Уроки воспитания: приучаем ребенка к дисциплине

Воспитание — не проблема, если родители понимают его как способ научить ребёнка управлять своими эмоциями и поведением, развить чувство ответственности, строить гармоничные отношения с окружающими. Немаловажную роль здесь играет воспитание дисциплины. 

Для многих родителей дисциплина ассоциируется только с наказаниями или ограничениями.

Однако это не способ заставить ребёнка делать то, что хочет родитель любыми методами, это способ научить его следовать определённым правилам. И для этого необходимы разные рычаги влияния: наказание или поощрение.

Как приучить ребёнка к дисциплине мягко, с любовью, без криков, нервов и риска превратиться в домашнего тирана — далее в нашей статье.

Плохая привычка или нежелательное поведение? Как распознать и что делать читайте в статье: «Плохие привычки у детей: как с ними бороться».

Дисциплина детей: что это

Дисциплина детей — это способ научить их следовать определённым нормам.  Это не причуда взрослых, а залог бесконфликтных отношений с ребёнком, его гармоничного физического, эмоционального и умственного развития.

К сожалению, многие родители склонны пускать этот процесс на самотёк, считая, что жизнь сама все расставит на свои места.

Но ребёнок, выросший в атмосфере умеренной дисциплины, умеет распределять время, тратить его на важные для жизни вещи, а потому будет гораздо успешнее того, кого воспитали в атмосфере отрицания устоявшихся норм и правил.

Там, где хромает детская дисциплина, не ладятся отношения с родителями, не складывается общение со сверстниками. 

Развитие дисциплины у детей нужно начинать с младшего возраста. Наверняка вы замечали, что малыши чаще всего повторяют поведение родителей.

Важно помнить об этой закономерности, потому что она касается и воспитания. Дети смотрят на родителей и ведут себя аналогично — малыши очень любят подражать взрослым.

Вот несколько простых советов, как приучить ребенка к порядку и дисциплине в раннем возрасте:

Больше похвалы, меньше наказаний

Малыши любят, когда их хвалят. Когда вы поощряете поведение ребёнка, он старается угодить вам ещё больше. Лучшая награда и мотивация для малыша — объятия, улыбки, интерес к тому, чем занят ребёнок.

Разумные ожидания

Энергичные дети не воспринимают замечаний «подожди», «тихо», «аккуратно» и т. п. Показывайте личным примером, рассказывайте, как нужно делать, закрепляйте новые знания совместно. Так ребёнок поймёт, как себя вести.

Говорите «нет» только тогда, когда действительно нужно

Нужно установить границы допустимого для ребёнка поведения. Если ему можно всё, и никто не наказывает, малыш будет в замешательстве. Вы должны определить, что будет для него наиболее важным. Чем меньше правил и чем они более чёткие, тем быстрее ребёнок научится им следовать. 

Проявляйте настойчивость

Угрозы и крики не дадут нужного результата. Малыши быстро учатся игнорировать запреты, если вы не выполняете сказанное.

Например, вы говорите, что накажете ребёнка, если он не перестанет качаться на стуле, но ничего не происходит. Малыш понимает, что ваши замечания в этом случае можно игнорировать.

Важно не запугивать, а объяснять, показывать личным примером, и обязательно быть последовательным и настойчивым в своих действиях. 

Научитесь договариваться с малышом

Нельзя заставить ребёнка есть, спать тогда, когда вы хотите. Но криками и угрозами послушания тоже не добиться — вы только провоцируете новые конфликты. Умение договариваться поможет минимизировать ссоры с ребёнком и наладить взаимоотношения. 

Отвлекайте ребёнка, переключайте его внимание

Переключайте внимание малыша с того, что не нужно делать, на более интересное, а главное, правильное занятие. Например, если ребенок постоянно нажимает кнопки на телевизоре, дайте ему другой предмет с кнопками, и всякий раз, когда смотрите телевизор вместе, отвлекайте внимание от кнопок на него.

Уроки воспитания: приучаем ребенка к дисциплине

Как научить ребенка дисциплине

Дисциплина — залог бесконфликтных отношений с ребёнком. Но она не сводится к жесткому контролю и наказаниям за проступки. Главная цель родителей — научить малыша контролировать своё поведение.

Добиться этого можно, установив четкие границы и правила, которые малыш должен выполнять, а родители — следить за их соблюдением. Причём правилам нужно следовать всегда, и они одинаковы для всех. Если хотите, чтобы ребёнок убирал за собой игрушки, — не разбрасывайте свои вещи по дому.

Следите за соблюдением правил, будьте справедливы по отношению к ребёнку и подавайте хороший пример — это лучший способ воспитать в нём ответственность. 

О балансе в воспитании ребёнка можно узнать, посмотрев видео Дмитрия Карпачёва: «Зачем детям нужны правила? Правила и наказания. Как воспитать счастливого ребенка?»

Умение контролировать своё поведение пригодится и в младшем, и в школьном возрасте. Поможет в учёбе, а также в переходный период, когда перед подростками возникает множество соблазнов. Умея управлять собой, ребёнок без труда откажется от всего этого.

Как приучать ребёнка к дисциплине? Здесь нет единых правил, потому что многое зависит от возраста.  Малышей до трёх лет нужно учить мягко и ненавязчиво, трёхлеток и дошкольников — хвалить и подбадривать, а школьникам и подросткам — рассказывать о причинах и следствиях. Для каждого возраста существуют свои методы воспитания дисциплины. 

До трёх лет

Малышам до трёх лет тоже нужна дисциплина, но в мягкой форме. Дайте им возможность расходовать неуёмную энергию и чётко разъясняйте правила, которые действуют в вашей семье. Например, нельзя дёргать кота за хвост, брать спички, нажимать кнопки на стиральной машине, залезать на стол — и другие важные «нельзя». И лучше убрать подальше все опасные и хрупкие предметы.

3-5 лет

Трёхлетки и старше лучше понимают указания старших и могут следовать им. Кроме того, у них уже есть понимание причинно-следственных связей. Главная особенность возраста — делать все по-своему. Поэтому нужно указывать на ограничения, объяснять их. Сделать это можно несколькими способами:

Акцент на хорошем или позитивная дисциплина

Суть метода в том, чтобы акцентировать внимание на хороших поступках и поведении ребёнка. Так взрослые показывают, что им нравится и каких поступков они ждут от малыша. А ребёнок понимает, что нужно делать, чтобы его похвалили, одобрили поведение.

Понятные инструкции

Ребёнок ещё не понимает, как нужно вести себя в обществе, как общаться со взрослыми, с новыми знакомыми, что говорить при встрече, как вести себя в транспорте и т.д.  Родители должны давать ему чёткие и понятные инструкции. А лучше — показывать пример хорошего поведения. Научите малыша, здороваться, говорить вежливые слова, расскажите, в каких ситуациях это нужно делать. 

Дисциплина за вознаграждение

Пока ребёнок маленький, можно ставить ему условия или использовать наказания. Но лучше сосредоточиться на позитиве, предлагая за сделанное определённое вознаграждение.

Только не нужно награждать малыша за любую мелочь, иначе он будет вести себя хорошо только при наличии вознаграждения и в повседневной жизни. Как этого избежать? Объяснить, что награды не всегда будут материальными.

Наградой может быть похвала, доброе слово в его адрес, словесная благодарность за помощь.

Спокойствие для упрямцев

Если ребёнок упрямый, ему может не подойти метод позитивной дисциплины. Но и крики, наказания здесь не помогут. Такие дети часто устраивают истерику, чтобы показать разочарование и нежелание делать то, что вы их просите.

Дайте ему время, чтобы успокоиться, можете оставить ребёнка одного в своей комнате — привычная атмосфера поможет быстрее прийти в себя.

И только после этого поговорите с ним, расскажите, почему нельзя вести себя подобным образом, укажите на то, что он сделал неправильно. 

Зачем нужны правила, почему важно их соблюдать читайте в статье: «Правила поведения в общественных местах для детей».

Уроки воспитания: приучаем ребенка к дисциплине

6-7 лет

Ребёнок уже сопоставляет слова родителей и их поступки, поэтому внимательно следите за тем, что вы говорите, и не повторяет ли чадо ваши действия. Не угрожайте наказаниями, которые не сможете выполнить.

Чёткие правила и границы

Установите для ребёнка простые и понятные правила. Он должен понимать, что будет, если их нарушить, последствия плохого поведения. Важно, чтобы правил было не слишком много — тотальные ограничения ни к чему хорошему не приведут. 

Расскажите о последствиях

Последствия должны быть такими, которые можно объяснить логически. Если ребёнок не хочет делать уроки, ему запретят играть в компьютер на один-два дня. Эти последствия выбирают не родители, они — следствие плохого поведения самого ребёнка.  И он должен это понять и исправить.

Мягкая дисциплина

Особенность этой техники в том, чтобы отвлечь ребёнка от плохого поведения, предложив альтернативу. Ребёнок долго играет в компьютерные игры? Предложите ему нарисовать игру, в которую он играл, изобразить персонажей, а может создать собственную игру.

Малыш играет в опасном месте, например, на кухне, где вы готовите в этот момент. Предложите ему перейти в комнату — там будет удобнее играть в машинки, рисовать, и мама мешать не будет.

  При этом обращайтесь к нему ласково, не нужно приказывать в грубой форме, кричать или применять силу.

Эмоциональный коучинг 

Как правило, если дети не могут выразить свои эмоции, они начинают вести себя агрессивно: кусаться, драться. Метод эмоционального коучинга помогает научить ребёнка выражать свои эмоции словами.

Малыш начинает разбрасывать вещи, потому что хочет рисовать в данный момент, а не убирать в комнате, спокойно скажите ему, что понимаете, почему он ведёт себя так, и разрешаете порисовать немного, а потом взяться за уборку.

9—12 лет

В этом возрасте лучше всего действует закон причин и следствий. Если сделаны уроки, можно идти гулять. Если сделана работа по дому, можно поиграть в компьютерные игры.  Также можно использовать следующие методы:

Учиться на ошибках

Читайте также:  Рыба марлин: чем полезна и чем вредна

Расскажите ребёнку о последствиях его поведения. Понятное дело, последствия должны соответствовать ситуации и возрасту. К примеру, за лето у ребёнка сбился режим, он привык ложиться спать позже обычного и долго спать утром.

Перед школой нужно менять распорядок, а он не хочет этого делать. Разрешите ему лечь спать позже, утром ему будет тяжело просыпаться, он будет хотеть спать в течение дня. Такое состояние будет мешать сосредоточиться на учёбе.

Объясните ребёнку, что это произошло из-за его непослушания. 

Всегда есть альтернатива

Если постоянно отказывать ребёнку и ничего не предлагать взамен, он может заупрямиться. И объяснить здесь ничего не получиться — наткнётесь на протест с его стороны в виде конкретных действий.

Предложите альтернативу. Если есть возможность выбрать из двух вариантов, любой будет правильным. Но вы даёте понять, что их всего два.

Если ребёнок отказывается выбирать, стойте на своём, предлагая всё те же два варианта.

Научитесь воспитывать ребёнка без упрёков, скандалов и истерик на 3-дневном вебинаре Дмитрия Карпачёва: «Что обязан знать каждый родитель».

Уроки воспитания: приучаем ребенка к дисциплине

13 лет и старше

Подростки плохо поддаются убеждению, а на ваши логические аргументы у них найдётся ещё десяток против. Поэтому советуем следующие способы дисциплины по возрасту ребёнка.

Обсуждение и поиск общего решения

Подростки любят, чтобы с ними обращались, как со взрослыми, но им не нравится, когда им указывают, что делать и как поступать. Если видите, что поведение сына или дочери явно хромает, не провоцируйте конфликт, а спокойно обсудите ситуацию и вместе придумайте решение. 

Переговоры

Подростки любят самостоятельно принимать решения и показывать свою независимость. Опять же, предлагаем не ссориться, доказывая каждый свою правоту, а сесть за стол переговоров, заключить соглашение.  Так упрямец быстрее пойдёт на уступки. 

Никаких преимуществ

Лишение какого-то права отлично работает как наказание. Вернулся позже назначенного времени домой — не гуляешь с друзьями два-три дня. Засиделся допоздна за компьютером и не сделал уроки, компьютер под запретом на неделю. Подросток должен понимать, что ограничения — это следствие его плохого поведения.

И главное — дисциплина обязательно должна смягчаться родительской любовью. Следите за соблюдением правил спокойно, будьте справедливы к своему чаду, не завышайте планку и обязательно подавайте хороший пример. И у вас обязательно получится воспитать ответственного, самодостаточного, уважительного и доброжелательного человека.

Изображения взяты из источника: pixabay.com

Дисциплина: как воспитать ее в ребенке – начнем с себя — Азбука воспитания

Мы хотим, чтобы наши дети состо­я­лись в этой жизни, какой бы слож­ной она ни каза­лась. Чтобы это слу­чи­лось, ребенка надо моти­ви­ро­вать. Если этого не делать, все уси­лия будут све­дены на нет. Здесь (да и не только здесь) хоро­шую службу сослу­жит при­уче­ние к дисциплине.

А что это такое — дис­ци­плина? Каж­дый вкла­ды­вает в это поня­тие что-то свое. Кому-то кажется, что это уме­ние управ­лять собой. Дру­гой ска­жет, что это каче­ство силь­ной и успеш­ной лич­но­сти. Тре­тьи  будут утвер­ждать, что речь о посто­ян­ном выпол­не­нии каких-то пору­че­ний или о нака­за­нии за непо­слу­ша­ние и т.п.

На самом деле, все про­сто. Речь о под­чи­не­нии пра­ви­лам и порядку, уста­нов­лен­ным для каж­дого чело­века, живу­щего в том или ином городе, рабо­та­ю­щем или уча­щемся в том или ином кол­лек­тиве. Ведь от дис­ци­плины зави­сит мно­гое в жизни чело­века – и рас­ту­щего, и повзрослевшего.

Но как при­учить ребенка к дис­ци­плине? С какого момента это надо начи­нать делать? Как, нако­нец, это делать?

Когда надо начинать воспитывать ребенка 

На этот вопрос у всех свой ответ. Мно­гие схо­дятся на том, что про­цесс надо начи­нать с того момента, как ребе­нок нач­нет пони­мать слова. Мол, а как иначе он пой­мет нас.

Но здесь уместно вспом­нить извест­ную притчу, кото­рая при­мерно зву­чит так. На вопрос мамы о том, когда надо начи­нать вос­пи­ты­вать двух­лет­него ребенка, муд­рый чело­век отве­тил, что она опоз­дала на два года.

Пусть и мало, но есть такие мамы, кото­рые не ждут рож­де­ния малыша. Они его вос­пи­ты­вают уже, как гово­рится, с живота. Ведь малыш слы­шит маму, знает все ее инто­на­ции, усва­и­вает ее при­вычки, даже реа­ги­рует на ее пере­жи­ва­ния и т.д. Порой ребе­нок появ­ля­ется на свет с мами­ной мими­кой, а, вырас­тая, любит ту же музыку, имеет те же при­вычки и так далее.

Как воспитать дисциплину в ребенке

Боль­шин­ство опыт­ных роди­те­лей знает – чем раньше дис­ци­пли­ни­ро­вать малыша, тем потом эти труды будут проще. С чего начать, прежде чем выра­ба­ты­вать в нем эту хоро­шую привычку?

Начните с себя

Да, да, вос­пи­ты­вайте в себе дис­ци­плину. Иначе, если вы не будете дис­ци­пли­ни­ро­ваны, ваш ребе­нок вырас­тет таким же. Как это делать?

  • Порас­суж­дайте на эту тему.
  • Почи­тайте побольше тема­ти­че­ской литературы.
  • Най­дите ответы на самый глав­ный в дан­ный момент вопрос – что такое дис­ци­плина для меня.
  • Возь­мите себе в при­вычку делать все не как попало, а как полагается.
  • Вспом­ните свои дет­ские годы и спо­собы дис­ци­плины, при­ме­ня­е­мые вашими роди­те­лями. Какая их стра­те­гия вам нра­вится, а какая – нет, и почему.

И лучше начи­нать все это делать в бере­мен­но­сти, тогда вы точно не опоздаете.

После рождения ребенка

В чем ваши силь­ные сто­роны, если вы зай­ме­тесь этим вопро­сом, будучи бере­мен­ной или прямо после родов? В том, что ваш малыш перед вами — аки чистый лист. И то, что вы начер­та­ете на этом листе, во мно­гом повли­яет на раз­ви­тие вашего малень­кого чело­вечка и в даль­ней­шие годы его жизни.

Итак, несколько момен­тов, на кото­рые надо обра­щать вни­ма­ние маме, жела­ю­щей вос­пи­тать в ребенке дисциплину.

Пеленание

Аргу­менты пси­хо­ло­гов и неко­то­рых роди­те­лей про­тив пеле­на­ния порой, мягко говоря, смешны. Нет, речь даже не о нару­шен­ном кро­во­об­ра­ще­нии, о кри­вой спинке или нож­ках и т.п.

Напри­мер, сетуют, что не все роди­тели сходу науча­ются пеле­на­нию. Но ведь науча­ются? Или, мол, запе­ле­ну­тый ребе­нок хочет больше сво­боды. На что дру­гие роди­тели ска­жут на это – а что дает ребенку эта сво­бода? Малыш часто про­сы­па­ется, оца­ра­пы­вает слу­чайно себя. Неслу­чайно же наши предки пеле­нали новорожденных.

  1. Во-пер­вых, малышу так проще при­вык­нуть к новой для него среде.
  2. Во-вто­рых, в пелен­ках он чув­ствует себя более защи­щен­ным, нахо­дясь как бы в утробе матери.
  3. В‑третьих, ведет себя спокойнее.
  4. Ну, и глав­ное, пеле­на­ние ребенка – это один из пер­вых спо­со­бов дис­ци­пли­ни­ро­вать кроху. Запе­ле­нали, зна­чит, спать. Рас­пе­ле­нали, зна­чит, гулять.

Режим

Очень важ­ная состав­ля­ю­щая. Напри­мер, корм­ле­ние. Совре­мен­ные мамы игно­ри­руют ста­рые тра­ди­ции. Док­тора-де реко­мен­дуют кор­мить по тре­бо­ва­нию. Т.е. закри­чал, зна­чит, корми (а закри­чать-то малыш может по дру­гому поводу – у него газики, он хочет пить или неудобно лежит, пам­перс тре­бует замены и т.д.). Чем чре­вата пре­сло­ву­тая сво­бода в кор­межке? Тем, что:

  • трав­ми­рует пси­хику ребенка,
  • не хорошо дей­ствует на его желу­дочно-кишеч­ный тракт,
  • сво­дит на нет зачатки самодисциплины.

Т.е. режим — это момент из того же раз­ряда, в смысле при­вычка, навык. Мно­гие роди­тели заме­чают, что, если ребе­нок при­вык к режиму (корм­ле­ние, гиги­е­ни­че­ские про­це­дуры, про­гулки, гим­на­стика про­во­дятся при­мерно в один и тот же час), он более дис­ци­пли­ни­ро­ван и в мла­ден­че­стве, и в дру­гие годы своей жизни.

То же самое можно ска­зать и о дру­гой сто­роне жизни деток. Ска­жем, при­ча­стие. Если мама с самого рож­де­ния под­но­сит малыша к чаше, он не будет пла­кать, ибо при­вык с пер­вых своих дней при­ча­щаться. А если и не сразу, то потом, даже посто­янно пла­чу­щий во время при­ча­стия ребе­но­чек посте­пенно при­вы­кает. Вырас­тая, детки чув­ствуют в себе эту потребность…

Если вы при­учите ребенка с пер­вых лет жизни к порядку во всем, он будет знать, что такое дисциплина.

Изучение ребенка

Каж­дый ребе­нок инди­ви­дуа­лен. Поэтому важно не только забо­титься о его физи­че­ском раз­ви­тии. Изу­чите его хорошо, и уви­дите, какие есть у него осо­бен­но­сти и каче­ства. Чтобы понять это, надо пона­блю­дать за ним, зада­вая себе неко­то­рые вопросы.

  1. Похож ли он на меня и в чем.
  2. Какое у него отли­чие от меня.
  3. Чем он пыта­ется при­влечь мое внимание.
  4. Что малышу больше нравится.
  5. Какие труд­но­сти испытывает.
  6. Чем он силен.
  7. Что ценно в нем.

Стратегия развития

Угрозы, уни­же­ние и физи­че­ская сила не только мешают нор­маль­ному раз­ви­тию и само­дис­ци­плине детей. Такой под­ход сде­лает их незре­лыми в буду­щем.

А если стро­ить руко­вод­ство их жиз­нью в пози­тив­ном и авто­ри­тет­ном, а не в авто­ри­тар­ном или игно­ри­ру­ю­щем (типа, делая, что хочешь) ключе, это сти­му­ли­рует их к само­кон­тролю, ответ­ствен­но­сти, к осо­знан­ным само­сто­я­тель­ным шагам.

Да, эта работа потре­бует вели­чай­шего тер­пе­ния и коопе­ра­ции, изу­че­ния малыша и себя самого. Но ведь это ваш ребенок!

Советы

Вот еще несколько шагов, кото­рые помо­гут вос­пи­та­нию в малыше само­дис­ци­плины и дисциплины.

  • Лич­ный при­мер – это наше все.
  • Пра­вила, вво­ди­мые в семье, должны быть чет­кими и после­до­ва­тель­ными, тогда ребе­нок научится усва­и­вать и пра­вила, уста­нов­лен­ные в той среде, куда он попадет.
  • Ста­рай­тесь фоку­си­ро­вать вни­ма­ние не на том, чего не надо ребенку делать, а на жела­тель­ном его поведении.
  • Научи­тесь отвле­кать вни­ма­ние ребенка, пере­клю­чая его на пози­тив и на нужное.
  • Не обви­няйте малыша (мол, такой и сякой). Лучше про­сти­му­ли­руйте к хоро­шим действиям.
  • Если даете ука­за­ния или ста­вите задачи, то делайте это четко, не более одной за один раз. Все это должно быть посиль­ным для выпол­не­ния ими.
  • Не давайте обе­ща­ний, кото­рые не можете исполнить.
  • Отве­чайте на вопрос ребенка, хоро­шенько подумав.
  • Не раз­дра­жай­тесь, не кри­чите, не кри­ти­куйте чадо, но и не пота­кайте ни в чем – надо разо­браться, почему он ведет себя так или иначе.
  • Не опаз­ды­вайте нигде.
  • Если что-то и слу­ча­ется, не пани­куйте, не него­дуйте, а ищите спо­кой­ную стра­те­гию реше­ния ситуации.
  • Соблю­дайте пра­вила дорож­ного движения.
  • Сде­лайте так, чтобы ребе­нок пони­мал, сколь плохо или хорошо чужая неор­га­ни­зо­ван­ность и недис­ци­пли­ни­ро­ван­ность вли­яет на других.
  • Поощ­ряйте про­яв­ле­ние самоконтроля.
Читайте также:  Чай с молоком — польза и возможный вред

Это надо знать

Чтобы ваши ожи­да­ния были близки к воз­мож­но­стям вашего ребенка в плане дис­ци­плины, помните о том, что у него свои потреб­но­сти в раз­ном воз­расте и уро­вень раз­ви­тия. Что надо учесть.

  • От 0 до 2х лет детки нуж­да­ются в вашей огром­ной под­держке, любви и посто­ян­ном кон­такте. При­вя­зы­ва­ясь к вам, малыш будет вам больше и больше дове­рять, ведь вы все­гда в нуж­ный момент рядом и поможете.
  • Детки 2–6 лет начи­нают иссле­до­вать мир, ощу­пы­вая его, пере­во­ра­чи­вая или бро­сая что-то, учатся гово­рить, читать, изу­чать соци­аль­ные навыки и даже пытаться стать само­сто­я­тель­ными. И они более ини­ци­а­тивны, если заме­чают, что на это обра­ща­ется внимание.
  • В воз­расте 6–12 лет дей­ствия ребенка уже совер­ша­ются под воз­рас­та­ю­щим само­кон­тро­лем. Обра­ба­ты­вая полу­чен­ную инфор­ма­цию, он сам при­ни­мает реше­ния, ста­но­вится более ответ­ствен­ным. Но в этот период дети начи­нают фор­ми­ро­вать свой образ, осно­ван­ный на своем опыте и обще­нии со взрос­лыми. Дай, Бог, чтобы это обще­ние при­несло здо­ро­вые плоды, тогда ребе­нок будет более уве­рен и самодисциплинирован.

Резюме

Да, дис­ци­плина дис­ци­плине — рознь. Пра­вила пове­де­ния в семье, на дороге, в школе, в супер мар­кете, дис­ци­плина в армии, спорте, на работе, в храме (есть цер­ков­ная дис­ци­плина) и вообще, в целом – в обще­стве — могут в чем-то отли­чаться. Но их свя­зы­вает главное.

  • Они должны бес­пре­ко­словно выпол­няться, какой бы сферы ни касались.
  • Брать надо не стро­го­стью, не нака­за­нием, а чет­кими границами.
  • Про­цесс вос­пи­та­ния дис­ци­плины надо начи­нать как можно раньше и на позитиве.
  • Ну, а роди­те­лям жела­тельно начать с себя.

Только при таком усло­вии ребе­нок ста­нет ответ­ствен­ным и спо­соб­ным кон­тро­ли­ро­вать себя и свои импульсы.

Входим…

Куки не обнаружены, не ЛК

Как дисциплинировать ребенка?

Статьи

Психология и педагогика

Дисциплина — это способ научить наших детей правильному поведению, а не мера наказания. Четко заданные правила, значения которых вы объяснили своему ребенку, помогут не только с организацией повседневных задач, но и поспособствуют эффективному обучению.

27 июля 2018

«Он у меня будет по струнке ходить!» — это не дисциплина, это способ морального давления на ребенка. И очень вредный способ. У многих родителей и учителей слово «дисциплина» действительно ассоциируется с подъемом в 6 утра, обливаниями холодной водой, линейкой, которая взмывает и опускается на «кривую» спину. Нет, нет и еще раз нет. Дети не должны жить в условиях военного лагеря, но вот навык понимать правила и выполнять их понадобится им уже в начальной школе, не говоря о взрослой жизни.  Именно в школе маленький человек впервые и со всей полнотой принимает на себя груз ответственности и требований, который ложится на его плечи. Да, быть может, некоторые родители и считают, что ребенок должен расти в атмосфере, полной свободы. Но что малыш будет делать в классе, где просят сидеть на месте и не кричать с места, когда дома ему можно было ходить на голове? Мучительно принимать претензии. А вот собранному ребенку будет куда проще заниматься лучше, входить в новые для себя ролевые отношения и коммуникацию.

Зачем первокласснику нужна дисциплина? Об этом мы писали в нашем материале, опубликованном в социальных сетях.

Не важно, сколько лет вашему ребенку, 5 или 10, он должен понимать разницу между соответствующим поведением и поведением, которое недопустимо. Пусть ребенок знает, чего от него ожидают, а также о том, что последует за нарушением правил. Важно помнить, что правила должны быть рациональными, а вы — уметь ответить ребенку на его вопрос о смысле установленных норм.

– Мамочка, ну почему нельзя-я-я-я? – поднимая брови и уже куксясь вопрошает Коля.

– Потому что я так сказала! – грозно нахмурившись отрезает мама. Это не ответ, это отмашка, не имеющая авторитета и оставляющая негатив. Объясняйте детям причины своих решений, они должны видеть, что исполняют не вашу прихоть, а полезное для них самих правило. Да, конечно, правила и последствия непослушания будут сильно зависеть от возраста ребенка. В то время как малышу надо объяснить, что драться с  нехорошо, подростку лет 11 уже важно объяснить, почему он должен быть дома в 20:00. И будьте гибкими — то, что правильно для начальных классов, уже не является истиной для младшего подросткового возраста. Взрослея, дети расширяют границы (птенцы же не живут в скорлупе?), и если вовремя им с этим не помочь, скорлупа лопнет сама, а вы окажетесь погружены в пучину конфликтов. Оказывается, рутина тоже может быть полезна, если превращается в полезные привычки. Маленькие традиции и обряды позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности, даже если это правильно «еще раз подергать дверную ручку, чтобы проверить — закрыли ли вы дверь». Если вы, например, заметили, что поведение вашего ребенка ухудшается, когда он устает (или наоборот — баловство приходит от недостатка активности), обратите на это внимание и создайте «дела», которые помогут удовлетворить нужные потребности.

  • Укладывайте ребенка спать и будите его в одно и то же время — то, что предсказуемо, не так травмирует.
  • Если в расписании дня появляются внезапные изменения — например, поход в гости или к врачу, сообщите об этом заранее, не оттягивая до последнего.
  • Некоторые дети не могут спокойно «перескакивать» от одной активности к другой. Относитесь к этому с пониманием и делайте «буферные» зоны, во время которых будет происходить перестройка. У малышей это может быть сказка между играми и обедом, у школьников — перерыв между уроками или домашней работой. 

Вопрос-ответ. Можно ли ставить ребенка в угол? Можно. Смысл в том, чтобы оставить расшалившегося ребенка наедине с собой. Если вы отправите его в свою комнату — он примется за игрушки, а важно дать ему время подумать над своим поведением. Схема проста: сколько времени ребенку, столько минут он стоит в углу.  Обрисуйте ребенку четкую причинно-следственную связь между тем, как он себя ведет, и что за этим следует. Следуйте установленным правилам без исключений. Например, если лазать по деревьям в парке нельзя, то нельзя всегда, а не только когда «ты же в такой чистенькой белой рубашке!». Спросите ребенка о его собственном мнении: «Как ты думаешь, что следует сделать, если ты опоздаешь на обед? Ведь суп уже будет холодным, придется есть так…» — и пусть у него будет возможность обдумать собственное поведение.

  • Удостоверьтесь, что наказание или «последствия» уместны. Они ни в коем случае не должны унижать ребенка!
  • Последствие должно помогать ребенку учиться на ошибках. Убрать игрушки самостоятельно, поставить грязную чашку в мойку и помыть ее самостоятельно, даже попробовать холодный суп из-за копаний за компьютером — все это куда полезнее, чем час простоять в углу. 
  • Покажите ребенку прямое следствие: если ты долго собираешься на прогулку, значит, сама прогулка будет короче.

Вопрос-ответ. Как нельзя наказывать детей? Лишать их естественных физеологических потребностей: не отпускать в туалет, лишать еды и прогулки на свежем воздухе. Не дать сладостей – это возможный вариант развития событий.  Об этом уже сказано выше, но хочется остановиться на этом пункте подробнее. Следите за своими словами и за четким выполнением правил, которые вы же установили. У многих родителей и учителей есть привычка делать исключения: пропускать мимо ушей или мимо глаз то, что не соответствует правильному порядку, разрешать некоторые действия «в самый последний раз» и обещать, что санкции придут в следующий раз: «еще раз такое увижу, и вот тогда точно…». Все это, во-первых, подрывает ваш авторитет, во-вторых, сбивает ребенка с толку, размывая границы дозволенного.

  • Даже если у вашего ребенка есть оправдание, будьте просты в своей ясности: «Оля, ты нарушила правило, это означает, что…».
  • Если у вас несколько детей (внимание, учителя!), то помните, что правила должны быть равны для всех. То, что нельзя Кате, нельзя и Саше. То, что можно Жене, можно и Ване. В противном случае дети (и вполне справедливо) решат, что вы относитесь к ним нечестно.

5 советов как дисциплинировать ребенка и приучить его к порядку

У вашего ребёнка проблемы с дисциплиной и порядком? Вы ищете эффективные способы и методы воздействия на ребёнка, чтобы развить в нём дисциплину? Тогда узнайте, как дисциплинировать ребенка, чтобы он контролировал своё поведение и не испытывал вашего терпения.

Суть этих советов — воздействовать на ребёнка, уважать его достоинство, быть последователем и сохранять спокойствие. Эти способы позитивного подхода к дисциплинированию, помогут вам воспитать в детях дисциплину.

Но эти советы не работают как волшебная палочка. Потому что нет быстрых методов приучения детей к порядку и дисциплине. На это нужно много времени и терпение. Только тогда вы добьетесь долгосрочных результатов.

Дисциплинировать — это значит распространять знания с целью научить, обучить и привить навыки. Это значит обучать в соответствии с установленными правилами в семье и обществе. Приучать к систематическим и регулярным действиям, чтобы сформировать у ребенка привычку послушания.

Как дисциплинировать ребенка

Дисциплинировать ребенка, да ещё правильно — это непростая задача. Некоторые дети слишком чувствительны и легко ранимы даже к мягким упрекам. Тогда как другие не поддаются и физическим наказаниям. Поэтому до сих пор ведется множество споров о методах и надлежащих способах дисциплинирования детей.

Однако, все эксперты сходятся во мнении, что чрезмерное физическое наказание наносит только вред, и ничего хорошего не дает ребенку. А значит, постоянно шлепать детей — это не лучший метод дисциплинирования, его следует избегать.

Иногда приходится наказывать, но нельзя этим злоупотреблять. Например, раздражать и обижать своих детей постоянными упреками, замечаниями, ограничениями или правилами, которые постоянно умножаются. Это может обескураживать детей.

Важно помнить: гнев, непоследовательность и дисциплина — понятия несовместимы. Ребенка необходимо дисциплинировать с любовью и логикой.

1. Исправляйте и дисциплинируйте с любовью

Когда ребёнок старается и справляется со своими обязанностями или поручениями, тогда не скупитесь на похвалу. А что, если у них что-то не получается или они часто ошибаются? Это не повод сердиться или кричать на детей. (Прочитайте 115 фраз и слов похвалы для детей, которыми вы можете их валить).

А вы разве никогда не ошибаетесь? Как взрослые мы находим себе оправдание. Так почему бы не проявить терпение и оправдать ребёнка, когда он ошибается. Относитесь к ошибкам, как к составной части дисциплинирования.

Читайте также:  Телевизор крадет пять лет жизни

Писатели Майкл Шульман и Ева Маклер писали:

Если с детьми обращаться по-доброму и с любовью, тогда они не боятся наказания за самостоятельность и проявленную инициативу. И совсем иначе с детьми суровых родителей. Их дети боятся проявлять инициативу и быть самостоятельными. Потому что уверены, что родители все равно к чему-то придерутся, будут ругать их или накажут. Поэтому они без их ведома и шагу не ступят.

Даже если у детей не получается хорошо выполнить какое-то поручение, хвалите их за приложенные усилия. Этим вы будете поощрять их больше стараться в следующий раз. Заверяйте детей в том, что у них с каждым разом получается делать это лучше и лучше. И вы этим гордитесь.

Запомните, если с любовью дисциплинировать ребенка и приучать его к порядку, то это принесёт ему только пользу, как сейчас, так и во взрослой жизни.

2. Приучайте к порядку и дисциплине через личный пример

Нравится вам это или нет, но ваши дети смотрят на вас. Независимо от того, сколько ценных советов и правил вы им дадите, ваше повседневное поведение оставит более глубокий и постоянный отпечаток на их характере, чем ваши слова. И прежде, чем думать о дисциплинировании ребенка, родители должны это применить к себе. Как это сделать?

Чтобы ваш ребенок был честным, тогда вам самим нужно быть честными. Если хотите, чтобы дети были вежливыми, тогда покажите пример своими манерами дома и на улице. И ребенок не должен видеть, что между родителями нет согласия, а существует разница во мнениях.

Например, когда один из родителей поддерживает ребенка и разрешает ему то, что запретил другой родитель. Кто тогда, кого дисциплинирует? Из-за этого сводятся на нет любые усилия привить полезные навыки ребенку.

Не родители дисциплинируют ребенка, а ребенок родителей

3. Нужно дисциплинировать ребенка через потерю привилегий

Ваша цель не в том, чтобы заставить детей подчиняться, а чтобы они научились делать лучший выбор в будущем. А для этого им нужна практика. Если дети сделают неправильный выбор, тогда учите их тому, что последствием будет потеря привилегии. Потеря должна быть связана с поведением.

Обязательно дайте понять им, когда можно будет вернуть привилегии. Обычно 24 часов достаточно, чтобы научить ребенка извлекать уроки из своей ошибки. На практике это может выглядеть так: «За твое непослушание, ты не будешь смотреть телевизор или играть в игры до завтрашнего дня. Но завтра, если ты будешь слушаться, то сможешь опять ими воспользоваться».

4. Поощряйте хорошее поведение вашего ребенка

Когда наказание является основным инструментом дисциплинирования, то родители забывают вознаградить своих детей за соответствующее поведение. Между тем, используя вознаграждения можно получить гораздо больше, а также быстро исправить плохое поведение.

Поощрения помогают ребенку сосредоточиться на том, что нужно делать для получения привилегий и чего избегать. Это не значит, что детям нужно давать шоколадку всякий раз, как они выполнят домашние обязанности. Достаточно похвалить ребенка, например: «Я горжусь тобой».

Если несколько детей, уделите наибольшее внимание и похвалите тех, которые соблюдают правила и хорошо себя ведут. Затем, когда другой ребенок начнет вести себя хорошо, тоже похвалите его и уделите ему внимание.

5. Учите дисциплине через обучение

Когда вы думаете о том, как дисциплинировать своего ребенка, важно помнить коренное значение этого слова — учить, наставлять, направлять, информировать. Поэтому лучший способ дисциплинирования детей — научить их делать лучший выбор, через хорошее и правильное поведение.

А как поступить если у ребенка проблемы с общением? Или он дерется с другими детьми за игрушки или игры? Вместо того чтобы наказывать, смягчите ситуацию и покажите ему соответствующий способ решения детских разногласий.

Например: «Можно я тоже поиграю в эту игру, когда ты закончишь? Давай по очереди в нее играть, час ты, а час я. Ты начинаешь первый».

(Прочитайте 36 правил хорошего общения с детьми, которые помогут вам правильно разговаривать с ребенком).

Если ваш ребенок пытается привлечь внимание своим нытьем или жалобами, не обращайте на него внимания. Посмотрите в другую сторону, сделайте вид, что его не слышите, и не отвечайте. Скажите, что не слышите нытье или жалобы, но услышите вежливую просьбу.

А когда он вежливо попросит и станет вести себя хорошо, верните ему свое внимание. Со временем он поймет, что хорошее поведение и вежливые просьбы — лучший способ удовлетворить свои потребности.

И не ждите, что ваш ребенок научится порядку и дисциплине с нескольких раз объяснений. Только постоянная практика способствует прогрессу, а прогресс сделает ваш дом более спокойным.

Как дисциплинировать подростка

Подростки начинают расправлять крылья и хотят дольше оставаться вне дома и проводить со своими сверстниками больше времени. Поэтому они готовы спорить и обманывать родителей при любой возможности, особенно если думают, что те ведут себя несправедливо.

Вот 3 совета по дисциплине, которые стоит попробовать с подростком.

  1. Не навязывайте. Устанавливая правила и ограничения, вовлекайте в этот процесс своего подростка. Объясните свою позицию, выслушайте его, а затем найдите компромисс там, где это возможно. Например, что, если 12-летний ребенок хочет ложиться спать в 10 вечера, а не в 9 часов? Тогда компромиссом станет 9:30, но при условии, что он не будет засыпать на уроках.
  2. Используйте слова, «когда и тогда». Когда ты сделаешь свою домашнюю работу, тогда сможешь поиграть в компьютерные игры. Подобные фразы хорошо подходят для подростков, поскольку вы по-прежнему даете своему ребенку свободу воли. (Рекомендую прочитать статью о том, как повысить самооценку своему подростку).
  3. Имейте четкие ожидания. Фраза «я не потерплю грубости» — должна быть номером один в вашем списке. Когда ваш подросток использует дерзкий тон (кричит, обзывает, унижает или оскорбляет), немедленно реагируйте. Дайте понять, что вы ожидаете уважения. А значит говорить вам «расслабься», когда вы разговариваете с ним, недопустимо.

Польза ребенку от дисциплинирования

  • Это помогает ребенку счастливо и эффективно вписаться в реальный мир. Помогает развивать и поддерживать доверие между родителями и ребенком.
  • Дисциплинированный человек внимательный к нуждам других и целеустремленный. При необходимости, может терпеть дискомфорт.
  • Прививает ценности, которые разделяют родители и близкие для ребенка люди.

Цель дисциплинирования ребенка

  1. Изменить поведение ребенка. Этот процесс занимает много времени и должен быть постоянным. Поэтому включает в себя много разговоров, общения, разъяснений, обучение.

    Важно, чтобы ребенок понял: существует определенная норма поведения, которая приемлема в семье и обществе.

  2. Цель эффективного дисциплинирования — не установить ограничения, а привить ребенку сдержанность и самоконтроль.

    Это обучение, а не желание слепого подчинения.

  3. Основой дисциплинирования ребенка является уважение. Ребенок должен уважать авторитет родителей, а также право старших давать указания.

  4. Защитить ребенка от опасности, помочь ему развить самодисциплину, совесть, чувство ответственности перед собой и другими.

Прочитайте, практические методы того, как развить в себе самодисциплину.

Каких ошибок нужно избегать

  1. Не приучать ребенка к дисциплине. Если не дисциплинировать своих детей, значит родители их не любят. Поэтому не можете претендовать на взаимную любовь своих детей.
  2. Быть непоследовательными в применении дисциплины. Непоследовательность ведет к неуважению родительского авторитета.

  3. Следующая ошибка — это не обращать внимания на детские слезы. Нельзя допускать, чтобы ребенок долгое время плакал, когда никто не обращает на него внимание. Чувство неуверенности на этой стадии может вызвать проблемы в дальнейшей жизни.

  4. Суровая, жесткая дисциплина без смягчающего эффекта любви. Унижение, словесные оскорбления, крики, обзывания или порка приводит к обратному эффекту. Ребенку трудно будет уважать и доверять родителям.
  5. Бурная реакция на шалости ребенка.

    Дети раздражают родителей во многих отношениях, поэтому многим родителям трудно решить, как правильно дисциплинировать ребенка. Боясь ошибиться и показаться чересчур мягкими, они бурно реагируют на любые детские шалости. Но в результате поведение детей только ухудшается.

    По этому поводу есть хорошая цитата.

Родителям никогда не удастся взрастить мудрецов, если будут в детях убивать шалунов!

Препятствия для эффективного дисциплинирования ребенка

  1. Несогласованность между родителями — основное препятствие для развития дисциплины у ребёнка. Когда дети видят, что требования у родителей разные, тогда они сбиты с толку. Они не знают кого слушать и чьи требования выполнять.

  2. Сумасшедший темп современного общества может быть препятствием для эффективного воспитания дисциплины у ребенка. Из-за этого темпа родителям не хватает времени, чтобы заниматься со своими детьми.
  3. Родители просто не имеют представления о правильном воспитании ребенка.

    (Рекомендую прочитать несколько советов о том, как правильно воспитывать своего ребенка, не прибегая к порке)

Последние мысли

Сегодня одни родители допускают ошибку, делая детей избалованными, а не дисциплинированными. Другие же пытаются приучать детей к дисциплине, но им кажется, что все их усилия напрасны. Если вы один из таких родителей, возможно, вам просто нужно пересмотреть или изменить свой подход к дисциплинированию.

Каждый ребенок должен понять, что права и обязанности являются двумя сторонами одной медали. Для того чтобы насладиться своими правами и привилегиями, сначала нужно выполнять свои обязанности и обязательства.

Помните, что есть некоторые уроки, которым только время и опыт может научить. Немного понимания психики вашего ребенка, любовь, поддержка и много терпения сделают свое дело. Ваш неугомонный ребенок может стать дисциплинированным — одним из лучших! Просто протяните ему руку помощи, попробовав дисциплинировать в позитивном ключе!

Как это сделать, вам подскажет это видео.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector