Пандемия и связанные с ней ограничения нормальной деятельности только подтвердили этот факт.

Если посмотреть на факторы, замедляющие время, то картина тут невеселая: скука, стресс, тревожное ожидание, высокая температура, чувство изоляции, отверженности и депрессия. Так что, если для вас время летит слишком быстро, это, похоже, признак счастливой жизни.

Клодия Хэммонд и другие исследователи памяти и работы мозга для более полного ощущения ускользающих мгновений рекомендуют использовать парадокс отпуска в повседневной жизни.

Что именно делает путешествие таким запоминающимся? В первую очередь, это минимум скучных и повторяющихся действий. То есть нужно сделать каждый свой день насыщенным новыми впечатлениями, чтобы оставить зацепки для памяти.

Древние перуанцы тоже испытывали стресс
Curtis Simmons/Flickr.com

Понятно, что невозможно получать новые впечатления постоянно. Но можно, например, выбраться в выходные за город вместо листания ленты. Или почитать книжку, но в парке с кофе, а не на привычном диване.

Выйти на обед из офиса вместо того, чтобы быстро съесть его на рабочей кухне. Пойти вечером домой другой дорогой и посмотреть по сторонам, а не воспринимать маршрут как путь из точки А в точку Б.

Если кажется, что на это нет времени, подумайте о том, что прогулки на воздухе продлевают жизнь.

Слабое место этого метода — усталость. Мозг утомляется постоянно воспринимать новое. Поэтому в путешествии так часто к концу дня чувствуешь себя выжатым как лимон. Одна из причин, по которым мы повторяем рутинные действия, заключается в том, чтобы не думать, дать мозгу отдохнуть.

Но необязательно изо дня в день искать приключения, достаточно просто обращать внимание на детали, фокусироваться на том, что происходит в моменте, другими словами, жить настоящим. Часто мы не помним каких-то вещей не из-за плохой памяти, а из-за недостатка концентрации внимания. Невозможно запомнить то, чего даже не видел. А мы уже знаем, что воспоминания помогают растягивать время.

Как и во всем остальном в жизни, тут тоже придется постоянно искать баланс и делать выбор: либо работать над тем, чтобы «остановить мгновение», либо отдыхать в тишине и покое, но тогда не жаловаться, что жизнь проходит мимо.

«Я не призываю вас отказаться от телевизора, компьютерных игр или ленивого времяпровождения в выходные. Но единственный способ замедлить бег времени — вести энергичный образ жизни, а телевизор смотреть только тогда, когда вы уверены, что передача надолго вам запомнится».

Похоже, путешествия, интересные хобби, занятия любимым делом, общение с близкими — это моменты, когда мы наиболее полно и осознанно живем свою жизнь и остаемся в потоке. И время, хоть на чуть-чуть, но в самом деле замедляет свой бег.

По материалам книг:

  • Клодия Хэммонд. Искаженное время. Особенности восприятия времени.
  • Джошуа Фоер. Эйнштейн гуляет по Луне: наука и искусство запоминания.
  • Норман Дойдж. Пластичность мозга.

«Воздействует на мозг»: главный психиатр России рассказал о постковидном синдроме

Часть переболевших коронавирусом сталкивается с так называемым постковидным синдромом. У них возникают проблемы с памятью, затрудняется концентрация внимания, появляются раздражительность и повышенная усталость. Главный внештатный психиатр Министерства здравоохранения РФ Зураб Кекелидзе в интервью RT рассказал, как пандемия влияет на психическое здоровье людей.

— Воздействует ли коронавирус на психику человека? 

— Конечно. В 2020 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила COVID-19 чрезвычайной ситуацией. У каждой ЧС есть одинаковые закономерности, потому что это события, которые вызывают стресс у каждого, вне зависимости от его индивидуального опыта и социального положения. И есть различные типы реагирования на эту ситуацию, которые мы сейчас наблюдаем.

— Назовите, пожалуйста, эти типы?

— Первый — это адекватное реагирование. Люди признают ЧС и прислушиваются к тому, что говорят власти, выполняют рекомендации. В данном случае это, к примеру, ношение маски. Второй — люди считают, что коронавирус действительно есть, но предпринимаемые меры совершенно никуда не годятся.

Об этом они говорят близким и случайным знакомым. Третий тип — люди, считающие, что всё происходящее есть «мировая закулиса», что это придумано и ничего этого не существует.

Четвёртый вариант (таких людей мало) — как только они узнают о ЧС, они тут же бегут домой, хватают детей, хватают деньги, иногда даже забывая закрыть дверь за собой, и бегут туда же, куда и все. Пятый вариант — это те, кто собирает свою семью, еду, вещи, загружает в машину и уходит в леса и горы.

Прячутся, отделяются и полагают, что COVID-19 их там не достанет. В целом у всех появляется тревога, которая вызывает напряжение в обществе.

Древние перуанцы тоже испытывали стресс

  • РИА Новости
  • © Александр Натрускин

— Чем может грозить это состояние?

— Когда повышается тревога, у людей снижается уровень критического мышления и им можно внушить всё что угодно. Этим, кстати, пользуются мошенники. Некоторые начинают верить, что коронавирус можно заговорить, и отдают за это большие деньги.

— Какие изменения психики наблюдаются у тех, кто заболел?

— Пока мы все эти симптомы неофициально называем постковидным синдромом. У некоторых людей коронавирус проявляется как аносмия, когда человек перестаёт чувствовать запахи (перестаёт различать вкусовые качества — агевзия).

Эти расстройства указывают, что COVID-19 воздействует на мозг. В своё время мы провели соответствующее исследование и выявили, что при коронавирусе имеет место нарушение проницаемости гематоэнцефалического барьера. Это барьер между кровью и мозгом.

Не всё, что в этих сосудах идёт, проходит через этот барьер.

Также по теме

Древние перуанцы тоже испытывали стресс Психолог Зинченко заявил об ухудшении памяти и расстройстве настроения после коронавируса

Чаще всего переболевшие коронавирусной инфекцией сталкиваются с ухудшением памяти и внимательности, а также страдают от расстройств…

— Чем грозит это нарушение?

— Нарушается память. К примеру, человек видит предмет, но не может вспомнить его названия. Иногда люди забывают последовательность букв в слове и не могут его написать.

В некоторых случаях перенёсшие COVID-19 считают, что, как и до болезни, могут бегать по утрам или играть в футбол, и только после того, как они начинают играть, обнаруживают, что не выдерживают обычной нагрузки, очень быстро устают.   

— Какие ещё нарушения обнаружились у переболевших?

— У всех разные симптомы: у кого-то нарушение запахов и вкусов, у кого-то проблемы с памятью, третьи долго не могут вникнуть в то, что читают, — затруднена концентрация внимания.

У четвёртых появляется раздражительность без причины и повода. Какая-то мелочь их выводит из себя, они начинают конфликтовать с окружающими, имеет место чрезмерная слезливость и обидчивость.

В части случаев некоторые индивиды долгое время после выздоровления не перестают обсуждать COVID-19.  

— Можно эти нарушения исправить?

— Да, разумеется. Есть методы, как это лечить, и мы это делаем в центре им. В.П. Сербского. В этом году две недели назад мы провели недельный цикл для врачей-психотерапевтов.

Также у нас существует горячая линия медико-психологической помощи при ЧС.

 Она функционирует ещё с тех пор, когда имели место теракты — взрыв на Каширском шоссе, на улице Гурьянова, взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади и другие. 

— Много звонков поступает?

— Количество звонков увеличилось. По коронавирусу от 30 до 50 звонков в сутки. В том числе есть и «зависающие больные», которые звонят по разным причинам чуть ли не каждый день. Нам начали звонить врачи, которые работают сутками. Им также непросто.

Также есть линия по домашнему насилию, особенно актуальная на изоляции. Там, конечно, мало звонков, по 3—4. Это связано, скорее всего, с российским менталитетом — не выносить сор из избы.

— Звонят только те, кто заболели?

— Нет. Чрезвычайная ситуация вызывает у людей стресс, и они могут по-разному реагировать. К примеру, человек, который был рядом с заболевшим, но сам не заболел, тоже испытал стресс, и ему нужна помощь. Есть ещё континуальный стресс. Это то, что COVID-19 начался и продолжается. Напряжение сохраняется.

— Из-за ковида людям приходится сидеть в изоляции. Сказывается ли это на психике?

Также по теме

Древние перуанцы тоже испытывали стресс Профессор Лисецкий рассказал о влиянии пандемии на психическое здоровье

Профессор, заведующий кафедрой психологии развития Самарского университета Константин Лисецкий рассказал о влиянии пандемии на…

— Конечно. Иногда СМИ это усугубляют. Показывают, как известные люди спасаются от коронавируса, их шикарный загородный дом. Я просил так не делать, потому что это только людей раздражает. Некоторые в однушке впятером живут, и им ещё выходить на улицу запрещают — их этот сюжет будет только раздражать.

Читайте также:  Офисная зарядка 1900-х годов

— Можете дать совет, как в изоляции не перессориться со всеми?

— Когда семья находится на карантине, каждый может составить своё расписание, что он хочет делать в течение дня. В последующем эти расписания можно сравнить между собой и выработать такой распорядок дня, который был бы комфортен всем. Кроме того, у каждого домочадца должна быть возможность остаться наедине хотя бы на 15 минут. 

— Были ли случаи стационарного лечения постковидного синдрома?

— Пока такой у нас информации нет. Но я думаю, что с каждым днём необходимость в помощи будет возрастать и психиатры будут дежурить там, где болеют ковидом. Реальная картина сформируется лет через 5—10 — после анализа объёма всей информации.

«Конфликты с родителями, разрывы отношений»

Как рассказали RT в Департаменте труда и социальной защиты населения Москвы, в 2021 году возросло количество обращений в Московскую службу психологической помощи на телефон неотложной психологической помощи «051». С начала 2021 года было обработано свыше 92 тыс. обращений, 27,5 тыс. из них поступило через анонимный чат.

«Возросло число обращений, связанных со страхами за своё здоровье и за здоровье близких людей, в том числе больных, находящихся в тяжёлом состоянии. Люди жаловались на психосоматические расстройства. Увеличились запросы, связанные с трудностями во взаимоотношениях: супружеские конфликты, конфликты с родителями, разрывы отношений», — сообщили в ведомстве.

В Департаменте также пояснили, что основные запросы абонентов на номер «051» были связаны со страхами, апатией, острыми стрессовыми состояниями, проблемами с коммуникацией, одиночеством, конфликтами и обидами, с трудностями профессионального восстановления, потерей работы и алкогольной зависимостью.

«В последние два года количество звонков увеличилось на 20%. В 2020 и 2021 году основными темами консультаций стали здоровье, семейные и личностные проблемы. За помощью к специалистам обращаются жители среднего возраста, и большинство из них — женщины. Согласно статистике, лишь 25,4% звонивших — мужчины», — пояснили представители департамента.

Древние перуанцы вымерли от стресса

опубликовано: 3 декабря 2009 10:25

Ученые нашли в волосах доколумбовых индейцев повышенное содержание «гормона стресса» кортизола. Исследование может пролить свет на распространение сердечно-сосудистых заболеваний в прошлом.

Люди, населявшие территорию современного Перу в V веке до н. э. – XVI веках н. э., так же, как и жители современных мегаполисов страдали от стрессов.

Это доказала антрополог Эмили Уэбб из канадского университета Западного Онтарио, которая исследовала содержание гормона кортизола в волосах перуанских мумий. Вместе с коллегами она отобрала образцы у десяти индивидуумов из различных захоронений, в том числе — на знаменитом плато Наска.

Ценнейший гормон

Кортизол является стероидным гормоном и вырабатывается корой надпочечников по приказу мозга в ответ на внешний раздражитель.

Выделившись в кровь, он достигает клеток-мишеней, проникает в цитоплазму и вызывает реакции, которые приводят к усилению синтеза глюкозы.

В результате стимулируется работа сердца, уменьшается гиперчувствительность, концентрируется внимание, так что организм получает возможность лучше справляться со стрессовой ситуацией.

Для антропологов и археологов кортизол интересен тем, что выделяется не только в кровь, но и в слюну, мочу и волосы. Последняя деталь позволяет ученым узнать не только, как вели себя древние люди, но и что они чувствовали незадолго до смерти, рассказала исследовательница в интервью изданию Discovery News.

Сохранившиеся у мумий волосы позволили Уэбб проследить уровни содержания кортизола на протяжении последних 27 месяцев жизни исследуемых индивидов. У большинства людей уровень гормона непосредственно перед смертью был очень высок.

За дни до кончины содержание кортизола сильно менялось: резко уменьшалось и увеличивалось, в чем Уэбб винит «возможную засуху, стрессы из-за питания», «физическую или социальную целостность, то есть вопросы здоровья, безопасности и благополучия».

Прогресс стрессу лишь помеха

В среднем по сравнению с современными людьми средневековые перуанцы нервничали гораздо больше, доказала антрополог и нашла тому объяснение. «Общество служит защитным барьером. Хотя наше общество успешно оберегает нас, к примеру, от ежегодных перепадов в доступности пищи, как личности, мы продолжаем волноваться за нашу жизнь по другим причинам», — напоминает эксперт.

Как подчеркивают обозреватели Discovery News, открытие Уэбб стало первым в мире исследованием содержания кортизола в древних волосах.

Вместе с коллегами она не ограничилась перуанцами и исследовала на предмет содержания «гормона стресса» волосы древних египтян, нубийцев и коренного населения Онтарио. Материалы, собранные Уэбб, помогут объяснить, почему строители пирамид так часто болели атеросклерозом — уж не стрессы ли тому виной.

Самые необычные привычки перуанцев, которые совсем непонятны русским

Если вы проведете какое-то время в Перу, вы начнете замечать некоторые особенности, которые совершенно уникальны для этой южноамериканской страны, от выбора напитков до преобладающего отношения к хронометражу. Вот некоторые обычаи, известные только перуанцам.

Инка-кола

Инка-кола-любимый напиток Перу, и перуанцы с радостью откажутся от воды для более вкусного и менее утоляющего жажду напитка в бутылках.

Газировка напоминает вкус жевательной резинки, который вызывает ассоциацию сеанса у стоматолога, но перуанцы любят его все равно.

Но если напиток лично вам не нравится, не стоит говорит об этом местным жителям — это все равно, что оскорбить их страну и человека лично.

Инка-кола

Любовь к Чиче

Если Инка-Кола — это напиток номер 1, то Чича — номер 2. Этот древний напиток, приготовленный из фиолетовой кукурузы, является перуанским основным продуктом, подается почти с каждым приемом пищи. Вы найдете этот напиток везде, где есть перуанцы, и это восхитительно.

Поесть Севиче перед едой

Севиче, без сомнения, самое знаменитое блюдо Перу. Вдоль побережья рыба повсюду, как и севиче. Несмотря на то, что Севиче вполне может заменить полноценный прием пищи, перуанцы привыкли есть это блюдо в качестве закуски.

Севиче

Народная медицина

Кому нужно идти к врачу, когда у родителей есть все необходимые средства? Будь то грипп, простуда или что-то еще, нет необходимости в Докторе, когда у мамы и папы есть все ответы. Самые популярные перуанские лекарство — горячее молоко с корицей и писко от гриппа и луковый сироп от кашля.

Ничто не начинается вовремя

Ваши перуанские друзья сказали вам быть где-то в определенное время, но в назначенный час никто не появился? Не переживай, про тебя не забыли. Перуанцы жутко непунктуальны: не удивляйтесь, если человек опоздает на 2 часа.

Поддержите, пожалуйста, начинающего автора и путешественника подпиской на канал и лайком. Именно ваш лайк и подписка очень важны для развития канала!

Камбоджа в несколько раз лучше Таиланда. Теперь буду ездить именно туда. И вот почему

Чем же мне так сильно запомнилась Санья, что я так сильно хочу туда вернуться? Китайские гавайи

Уровень стресса в мире достиг рекордного показателя

Сатановский: Поддержка ОДКБ резко изменила поведение Токаева

После поддержки со стороны ОДКБ президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев резко ужесточил риторику в отношении выступающих против него сил и приказал открывать по погромщикам огонь на поражение, заявил политолог Евгений Сатановский.

«Похоже, о двоевластии в Казахстане речь больше не стоит, Елбасы, члены его семьи и ближайшее окружение Назарбаева сошли с политической арены и Токаев становится реальным президентом», – написал Сатановский в своем Telegram.

Политолог отметил, что Казахстан прикрыт еще и с китайского фланга, поскольку лидер КНР Си Цзиньпин выступил против любых внешних сил, которые пытаются и могут пытаться дестабилизировать Казахстан.

Что, с учетом позиции России, а также вовлеченности в процесс стабилизации ситуации в Казахстане соседних Киргизии и Таджикистана, делает свержение Токаева или захват власти боевиками, кто бы за ними ни стоял, заранее обреченной на провал авантюрой.

«Восток признает только силу, а выбить Казахстан из системы его сегодняшних отношений с Россией и Китаем или подменить их той же Турцией или Соединенными Штатами, очень трудно, если вообще возможно, хотя пытаться это сделать будут и Анкара, и Вашингтон. Волки травой не питаются, им крови и мяса надо», – подчеркнул он.

Сатановский также прокомментировал заявление Госдепартамента США по ситуации в Казахстане.

«Когда американцы высказывают казахам недовольство и обеспокоенность в первую очередь тем, что Токаев попросил ОДКБ о поддержке и заявляют, что у самого Казахстана достатачно сил, чтобы со всем происходящим без нее справиться, выглядит это более чем странно.

У него президентская резиденция и акимат города в Алма-Аты горят, международный аэропорт и телебашня боевиками захвачены, силовиков убивают, по всей стране отлично подготовленные вооруженные банды громят акиматы и отделения МВД в городах, а ему рассказывают, что и как он должен и чего ни в коем случае не должен делать. Совсем у Блинкена и Байдена ребята сбрендили, что ли? Или мы чего-то об отношениях США и Казахстана не знаем?», – добавил политолог.

По его словам, западные, в первую очередь американские, НКО руками и ногами поддерживают боевиков, которые с их точки зрения – «мирные протестующие, выступающие против коррумпированного режима».

«Что до Турции, официальные СМИ и лично Эрдоган пока что показательно не педалируют ту или иную позицию, выжидая, чем дело кончится, но протурецкие, пантюркистские и панисламистские сетевые ресурсы после информации о вводе в Казахстан российских десантников так напряглись», – пояснил Сатановский.

В пятницу президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что только на Алма-Ату напали 20 тыс. бандитов. По его словам, критически важно понять, почему государство «проспало» подпольную подготовку терактов спящих ячеек боевиков. Он уточнил, что подготовкой и руководством боевиков занимался единый командный пункт.

Президент добавил, что власти продолжают контртеррористическую операцию против боевиков, которые «не сложили оружие, продолжают совершать преступления или готовятся в ним».

Ранее казахстанский политолог Марат Шибутов объяснил заявление Токаева о том, почему власти «проспали» нападение 20 тыс. боевиков на Алма-Ату. Он пояснил газете ВЗГЛЯД, что в подготовку массовых протестов в Казахстане могли быть вовлечены действующие руководители спецслужб, некоторые из них, кто был назначен при Назарбаеве, не были лояльны президенту Токаеву.

Напомним, что спровоцированные резким ростом цен на газ акции протеста переросли в массовые беспорядки и погромы, в ходе которых погибли 18 сотрудников силовых ведомств республики, еще 748 пострадали.

Самая сложная обстановка сложилась в Алма-Ате, где были захвачены и разгромлены несколько административных зданий, в том числе президентская резиденция, а также банки, магазины и кафе. На окраинах города мародерство продолжается.

Для стабилизации обстановки Токаев обратился к главам государств ОДКБ с просьбой оказать помощь республике в «преодолении террористической угрозы».

В четверг российские подразделения и воинские части воздушно-десантных войск в составе коллективных миротворческих сил ОДКБ приступили к выполнению задач в Казахстане. Их миссия заключается в охране государственных и других стратегических объектов.

Однако в случае нападения вооруженных банд у миротворческих сил ОДКБ есть право применять оружие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector