Изучение языков спасает мозг

Изучение языков спасает мозг

То, что знание английского наращивает зарплату и открывает все двери – это из разряда «спасибо, кэп». Но знали ли вы, что изучение иностранного языка (пусть даже санскрита или клингонского) сделает вас счастливее? Поможет принимать верные решения? Даже продлит жизнь?

Сегодня вас ждет длинная, но невероятно интересная статья об устройстве нашего мозга и о причинах его «дружбы» с изучением языков.

1. Польза для мозга

Марк Цукерберг, будучи подростком, много времени потратил на изучение дневнегреческого. Вот вы наверняка знаете, что классические языки раньше преподавались во всех гимназиях. И сейчас на кафедре ИТМК (Истории и теории мировых культур) МГУ изучение латинского, древнегреческого и любого древне-экзотического на выбор – например, древнекоптского – входит в число обязательных предметов.

Применимо ли все это в текущей жизни? Конечно, нет.

Есть ли от этого польза?

Конечно, да!

Потому что изучение языка – одна из лучших тренировок для развития мозга, его способности к обучению и восприятию нового. Наш мозг старательно совершенствует действия, которые мы выполняем чаще всего – оптимизирует, привязывает к ним больше гормонов удовольствия и т. д.

Когда вы каждый день смотрите сериалы и едите чипсы, это не значит, что ваш мозг бездействует. Он просто совершенствует процесс поедания чипсов и просмотра сериалов.

Изучение языков спасает мозг

Именно изучение языков позволяет нам в дальнейшем осваивать любую систему: новый язык программирования, новую технологию, новые знания о мире. А способность к освоению одновременно нескольких систем приводит нас к новым открытиям – продуктов, бизнесов, технологий. И чаще всего это происходит, когда к одной области знаний мы применяем идеи из другой системы или области.

Мы специально привели в пример экзотический язык, а не английский. Всем и так понятно, что английский учить полезно. Он универсален – помогает в работе, в путешествиях по всему миру и не только.

Зато пример чего-то на вид бесполезного, но для мозга обладающего той же пользой, нагляднее показывает, как изучение нового языка влияет на наш мозг. Причем древние языки для мозга намного полезнее, чем английский. Для нашего сознания это совсем новая система, с которой нет никаких ассоциаций в современном мире (мало синонимов, нет использования в новоязе).

Итак, первое и главное: изучение любого языка прокачивает нашу способность учиться и исследовать. Так же, как самый эффективный набор тренировок развивает мышцы тела.

Второе: изучение языка в буквальном смысле меняет личность и обогащает наше понимание реальности.

Как это?

Если глаза – это условные окна для нашего тела, то язык и слова – условные окна для нашего сознания и личности.

Вся парадигма личности в современной психофизиологии построена на следующем: язык настолько развит, что в нем есть слова для описания этой личности и ее отличий от других, а также значимые понятия для обозначения разных ее оттенков.

Зато в языках народов, где распространен буддизм, недостаточно слов для описания личности и процессов сознания.

Изучение языков спасает мозг

Это научный факт – язык расставляет значения для объектов в окружающем мире. Что-то становится для нас значимым, если у этого есть название, и это название к тому же вызывает позитивные эмоции. Например, в эскимосских языках более 20 слов обозначают снег.

Потому, что в их мире снег имеет огромное значение. Если вы выучите эти 20 слов, ваше представление о снеге изменится навсегда. Также, если вы выучите французский, ваше отношение к еде поменяется драматически.

Просто потому, что теперь вы сможете описать ее значительно большим количество слов, чем раньше.

То есть, когда мы учим новый язык, суть не в том, чтобы вызубрить как можно больше значений уже известных нам слов. Такой подход к языку будет слишком трудным и не принесет желаемого результата. Изучение языка обогащает наши способности к анализу и восприятию окружающего мира, потому что мы начинаем замечать (и узнавать!) в нем больше разнообразных вещей.

Что происходит с мозгом, который изучает язык. Как это все организовано внутри

Наш мозг – очень сложная система, состоящая из множества частей. До сих пор далеко не все из них изучены – с точки зрения того, что за что отвечает. Кроме того, мозг – система взаимосвязей. То есть эти части еще и образуют множество комбинаций, влияющих на наши решения, оценки, эмоции, рефлексы и т.д.

Сквозь эти части проходят нейропути (например, норадреналиновые или дофаминовые). По ним движутся гормоны, большей частью нейромедиаторы, и включают те или иные области мозга или активируют нейронные связи.

Есть еще ряд механизмов, которые, в зависимости от ситуации, включают и выключают активность разных частей мозга.

Но за рациональные мысли, обучение, креативность – то, с чем мы привыкли ассоциировать человека – отвечает в основном префронтальная или передняя часть коры головного мозга.

Изучение языков спасает мозг

Здесь находится больше всего нейронных связей или синапсов.

Их у человека настолько много, что большая их часть в каждый момент времени не занята, иными словами, не вовлечена в процесс выживания организма.

Например, мозг мыши фактически весь подчинен функциям выживания и рефлексов. А наши неиспользованные синапсы свободны и в любой момент времени готовы перестроиться и заняться чем-то новым.

Что такое обучение на уровне физиологии?

Обучение – это формирование новых нейронных связей – синапсов – и изменение уже существующих. Американский нейрофизиолог Айра Блэк определял знание как архитектуру сети между определенными нейронами, а обучение как модификацию этой архитектуры.

Синапс – это точка соединения нейронов. Как они соединяются? Химически. Их связывают через рецепторы аксонов и дендритов определенные химические вещества – лиганды. Большая часть из них – известные нам нейромедиаторы, например, эндорфин или дофамин.

Нейробиолог Кэнденс Перт назвала их даже informational substance – информационное вещество. Каждый раз, когда мы узнаем что-то новое, возникает очередная цепочка или меняется старая.

Нейромедиаторы как буквы алфавита, а цепочки – это набор слов, которыми мы владеем.

Новый язык в буквальном смысле – физически – рождается в нашем мозгу в виде новых синапсов.

Изучение языков спасает мозг

У человека более 100 миллиардов нейронов. Каждый соединен с сотнями других нейронов синапсами в количестве от 1 до 10 тысяч. По расчетам ученых понадобилось бы около 32 миллионов лет, чтобы сосчитать все синапсы в коре нашего мозга. Представляете, какая у нас потенциальная мощность по формированию новых цепочек, а, значит, нового знания?????

Итак, мы узнали, что в принципе происходит в мозгу во время обучения. Сам же процесс изучения языка локализуется в левом полушарии – в перисильвиевой области.

Передняя часть этой области – центр Брока – отвечает прежде всего за грамматику и синтаксис, в то время как задняя – центр Вернике – за звучание слов и их понимание. Например, если у человека поврежден центр Брока, он не сможет говорить, а если центр Вернике, он перестанет понимать услышанное.

Изучение языков спасает мозг

Теперь о механизме запоминания языка…

Вильям Левельт, директор Института по психолингвистике Макса Планка, Нидерланды, идентифицировал три системы, которые участвуют в процессе запоминания и использования слов в ежедневной речи: лексическую, синтаксическую и фонетическую.

Лексическая система активируется, когда мы хотим что-то сказать. Она отвечает за значения и определения – не за слова, а за их смыслы. Поэтому, когда мы подбираем слово, мы сначала знаем, скорее даже «чувствуем», его значение.

Активируем смысл и дальше уже ищем подходящее ему, значению, слово.

Синтаксическая система применяет синтаксические правила языка говорящего (спряжение глаголов, падежи, род) к значению.

Именно этот центр отвечает за известный феномен – «на кончике языка», когда мы почти готовы произнести слово, но оно еще до конца не поймано.

Мы уже знаем значение, синтаксическая система включает выбор слова и предлагает словоформы используемого языка. В этот момент у нас всплывают привычные грамматические конструкции и слова соревнуются между собой: Выбери меня!!

Читайте также:  Не шутите с сальмонеллой!

И, наконец, фонетическая система – применение звуков к значению. Она включается и вуаля – мы произносим слово. Это помогает понять ситуацию. Например, когда мы забываем слово, мы пытаемся вспомнить звук – «слово на с», «слово шипящее», мы перебираем звуки и вспоминаем слово.

Итак, у нас есть три системы: значения, ассоциированные с ними звуки и правила родного языка. Все три системы взаимосвязаны.

Теперь понятнее, почему так сложно выучить иностранный язык как родной? Язык – это не просто единица слова. Все его части (значение, форма, звук) находятся в разных частях мозга. То есть, когда мы учим иностранный язык, на самом деле мы осваиваем 3 разные системы, или даже 3 разных языка.

Это же и объясняет, почему некоторые однобокие подходы к изучению языка – только через говорение или только через грамматику – не работают.

Левелт считает также, что с возрастом мы не теряем способности к языкам и скорость запоминания. Просто количество ассоциаций и карточек в наших трех системах увеличивается, а значит требуется значительно больше времени для обработки имеющейся информации.

Эту его мысль подтверждают и эксперименты с «билингвами» – людьми, одинаково свободно владеющими несколько языками на уровне родного. Их скорость обработки одного слова обычно медленнее, чем у людей, свободно говорящих только на одном языке.

Но скорость здесь понятие относительное. Мы способны за секунду полностью сформировать 2-3 слова из 10-15 слогов суммарно. В среднем, у нас уходит 71 тысячная секунды, чтобы найти слово для обозначения какого-то смысла.

А значит для обычного человеческого восприятия билингвы вовсе не думают медленнее????

Теперь вы понимаете, как радикально меняет наш мозг изучение иностранного языка и почему это так сложно?

2. Польза для жизни

Оказывается, знание иностранного языка может влиять на нашу жизнь.

Принимать в жизни более правильные решения

Как известно, у людей есть две системы принятия решений: интуитивная и рациональная. Рациональная задействована очень редко.

Обычно мы выбираем интуитивно – на основе эмоций, физиологического состояния или предзаданных шаблонов, которые хранятся в нашем мозге для ускорения обработки процессов.

Эти шаблоны называются «когнитивными искажениями» и заставляют нас принимать глупые решения, игнорируя реальность.

Многочисленные исследования доказали – когда человек думает или формулирует какую-то ситуацию на иностранном языке, он принимает более рациональные решения.

Изучение языков спасает мозг

Почему? Наши шаблоны хранятся на родном языке.
Наша рациональность выключается при любой эмоции, хорошей или плохой. С родным языком у нас связано много эмоциональной памяти и много контекста. Нас легче оскорбить на родном языке, чем на чужом. Проверьте себя: что вызывает у вас больше эмоций: c***ка или b***ch? То-то же????

Так что, когда вы формулируете проблему на чужом языке и на нем же пытаетесь найти решение, результат будет более логичным и взвешенным. Ведь решение принимает наша умная рациональная система, а не интуитивная. Но для этого надо хорошо знать иностранный язык, чтобы вместо принятия решений не заниматься подбором слов.

Быть счастливее

Как вы помните, за язык у нас отвечает левое полушарие, Перисильвиевая зона. Активность в ней обычно связана с позитивными эмоциями, например, с желанием вести себя открыто по отношению к окружающим. В противоположность избегающему поведению, которое сопровождает активность в правом полушарии.

Поэтому процесс «поболтать» вызывает у нас позитивные эмоции и мы чувствуем себя счастливее. И когда активируем центры говорения, чтобы что-то сказать на иностранном языке, то испытываем прямо физиологическое удовольствие.

Жить дольше

Изучение языка заставляет мозг работать и многое в нем меняет (помните нейронные цепочки?) Поэтому он становится более пластичным и адаптивным.

Более того, это помогает противостоять некоторым болезням старости.

Например, в рамках исследования 2010 года специалисты изучили данные 200 пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, и обнаружили: те, кто знал несколько языков, сталкивались с симптомами на 5,1 лет позже.

Ну как? Вас что-то останавливает сейчас же все бросить и заняться изучением английского или любого другого языка?

Да? Так это оно, когнитивное искажение, которое ни к чему хорошему не приведет. А теперь попробуйте задать себе тот же самый вопрос на иностранном языке???? Ощущаете разницу?

Учить английский полезно для мозга. Доказываем при помощи научных исследований

Уроки иностранного — это не просто полезное развлечение. Занятия английским и другими языками в прямом смысле «прокачивают» мозг. Преподаватель Skyeng Александра Самарина рассказывает о четырех научных исследованиях, которые доказывают, что изучение иностранных языков — лучшее, что вы можете сделать для своего мозга.

Шведские исследователи из Лундского университета (Lund University) провели эксперимент: группа новобранцев в Шведские Вооруженные Силы 13 месяцев интенсивно изучали арабский, русский и персидский языки. В качестве контрольной группы были выбраны студенты-медики, которые интенсивно занимались предметами по своей учебной программе.

Через 3 месяца снимки МРТ показали, что у медиков никаких изменений в структуре мозга не произошло, а вот у изучающих языки военных — да! Причем у тех, кому языки дались просто, выросли гиппокамп, который отвечает за запоминание новой информации и ориентацию в пространстве, и верхняя височная борозда, напрямую связанная с изучением языков. А у студентов, которым над языками пришлось попыхтеть подольше, увеличился объем средней лобной извилины, которая отвечает за переключение внимания.

Изучение языков спасает мозг

Такой прирост в объеме различных отделов мозга напрямую влияет на улучшение исполнения функций, за которые они отвечают. Поэтому, например, если изучение английского вам дается относительно просто, то у вас будет расти гиппокамп — а значит, и в пространстве вы будете ориентироваться лучше.

Деменция вызывает потерю памяти и ухудшение когнитивных способностей в целом. По последним подсчетам, в 2010 году в США около 4,7 миллиона человек после 65 страдали от болезни Альцгеймера. Одна из возможных причин заболеваний деменции — ослабление связей между клетками мозга и смерть нейронов.

Группа ученых из Индии провела исследование и выяснила, что люди, которые говорят на двух языках, в среднем заболевают деменцией на 4,5 года позже, чем те, кто знает только один язык.

Причем совершенно неважно, грамотен ли человек, есть ли у него высшее образование и из какой социально-экономической среды он происходит.

Это исследование доказывает, что даже простого понимания двух языков достаточно, чтобы защитить клетки мозга от разрушения, а значит и отсрочить болезнь Альцгеймера или Паркинсона.

Изучение языков спасает мозг

А вот исследование Американской академии неврологии показало, что чем больше языков человек знает, тем меньше вероятность развития у него заболеваний деменции в принципе. Так что, это как раз тот случай, когда чем больше — тем лучше.

Доктор Томас Бак из Эдинбургского Университета философии, психологии и языков посмотрел на проведенное в Индии исследование и решил узнать, будет ли такой же эффект, если начать учить язык во взрослом возрасте? Оказалось — будет.

Изучение языков спасает мозг

Бак изучил данные 853 человек, которых тестировали в 1947 году, когда им было по 11 лет, и провел второй тест спустя 60 лет. Результаты у тех, кто учил второй язык в течение жизни, были гораздо лучше, чем у людей, которые обходились только родным языком. Это еще раз доказало, что никогда не поздно начать учить новый язык. 

Занимательную финансовую игру провели в Университете Чикаго: англоговорящим студентам, которые также изучали испанский, дали по пятнадцать долларов, из которых для каждой ставки они брали по одному.

Читайте также:  Колбасный сыр — полезные свойства и вред

Этот доллар они могли сохранить или рискнуть получить дополнительные полтора: организаторы подбрасывали монетку, в случае выигрыша студент получал еще $1,5, в случае проигрыша — терял свой доллар.

Удивительно, что те студенты, которые получали инструкции на своем родном английском, сосредотачивались на возможности потерять деньги и рисковали только в 54% случаев. А вот те, кому игру объясняли на испанском, подкидывали монетку в 71% случаев.

Изучение языков спасает мозг

Как объясняют авторы исследования, иностранный язык дистанцирует нас эмоционально от заданной проблемы, поэтому мы принимаем менее предвзятые решения.

Оказалось, родной язык имеет больше эмоциональной окраски, чем иностранный, и больше связан со страхом потери, чем с надеждой на прибыль.

Поэтому люди, которые постоянно принимают экономические решения на иностранном языке, скорее всего, будут более успешны финансово, чем те, кто думает о деньгах на своем родном языке.

У изучения иностранных языков куча положительных эффектов — хотя бы эти четыре чего стоят. И от деменции спасет, и мозг в размере увеличит, и денег поможет заработать. А если вы хотите учить английский, но еще не определились, где и как, записывайтесь на бесплатное занятие в Skyeng. 

На пробном уроке вы пообщаетесь с методистом, ознакомитесь с возможностями нашей онлайн-платформы Vimbox и оцените, насколько она удобна. Во время обучения вам не понадобятся никакие учебники — все занятия проходят онлайн тет-а-тет с преподавателем. 

Ася Казанцева — о том, как изучение иностранного языка влияет на мозг — Лайфхакер

Изучение иностранных языков делает наш мозг сильнее. Раньше считалось, что за речь и её восприятие отвечают определённые части мозга. За грамматику, например, зона Брока, за семантику — зона Вернике. Но не так давно учёные выяснили, что всё несколько преуменьшено. Чтобы разговаривать и понимать речь, нужен весь мозг полностью.

Когда мы думаем, говорим или слышим что-то о предметах, их форме, цвете и других характеристиках, весь наш мозг принимает в этом процессе активное участие.

А значит, чем больше мы думаем, чем сильнее напрягаем «мышцу» в черепной коробке, тем сильнее она становится.

Изучая иностранные языки, думать приходится много, причём о самых разных предметах, цветах и формах. Вывод очевиден: учить новый язык полезно! И тому есть научные подтверждения.

Решили как-то раз учёные провести эксперимент и заставить шведских разведчиков выучить иностранные языки. И не английский какой-нибудь, а кое-что посложнее: персидский, арабский и русский.

В качестве контрольной группы были приглашены студенты-медики, которым тоже приходится хорошенько напрягать мозги.

Через три месяца сравнили результаты, и оказалось, что у разведчиков-переводчиков утолщение коры головного мозга было значительно большим, чем у студентов.

Кстати, если учить второй язык с рождения, коре головного мозга от этого не поправиться.

Похоже, что увеличение плотности серого вещества / толщины коры характерно скорее для тех, кто начал учить второй язык после освоения первого, чем для тех, кто был билингвой с раннего детства.

При этом, если ребёнка погрузить в языковую среду до 7 лет, он с лёгкостью выучит новый язык. А вот если он растёт вне таковой среды, а учит новый язык параллельно с родным, то тут у взрослого будет фора. Нам, взрослым людям, учить язык легче, поскольку у нас больше развита логика, да и опыта жизненного хватает.

И ещё одна новость для родителей: независимо от того, в 8 лет или в 11 ваш ребёнок начал изучать второй язык, к 16 годам уровень знаний и понимания сравняется. Так зачем платить больше, то есть учить дольше?

Мы начинаем мыслить рациональнее

Ещё один интересный эксперимент провели учёные в попытке выяснить, как освоение новых языков влияет на мозг.

Представьте себе поезд, который мчится по рельсам. Впереди на рельсах лежат пять человек, которые крепко привязаны. Вы можете спасти их, переведя стрелки. Тогда умрёт только один человек, который тоже привязан к рельсам.

Этот вопрос задали испытуемым из трёх групп:

  • испанцам на испанском языке;
  • испанцам, которые знали английский на уровне выше среднего, на английском;
  • испанцам, которые знали английский ниже среднего уровня, на английском.

В итоге практически 80% всех респондентов согласились с тем, что нужно пожертвовать одним и спасти пятерых, то есть перевести стрелку.

После этого тем же товарищам задали вопрос посложнее. Тот же поезд, на рельсах те же пять человек. Но спасти их можно, скинув с моста упитанного мужчину, который своим телом остановит поезд.

И вот тут ответы были интереснее:

  • Только 20% испанцев, услышавших вопрос на испанском, согласились скинуть с моста человека.
  • Среди тех, кто хорошо понимал на английском, — около 40%.
  • Среди тех, кто на английском понимал намного хуже, — 50%.

Выходит, когда мы думаем на иностранном языке, мозг сосредотачивается на основной задаче, отбросив мораль, жалость и прочие вещи, мешающие принять рациональное решение.

Когда я хочу поругаться с мужем, то перехожу на английский. Так мне гораздо сложнее сформулировать претензии так, чтобы они выглядели логичными. Поэтому ссора прекращается, так и не начавшись.

Знание языков может отсрочить болезнь Альцгеймера

Людям преклонного возраста учить иностранные языки не сложнее, чем молодёжи. Главное — правильно подобрать методику и материалы для изучения. При этом те, кто знает хотя бы один иностранный язык на хорошем уровне, выигрывают у болезни около пяти лет жизни. Неплохо для хобби.

Языковой барьер: как билингвизм защищает от Альцгеймера — Газета.Ru

Знание нескольких языков защищает от ухудшения когнитивных функций даже тогда, когда в мозге уже начались дегенеративные изменения, выяснили канадские ученые. Однако сами патологии при этом никуда не деваются.

Изучение нескольких языков позволяет защититься от слабоумия, сообщают специалисты Йоркского университета. Исследование было опубликовано в журнале Alzheimer Disease & Associated Disorders.

Многие виды деятельности стимулируют нейропластичность — способность мозга изменяться под действием нового опыта. Использование языка — наиболее доступный из них. В течение дня можно разговаривать и читать на нескольких языках, тем самым задействуя области по всему мозгу.

О том, что билингвизм способствует задержке деменции сообщалось и ранее.

Так, в 2015 году было установлено, что использование двух языков может отдалить симптомы болезни Альцгеймера на 4,5 года.

Позже итальянские специалисты обнаружили характерные изменения в мозге билингвов — повышенную плотность белого и серого веществ мозга в областях, ответственных за исполнительные функции (высокоуровневые процессы, позволяющие планировать действия в зависимости от общей цели) и освоение языка.

Кроме того, люди, говорящие на двух языках, лучше справлялись с заданиями на проверку краткосрочной и долгосрочной вербальной памяти и рядом других тестов.

Исследователи предположили, что мозг билингвов лучше приспосабливается к трансформации своей структуры и потере части когнитивных функций из-за деменции.

На этот раз исследователи во главе с профессором психологии Эллен Бьялисток решили выяснить, есть ли разница между скоростью развития когнитивных ухудшений у билингвов и монолингвов.

На протяжении пяти лет исследователи наблюдали за 158 пациентами с легкими когнитивными нарушениями — такой диагноз ставится при ухудшении памяти с сохранением общих познавательных и прочих способностей.

У билингвов они наблюдались позже, чем у монолингвов — в 77,8 и 75,5 лет соответственно.

Исследователей интересовало, как быстро билингвам и тем, кто использует в речи лишь один язык, в дальнейшем будет поставлен диагноз болезнь Альцгеймера.

Сопоставив испытуемых по возрасту, уровню образования и степени нарушений на момент постановки диагноза, исследователи следили за их состоянием до того момента, как диагноз сменился на болезнь Альцгеймера. У монолингвов это заняло 2,8 года. У билингвов — всего 1,8.

Учитывая предыдущие данные, авторы работы полагают, что дело в защитном эффекте двуязычия для мозга. Нарушение когнитивных функций у билингвов проявляется позднее. Хотя дегенеративные процессы в мозге уже происходят, ему долгое время удается их компенсировать, что приводит к задержке выявления нарушений.

Читайте также:  Почему серьезные проблемы со здоровьем чаще всего начинаются после 60 лет? На этот вопрос ответил геронтолог

«Представьте себе дамбу из мешков с песком, которые сдерживают реку, — говорит Бьялисток. — В какой-то момент вода все-таки хлынет через них.

В тот момент, когда билингвам диагностируют умеренные когнитивные нарушения, у них уже есть значительные патологии, но благодаря когнитивному резерву не наблюдается их проявлений».

Новые результаты дополняют знания о том, что билингвы более устойчивы к нейродегенеративным изменениям, чем монолингвы. Однако ухудшения работы мозга стремительно нарастают, когда преодолен определенный порог — в мозге накапливается слишком много патологий. Поэтому состоянию мозга билингвов следует уделить особое внимание.

«Учитывая, что нет эффективного лечения болезни Альцгеймера и других форм слабоумия, лучшее, что мы можем предложить — поддерживать таких людей, чтобы они были самостоятельными и не теряли связь с семьей и друзьями, — говорит Бьялисток. — Это очень важно».

Ранее американским исследователям удалось обратить деменцию у мышей, снизив воспаление в их мозге. Они использовали препарат, снижающий активность гена TGF-β, который способствует воспалительным процессам.

Лечение привело к тому, что воспаление снизилось, мозговая активность улучшилась, и мыши стали лучше справляться с заданиями вроде перемещения по лабиринту или изучения окружающего пространства.

Они оказались способны делать это так же успешно, как молодые мыши.

У людей с болезнью Альцгеймера тоже наблюдаются следы повышенной активности TGF-β. Исследователи рассчитывают, что им удастся аналогичным образом улучшить и их состояние.

Шевели извилинами: как и почему изучение языков меняет наш мозг

Головной мозг – один из сложнейших «механизмов» в мире. Несмотря на многочисленные исследования, он по-прежнему таит в себе немало тайн. Ранее ученые придерживались теории о четком распределении обязанностей между частями мозга при речевой функции:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Воспроизведение речи – область Брока (нижняя лобная доля мозга). Пациенты с ее повреждением (афазией) понимают, что им говорят, но связанно ответить не могут.

Понимание речи – область Вернике (задний отдел верхней височной извилины доминантного полушария мозга). Ее афазия приводит к тому, что человек не только не может выразить свои мысли, но и не способен читать и понимать речь других.

Эта модель считалась основополагающей до 1970-х годов. Однако проведенные в последующие десятилетия эксперименты показали, что такое представление о «разделении труда» сильно упрощено.

Понимание речи, произношение слов и их воспроизведение требуют работы всего мозга.

Изучая новые слова или выстраивая фразы на неродном языке, мы активизируем не какой-то конкретный отдел головного мозга, а стимулируем все его участки, ответственные за восприятие, запоминание, фонетику, семантику и анализ контекста употребления слова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полушария и языковой барьер

При обучении новому языку главной «рабочей лошадкой» выступает левое полушарие головного мозга. Условно его можно назвать «техническим». Именно оно отвечает за поэтапную обработку информации, контроль речи и способность к изучению языков в целом.

Правое полушарие считается «гуманитарным». В его зону ответственности входит все, что связано с «креативностью»: талант к искусствам, интуиция, фантазия, ассоциативное мышление и многое другое. Речевую функцию правое полушарие может взять на себя только в исключительном случае, например, при повреждении мозга.

С основами теории о полушариях мозга знакомы многие: она достаточно широко популяризирована. Однако последние исследования показывают, что и здесь все не столь однозначно.

Так, ученые Баскского центра исследования сознания, языка и мозга (The Basque Center on Cognition, Brain and Language) выяснили, что при изучении иностранного языка человек может задействовать оба полушария. Участниками эксперимента стали изучающие новый язык взрослые люди.

С помощью функциональной магнитно-резонансной терапии у них измерили нейронную активность между полушариями во время чтения, аудирования и разговора на родном и неродном языках. Оказалось, что чем лучше испытуемые знали иностранный язык, тем активнее они использовали оба полушария.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За функцию «говорения» по-прежнему отвечало левое полушарие, но при понимании речи подключалось и правое полушарие. Ученые полагают, что отчасти это может объяснить природу «языкового барьера», когда человек умеет понимать иностранный язык, но все равно испытывает трудности в разговоре.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Может ли язык изменить наш мозг?

Изучение языков действительно способно менять наш мозг. Занятия можно сравнить с тренировками в тренажерном зале. Только в этом случае мы делаем сильнее и крепче мозг, а не бицепсы или кубики пресса.

Широко известен эксперимент, проведенный учеными университета Лунда (Швеция). В рамках исследования группе шведских разведчиков предложили заняться одним из трех новых языков. Выбирать предполагалось из достаточно сложных для изучения русского, арабского и персидского. Обучение должно было проходить в ускоренном режиме, чтобы уже через год испытуемые смогли свободно заговорить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторую группу составили из студентов медицинского вуза. Они также постоянно пребывали в состоянии умственного напряжения, но в отрыве от иностранных языков.

Спустя три месяца эксперимента выяснилось, что у разведчиков произошло утолщение коры головного мозга в трех участках, и увеличилась область гиппокампа (она отвечает за ориентирование в пространстве и освоение нового материала).

А вот студенты, несмотря на постоянную мозговую активность, такими результатами похвастаться не смогли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нейрогенез и иностранные языки

Человеческий мозг невероятно пластичен. Благодаря этому его качеству мы сохраняем способность к обучению на протяжении всей жизни. Однако c годами усваивать новые знания нам становится сложнее.

Винить в этом стоит ослабление нейрогенеза – процесса образования новых нервных клеток и нейронных связей. Природа нейрогенеза объясняет разницу в обучении детей и взрослых. Чем младше человек, тем быстрее у него обновляются клетки головного мозга.

Поэтому детям учить иностранный язык проще, этот момент учитывают, например, в школах английского для детей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«В том, что дети могут учить новые языки естественно, не прилагая к этому тех мучительных усилий, которые требуются взрослым, я убедился на примере своего сына. Еще, когда он был в младенческом возрасте, и не говорил даже по-русски, я ежедневно разговаривал с ним на английском.

Результат оказался впечатляющим: уже к четырем годам он в совершенстве овладел обоими языками.

Это отличное подтверждение теории о том, что приступать к изучению иностранных языков стоит как можно раньше», — комментирует основатель онлайн-школы английского для детей Novakid Максим Азаров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на снижение пластичности мозга, нейрогенез присутствует у человека в любом возрасте. Более того, новый язык помогает ускорить процесс обновления нейронов. Для пожилого человека уроки иностранного – это не просто хобби или шанс нагнать упущенные возможности, а физиологическая потребность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, в 2019 году итальянские ученые изучили влияние занятий английским на мозг людей 59–79 лет. Через четыре месяца обучения участники эксперимента продемонстрировали улучшение когнитивных функций и способности к переключению между задачами.

Знание двух и более языков помогает значительно отсрочить проявление деменции у пожилых людей. Канадские ученые проанализировали информацию о более чем 200 людях с недавно выявленной болезнью Альцгеймера.

Выяснилось, что те из них, кто владел несколькими языками, заметили первые симптомы в среднем на пять лет позже, чем те, кто говорил только на родном языке.

Эта деталь оказалась единственным объяснением «отсрочки»: какой-либо закономерности в профессии, уровне образования или месте рождения пациентов найти не удалось.

По сравнению с детьми у взрослых меньше шансов овладеть иностранным языком в совершенстве. Но учить языки никогда не поздно: польза от занятий будет всегда. Важно помнить, что залогом успеха становится подход к обучению.

Во взрослом возрасте у человека полностью развита префронтальная кора головного мозга, отвечающая за концентрацию и способность к аналитической деятельности. Детям же удерживать внимание намного сложнее.

Поэтому языки они лучше всего усваивают на уровне эмоций, а не рационального мышления. Например, с помощью песен, стихов или игровых заданий.

Материал подготовлен совместно с онлайн-школой английского для детей Novakid

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector