Как погубить мозг подростка

Екатерина Ушахина

Иногда напряженные отношения с друзьями, школьные экзамены или свежие новости внушают подросткам мрачные, неприятные мысли. У каждого человека есть собственные механизмы, запускающие их. Как только нами овладевает беспокойство, избавиться от него довольно сложно.

Если вы заметили, что ваш сын или дочь часто зацикливаются на плохом, объясните им, что с негативными мыслями можно и нужно бороться.

В этой статье расскажем, как это сделать. Предложите вашему ребенку прочитать эти советы и обсудите их вместе.

Откуда берутся негативные мысли

Как погубить мозг подростка
Дыши. Как стать добрее

Негативные мысли появляются откуда угодно: к ним могут привести реально случившиеся события или страхи перед будущим. Эти мысли могут быть с оттенком осуждения окружающего мира («Этот фильм ужасно глупый») или себя («Какой же я дурак!»). Причем в мыслях мы куда злее, чем на словах.

Многие мысли мы не осознаём сразу, поэтому негативный образ мышления выстраивается постепенно.

Когда у человека появляется мысль «Я так напряжен», организм реагирует на нее, как будто ему поступил приказ, и входит в напряженное состояние.

В нем угроза может возникнуть откуда угодно, и в голову будет лезть все больше негативных мыслей. Так образуется порочный круг: от разума к телу, от тела к разуму.

Как погубить мозг подростка

Такая жизнь приносит ощущение чрезмерной нагрузки и тревоги.

Кроме того, проявляются последствия и для физического здоровья, потому что в состоянии стресса организм хуже справляется с пищеварительной функцией, не так хорошо работает иммунитет.

Проблемы со здоровьем, вызванные стрессом, могут включать в себя изменения веса и колебания настроения, сбои в работе желудка, напряжение и боль в спине, шее и плечах.

От разума к телу

Один из способов избавиться от негативных мыслей — начать заниматься своим телом, обратить внимание на то, что ты чувствуешь. Результатов будет сразу несколько.

Во-первых, ты перестанешь думать о прошлом и будущем, а сконцентрируешься на настоящем.

Во-вторых, чувства несут в себе какую-то идею. Если позволить себе чувствовать, ты начнешь слышать свои истинные желания и интуицию. Пусть они помогут тебе понять, что тебя привлекает и что отталкивает.

Тебе может оказаться нелегко быть честным в отношении своих чувств. Если ты заметишь, что кто-то или что-то вызывает у тебя неприятные эмоции, это может означать необходимость сделать сложный выбор.

Будучи честным с самим собой, ты поймешь, чего ты действительно хочешь.

Как погубить мозг подростка

Смотри на вещи иначе

Когда ты решаешь избавиться от негативных мыслей, это значит, что ты сам принимаешь решение, на какие мысли обращать внимание. Перестань видеть мир только с точки зрения успеха или неудачи, делить поступки на умные и дурные, замечать только плохое и хорошее.

Сконцентрируйся на том, чему тебе удается научиться, на том, как ты растешь над собой, становишься сильнее и выносливее. В какой-то момент все мы так или иначе говорим глупости не тем людям или поступаем неправильно.

В следующий раз, когда ты начнешь критиковать себя, а особенно — думать о себе в конкретном негативном ключе (что ты глуп, ленив и так далее), постарайся извлечь пользу из данной ситуации — освоить новый навык или завести новую привычку.

Как погубить мозг подростка

Сфокусируйся на желаемых мыслях

Еще один момент, о котором важно помнить, — учись настраивать себя на желаемые мысли и чувства. Тревожность приводит к стрессу. Если мысли об экзаменах тебя сильно беспокоят, то вместо того, чтобы думать: «Я провалюсь, и это конец», мысленно представь, как бы тебе хотелось чувствовать себя во время экзаменов.

«На экзамене по математике у меня будет ясная голова, и я вспомню все формулы». Сделай это предложение установкой или мантрой и постоянно прокручивай в голове. Это поможет тебе собраться в нужный момент.

Как погубить мозг подростка

Негативные мысли тебе не враги. Присмотрись к ним с интересом. Представь, например, что с помощью таких мыслей твой организм защищается. От чего ты себя спасаешь или боишься и не отпускаешь свои страхи? Постоянно задавай себе эти вопросы, и ты увидишь собственные мысли в новом свете.

У каждого из нас бывают периоды в жизни, когда душа не на месте или трудно справиться с напряжением. Однако если такое состояние не проходит две недели или больше, ситуация может принять очень серьезный оборот. Если это случилось, попытайся поговорить со взрослым, которому ты доверяешь, например с кем-то в семье, с врачом, учителем, школьным психологом или медсестрой.

Как изменить себя

  • Попытайся выполнять эти упражнения хотя бы раз в день в течение недели, когда замечаешь, что начинаешь думать о плохом.
  • Замечай свои мысли:
  • — Сделай глубокий вдох (положи руку себе на грудь, если это поможет).

— Спроси себя, какие чувства стоят за этими мыслями (страх, неуверенность в себе, любовь или грусть?).

  1. — Теперь спроси себя, что можно изменить или научиться делать лучше, чтобы справиться с этим ощущением (может быть, тебе стоит лучше учиться, найти новых друзей, новый клуб по интересам или обсудить ситуацию с кем-то, кому ты доверяешь).
  2. — Запиши свои мысли.
  3. — Сделай еще один глубокий вдох.
  4. — Поблагодари себя за то, что сумел себя выслушать.
  5. Как погубить мозг подростка

Как перейти от разума к телу

Физическая нагрузка. Пройдись пешком, побегай или поплавай — это поможет прийти в себя, а с помощью йоги ты настроишься на то, что происходит в твоем разуме или теле.

Глубокое дыхание. Положи руки на ребра, чтобы почувствовать, как они двигаются при вдохе и выдохе.

Проводи время с людьми, которые поддерживают тебя. Вкладывайся в отношения с теми, рядом с кем тебе хорошо.

Как погубить мозг подростка

Сделай вдох и посмотри вокруг

Не отпускают беспокойные мысли и все время крутятся в голове? Подойди к окну и попробуй выполнить следующее упражнение.

Прими удобную позу сидя или стоя и посмотри в окно. Что ты видишь? Деревья, дорогу, небо? Посмотри налево, затем направо, потом вверх и вниз, чтобы увидеть полную картину. Обрати внимание на цвета, фактуру, какие-то особенности. Представь, сколько разных форм видно только в это крошечное окно в мир.

Посмотри на пространство выше горизонта и сделай глубокий вдох. Что там дальше горизонта, выше в небе? Замечаешь ли ты какое-то движение? Найди предмет, который двигается быстрее остальных. А теперь тот, что медленнее. Представь себе: они перемещаются, а ты просто стоишь.

Выбери какой-либо предмет из живой природы и пару минут понаблюдай за ним. Это может быть растение, птица или даже облака. Посмотри так, как будто видишь его впервые. Обрати внимание на форму, вес, на то, как этот предмет соприкасается с другими.

Присмотрись к мелким интересным деталям.

Как погубить мозг подростка

Не делай больше ничего, только разглядывай этот предмет. Расслабься и смотри столько, сколько получится удерживать внимание. Глубоко вдохни и выдохни. Теперь возвращайся к своим делам.

По материалам книги «Дыши. Как стать добрее».

В статье использованы иллюстрации из книги.

Здоровая Россия — Независимость | Проект Министерства здравоохранения Российской Федерации

Как погубить мозг подростка

Как погубить мозг подростка

14 Июня 2011 года, 07:29

Подросткам, которые регулярно пьют алкоголь, учиться гораздо труднее, чем их сверстникам. Как оказалось, спиртное нарушает работу гиппокампа – отдела мозга, отвечающего за память о событиях и образное мышление. Через некоторое время повреждение гиппокампа вызывает появление забывчивости и рассеянности, а также не дает усваивать новую информацию.

Правда, сами подростки не замечают, что у них появляются проблемы с запоминанием – они считают свою память отличной.

А в состоянии алкогольного опьянения подросткам трудно контролировать и свое поведение – спиртное отключает в головном мозге центр контроля ошибок. Именно это свойство горячительных напитков ученые считают ответственными за несчастные случаи, которые происходят с молодыми людьми в состоянии алкогольного опьянения.

Еще Пифагор говорил: “Пьянство есть упражнение в безумстве”. В самом деле, человечеству известно очень многое о токсическом влиянии алкоголя на организм. Об этом написаны тысячи книг, об этом говорят даже в рекламе алкоголя. Правда, всегда очень мелким шрифтом.

Но люди все равно пьют, причем при очевидном попустительстве родителей в первый раз пробуют спиртное еще задолго до наступления совершеннолетия.

Однако очень важно понимать, что безопасной дозы алкоголя не существует. Есть та, которую может оперативно обезвредить печень, и та, которая печени уже не по силам. Считается, что здоровая печень способна без особого вреда переработать около 20 г чистого спирта, но индивидуальная дозировка может быть и ниже.

Причем даже относительно безопасные для взрослых дозы алкоголя на организм подростка оказывают куда более серьезное воздействие.

По мнению специалистов, для растущего организма нет минимальной дозы алкоголя. Любое количество этилового спирта, попавшего в организм ребенка, способно повредить развивающуюся нервную систему и привести к необратимым последствиям в будущем.

Дело в том, что нервная система человека созревает постепенно, и самые молодые мозговые структуры наиболее уязвимы для заболеваний и разнообразных токсинов, среди которых на одном из первых мест стоит алкоголь. Он – сильный нейротоксин, то есть, вещество, убивающее нервные клетки.

Кора человеческого мозга продолжает свой рост и развитие и в подростковом возрасте. Именно ее клетки, как самые юные, становятся жертвами продукта распада этилового спирта – ацетальдегида.

Замечательный английский невролог Хьюлингс Джексон назвал это “законом эволюции и диссолюции”. Лобные доли коры головного мозга активно участвуют в процессах обучения и запоминания. Поэтому нейротоксическое действие ацетальдегида нарушает в них нейронные связи и, само собой, ухудшает и запоминание и способности к обучению. Страдают от алкоголя и другие отделы мозга, например, гиппокамп.

Однако поражение лобных долей вдвойне коварно, так как именно они являются центрами самоконтроля и самокритики, и их поражение не позволяет подростку заметить, что с ним что-то происходит. Даже когда негативные изменения уже стали очевидны родителям, друзьям и учителям.

Автор — ведущий телепередачи о здоровье и здоровом образе жизни «О самом главном» на канале «Россия 1».

Ментальные расстройства у подростков: как вовремя заметить и помочь

12.04.2021 Как погубить мозг подростка

© depositphotos.com

По данным ВОЗ, половина всех нарушений психического здоровья возникает до наступления 14-летнего возраста.

Если такие случаи не выявить вовремя и оставить без лечения, во взрослой жизни человек столкнётся с последствиями, которые могут существенно ограничить его возможности.

Читайте также:  Минздрав напоминает: йод полезен для здоровья

 О том, как правильно вести себя родителям, которые беспокоятся о психическом здоровье детей, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала клинический психолог Екатерина Роде.   

– Какие ментальные расстройства встречаются у детей и подростков?

– Наиболее распространены тревожное расстройство, расстройства, связанные со стрессом или перепадами настроения, невроз навязчивых состояний, синдром дефицита внимания, гиперактивность, биполярное аффективное расстройство, реже других встречается шизофрения. На первый план выступают депрессивные и тревожные расстройства и смежные с ними.

Сейчас среди подростков чаще встречаются биполярное и маниакальное расстройства. Это объясняется тем, что у современных детей присутствует депрессивная составляющая, связанная с повышенной тревогой.

Причина этих расстройств – давление социальной среды. Кроме того, сейчас некоторые заболевания популяризируются, о них появляется больше информации.

На этом фоне подростки начинают искать у себя различные симптомы и ставить себе те или иные «диагнозы», чтобы почувствовать себя особенными.

– К чему приводит игнорирование заболеваний?

– К игнорированию можно отнести обесценивание ментальных расстройств и психологической помощи, недоступность нужных специалистов. Это чревато усугублением заболеваний и нарушением нормального функционирования человека в социуме: он не может правильно расставлять поведенческие акценты, понимать других людей.

Так развиваются коморбидные состояния, когда на одно заболевание наслаивается другое. В итоге расстройство, которое легко можно было исправить терапией или небольшим медикаментозным лечением, переходит в состояние, когда больного необходимо помещать в стационар.

Когда появляются первые признаки, родителям необходимо сразу обращать на них внимание и начинать наблюдение, при этом стараться давать ребёнку больше любви и заботы.

Взрослым важно помнить: если проигнорировать проблемы подростка, он может искать помощь самостоятельно и попасть к непрофессионалам. Таким образом ребёнок сильнее разрушит собственную психику, что приведёт к девиантному поведению. Последствия здесь могут быть как на социальном, так и на личностном уровне.

– Почему взрослые не обращают внимание на ментальные проблемы детей?

– Чаще всего это вызвано незнанием. Необходимо вносить изменения в работу образовательных учреждений, говорить с родителями, информировать о том, что может происходить с детьми не только в физическом, но и в психическом плане. Нужно донести до людей, что лечить ментальные расстройства можно так же, как и обычные болезни, не надо этого бояться или стесняться.  

Ситуация меняется в лучшую сторону, но некоторые родители продолжают относиться к проблеме несерьёзно, потому что не считают ментальные расстройства болезнью.

Они рассуждают по принципу: «У нас же в детстве такого не было, почему это сейчас вдруг появилось?» Но социальные условия меняются, жизнь у современных детей уже иная.

Проблема психического здоровья существовала и раньше, просто ей не придавали значения так, как сейчас.   

– Если не заметить у подростка ментальное расстройство, в каком возрасте оно может проявиться и какие последствия повлечёт?

– Ребёнок будет расти с чувством, что с ним что-то не так. Это повлечёт тяжёлые последствия, которые могут проявиться и в тридцать, и в двадцать пять, и в сорок лет. Невозможно назвать точный возраст, для каждого это индивидуально. Иногда расстройства могут так и остаться на психосоматическом уровне, а иногда могут перейти в тяжёлую психиатрию, которая уже требует лечения в клинике.

– Что может провоцировать психические заболевания?

– Факторов очень много. Один из самых весомых – социальная обстановка, обесценивающая роль человека в обществе. Также имеет значение популяризация некоторых заболеваний. Большой плюс, что психическое здоровье стали обсуждать, но о некоторых болезнях стали говорить слишком много, они вошли в «моду».

– Как укрепить психическое здоровье подростков? Какие меры профилактики нужно принять?

– Важно, чтобы подростки не боялись, что над ними будут смеяться сверстники или их будут осуждать взрослые, если они обратятся за психологической помощью. Необходима глобальная перестройка всей работы с психическим здоровьем человека.

В школах нужен не один психолог, а целый штат, чтобы каждому ребёнку уделялось должное внимание, велась комплексная работа. Нужно вовлекать в эту работу родителей, информировать их, просвещать.

При этом учителя должны понимать важность этого процесса и относиться к нему серьёзно.

Если говорить о профилактике, то родителям нужно позаботиться о том, чтобы у ребёнка был разнообразный досуг, чтобы он занимался тем, что ему нравится.

Они обязаны соблюдать его личное пространство, предоставлять возможность самовыражения.

Для подростков важно, чтобы к ним относились не как к детям, а как ко взрослым, у которых есть свои личные чувства и эмоции, которые нужно уважать и не игнорировать.

– Если у подростка было обнаружено ментальное расстройство, каким образом должны действовать родители?

– Если родители стали замечать, что с ребёнком что-то происходит, необходимо не спешить с расспросами, а понаблюдать за его поведением. Можно обратиться к школьному психологу и попросить его также понаблюдать за подростком в школе. И уже на основе этих наблюдений пообщаться со специалистом, сначала без ребёнка. Если опасения подтвердились, тогда стоит обращаться за лечением. Самое важное – не бояться. Не думать о том, что, если обратиться к психологу или психиатру, это как-то негативно повлияет на жизнь ребёнка. Наоборот, если этого не сделать, последствия могут быть значительно хуже. 

Вероятность развития шизофрении в подростковом возрасте

На начальном этапе развития очень трудно установить правильный диагноз, поэтому она быстро прогрессирует. И это, действительно, пугает.

Вот далеко не полный список вопросов, которые волнуют родителей, заметивших в поведении своего ребенка нечто странное:

  1. Какая причина развития психических нарушений у детей?
  2. Что нужно знать о первых признаках подростковой шизофрении?
  3. Как распознать психическое отклонение в переменчивом поведении ребенка?
  4. Как правильно диагностировать и лечить это заболевание?
  5. Можно ли избавиться от шизофрении навсегда?
  6. Есть ли вероятность, что вместе с переходным возрастом пройдет и расстройство психики?

Ответы на эти вопросы есть.

Причины

Точная причина развития шизофрении в подростковом возрасте доподлинно неизвестна. Однако уверенно можно сказать, что существуют факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование заболевания. К ним относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • стрессовые ситуации;
  • сложные семейные взаимоотношения;
  • компьютерная зависимость;
  • употребление наркотических средств;
  • курение, детский алкоголизм.

Путем многолетних исследований доказано, что ребенок подросткового возраста имеет в два раза больше шансов заболеть шизофренией, если этот недуг был ранее обнаружен у кого-то из его родственников. Вероятность психического расстройства возрастает в разы, если оба родителя страдают шизофренией. Наследственность имеет огромное влияние на формирование личностных черт характера.

Стресс, как известно, может быть причиной многих заболеваний, и шизофрения не исключение. Чрезмерные переживания в сочетании с несформировавшейся психикой подростка ложатся в основу сначала эмоциональных сбоев, а затем и тяжелых психозов. А они уже влекут за собой шизофренические расстройства.

Неспокойная обстановка в семье, конфликты с родителями, юношеский максимализм – все это атрибуты переходного возраста. Они вполне могут стать толчком к развитию заболевания. Подросток, который в течение долгого времени не находит поддержки и понимания, теряет самооценку, замыкается в себе и впадает в депрессивное состояние. Без помощи психотерапевта в такой ситуации не обойтись.

Наркотики, алкоголь и сигареты сами по себе недопустимые вещи для подростка. Они оказывают негативное влияние на физическое состояние еще неокрепшего детского организма, приводя к общей интоксикации и задержке умственного развития.

Но самое страшное заключается в том, что страдают от этого клетки мозга.

Не до конца сформированная психика под воздействием наркотических веществ может спровоцировать сбой, влекущий за собой шизофрению и другие тяжелые расстройства сознания.

Проявления заболевания

К сожалению, нет таких симптомов, обнаружив которые можно было бы однозначно сказать, что у подростка развивается шизофрения. Каждый случай индивидуален. Казалось бы, похожие проявления у одного ребенка могут свидетельствовать о серьезном заболевании, тогда как у другого – это всего лишь особенности характера, пробелы в воспитании или просто плохое настроение.

Основные признаки шизофрении бывают трёх типов:

  1. Негативные. Представляют собой нарушения психики и некоторых функций организма. Определенные эмоции попросту становятся недоступны подростку. Он утрачивает возможность логически мыслить, планировать свои действия, нести ответственность за собственные поступки. Со стороны это может выглядеть как отчужденность, замкнутость или обычная лень. Эти симптомы довольно тяжело выделить и правильно их квалифицировать.
  2. Позитивные. На самом деле, ничего хорошего, а тем более, позитивного в них нет. Симптомы имеют такое определение, поскольку приобретаются организмом по ходу развития заболевания. К ним относятся галлюцинации и бредовые идеи.
  3. Когнитивные. Проявляются они сбоем психических функций, апатией и безразличием. Страдает концентрация внимания, возможность запоминать информацию и пользоваться ею. Эти нарушения трудно не заметить при тесном контакте с ребенком.

На начальной стадии подросток воспринимает галлюцинации просто как свою слишком развитую фантазию. Причем они могут быть зрительными или слуховыми, либо сочетаться друг с другом. Лишь со временем ребенок понимает, что с ним что-то не так. Ситуация осложняется тем, что психика еще полностью не сформирована, поэтому невозможно предсказать последствия шизофренических приступов.

Читайте также:  Барсучье мясо — польза и вред

Замкнувшись в себе, ребенок остается один на один с проблемой. Типичная ситуация начальной стадии шизофрении:

  • подросток слышит какие-то голоса у себя в голове;
  • иногда ему кажется, что они читают вслух его же мысли;
  • его посещают различные видения;
  • есть ощущение слежки или преследования.

Но самое страшное заключается в том, что ребенок не может никому об этом рассказать: родители слишком заняты работой или собой, друзья, скорее всего, воспримут такой рассказ, как очередной повод для насмешек и издевательств. Поэтому не остается ничего другого, как в одиночку бороться с собственными страхами.

И только когда симптомы шизофрении выходят из-под контроля, скрывать заболевание становится невозможно. Если это случилось, следует немедленно обратиться к специалисту.  Невыявленные психические расстройства в подростковом возрасте могут иметь весьма печальные последствия.

Стоит отметить, что в большинстве случаев шизофрения у подростков искажает эмоциональное восприятие либо развивается дисфункция мышления и восприятия информации. Но, в то же время, как это ни удивительно, болезнь не влияет на интеллектуальные способности. То есть, в поведении ребенка происходят видимые изменения, но если он хорошо учился в школе, то продолжает делать это и дальше.

Определение диагноза

Анализировать видимые и скрытые симптомы и сделать точное заключение – уже большой шаг к избавлению от недуга. Неверно поставленный диагноз влечет за собой неправильное лечение. В итоге, вместо выздоровления болезнь затягивается и прогрессирует, и справиться с ней становится намного труднее.

Некоторые люди в принципе отказываются признавать шизофрению у подростков как заболевание. Необычное поведение они связывают с:

  • недостатком в организме витаминов и микроэлементов;
  • нарушением обмена веществ;
  • общим переутомлением;
  • особенностями психотипа личности;
  • влиянием внешних факторов.

Однако шизофрения существует, и берет она свое начало именно в подростковом возрасте. Малейшие отклонения в поведении ребенка должны стать поводом для обращения к психиатру.

Чтобы исключить новообразования и другие заболевания головного мозга необходимо провести такие исследования:

  • магнитно-резонансная томография;
  • электроэнцефалография;
  • общий и биохимический анализ крови;
  • состояние иммунного статуса;
  • оценка гормонального фона.

Большую роль в диагностировании шизофрении у детей подросткового возраста играют специально разработанные психологические тесты. С их помощью можно установить, какая именно структура мозга наиболее пострадала от недуга. Учитывается также информация, предоставленная родителями и другими родственниками, имеющими близкий контакт с больным.

Лечение

Известны случаи, когда заподозрив неладное в действиях подростка, родители или педагоги вели его к психологу. В обязанности этого специалиста входит наблюдение за поведением пациента, выявление его психотипа и т.п. Однако определить шизофреническое расстройство он не сможет. Это сделает только психиатр, лечение назначает тоже он.

Так можно ли подростку полностью избавиться от шизофрении? Да, такое возможно, но ни один психотерапевт не может дать гарантию, что это произойдет именно в каком-то конкретном случае. При правильно подобранном лечении после ухудшения состояния могут наступать продолжительные периоды ремиссии.

Остро проявляющиеся симптомы шизофрении снимаются нейролептиками. Происходит это в стационаре, под постоянным наблюдением специалистов.  Для достижения видимых результатов нужно принимать назначенные врачом препараты не менее трех недель. В качестве вспомогательных средств могут быть назначены:

  • антидепрессанты;
  • транквилизаторы;
  • антипсихотические вещества.

Длительность госпитализации зависит от тяжести симптомов и общего состояния подростка. Терапия дает стойкую положительную динамику. Пройдя интенсивный курс лечения, пациент направляется домой для дальнейшей реабилитации в амбулаторных условиях и социальной адаптации.

Жизнь после подтверждения болезни

Даже если диагноз «шизофрения» окончательно подтвержден, это не повод отчаиваться и опускать руки. Очень важно начать лечение, а современные лекарственные препараты поистине творят чудеса, при этом практически не имеют побочных эффектов.

В наше время шизофрения вовсе не приговор, молодой человек должен и может вести нормальный образ жизни. Периоды ремиссии могут продолжаться до 5-7 лет.

Бытует мнение, что шизофрения, начавшая свое развитие в подростковом возрасте, обязательно должна проявляться агрессивным поведением или шокирующими поступками. В действительности все не так. Шизофренические приступы не провоцируют агрессию. Подросток, страдающий этим психическим расстройством, скорее способен причинить вред самому себе, нежели кому-то из окружающих.

После лечения ребенок обязательно должен пройти курс реабилитации. Она подготовит его к жизни в социуме. Специалисты расскажут как вести себя в различных ситуациях, анализировать чувства, контролировать эмоции. В отдельных случаях за подростком понадобится постоянное наблюдение.

Важность семейной поддержки

Безусловно, важно, чтобы подросток знал, что рядом с ним есть человек, к которому можно обратиться и рассказать обо всех своих страхах и переживаниях.

Тогда увеличивается вероятность, что шизофрения будет выявлена на начальном этапе и лечение даст максимальный результат.

Но это правило работает только в том случае, когда родственники больного адекватно оценивают всю серьезность психического нарушения и знают о возможных последствиях.

Часто бывает, что заботливые мамы и папы вместо того, чтобы как можно скорее вести ребенка на прием к психиатру, находят его странному поведению всевозможные оправдания. Например:

  • бессвязное бормотание, немигающий взгляд в одну точку объясняется тем, что дитя перезанималось и валится с ног от усталости;
  • галлюцинации – последствия слишком яркого проявления эмоций;
  • нежелание общаться со сверстниками – чрезмерные нагрузки в школе;
  • уныние и безразличие – просто плохое настроение.

Особенностью шизофренического расстройства является склонность к суицидальным действиям или самоповреждению. В связи с этим возникает острая необходимость постоянного наблюдения за подростком.

Помимо этого, желательно найти занятие, которое будет ему по душе и в целом подкорректировать образ жизни. Следует обратить внимание на:

  • правильное и здоровое питание;
  • занятия спортом;
  • интеллектуальное развитие;
  • активный отдых.

Родственники ребенка с шизофренией должны сами знать, что ее можно и нужно лечить и убедить в этом больного. Визита к психиатру избежать не удастся, но это вовсе не так страшно, как принято считать.

Как устроен мозг подростка

Подростки могут казаться импульсивными, безответственными, отчужденными, да и просто невыносимыми. У этого есть биологические причины. Одна из них — растущий и развивающийся мозг, рассказывает когнитивный нейробиолог Сара-Джейн Блэкмор из Королевского колледжа в Лондоне.

Изменения продолжаются

Подростковый возраст — время перемен: у человека устанавливаются новые социальные связи, повышается склонность к риску, а мнение сверстников приобретает особое значение.

В книге «Изобретение самих себя. Тайная жизнь мозга подростков» когнитивный нейробиолог, профессор Сара-Джейн Блэкмор рассказывает об исследованиях в этой области и о том, как именно подростки и молодые взрослые думают, учатся и решают проблемы.

Одной из главных причин конфликтов, путаницы и противоречий в сознании подростка считается временное несоответствие в развитии разных частей мозга.

Например, их префронтальная кора (она отвечает за высшую нервную деятельность — самостоятельное принятие решений, планирование, подавление неподобающего или слишком рискованного поведения) еще недостаточно развита для того, чтобы планировать, различать добро и зло или предвидеть последствия.

Зато интенсивно развивается миндалевидное тело, которое отвечает за способность распознавать эмоции других людей. Поэтому подростки реагируют скорее эмоционально, чем рационально. Они склонны делать неверные выводы и принимать скоропалительные решения.

Другая особенность подросткового мозга — недостаток белого вещества (миелина). Миелин защищает нервные клетки, подобно тому как пластмассовая изоляция защищает кабель и предотвращает утечку тока. Миелин значительно повышает эффективность передачи нервных импульсов в мозгу. У подростков белое вещество только формируется — этот процесс заканчивается к 30 годам.

Потенциально опасным и в то же время открытым для массы возможностей подростковый период делает третья особенность мозга — нейропластичность.

Мозг способен меняться под воздействием опыта, устанавливать новые связи между нейронами. Используемые нейронные связи разрастаются и укрепляются, а неиспользуемые — вытесняются.

На практике это означает, что подростки совершенствуются в том, чему уделяют много времени, будь то футбол, игра на скрипке или, наоборот, карманные кражи.

«Стрелки» внутренних часов

В период полового созревания смещаются циркадные ритмы, которые отвечают за сон и бодрствование. Из-за гормональных изменений стрелки «внутренних часов» подростков запаздывают примерно на два часа.

Это значит, что вечером их начинает клонить в сон на пару часов позже, чем взрослых. А по утрам они чувствуют себя гораздо более уставшими, чем в детстве (или, наоборот, в более старшем возрасте).

Обычно уроки начинаются рано утром, а для подростка с биологической точки зрения 8 утра — это время, когда нужно спать.

Некоторые школы экспериментируют со временем начала занятий и анализируют результаты. Например, после того как в 2016 году школы Сиэтла перенесли начало уроков с 7:50 на 8:45, выяснилось, что если давать подросткам дополнительный час сна утром, то они прогуливают первые уроки на 25% реже, успеваемость улучшается на 4,5%, а психологическая обстановка в семье становится более благоприятной.

Зачем подросткам нейронаука

Сара-Джейн Блэкмор считает, что основы нейронауки нужно включить в учебную программу старших классов. «Подростки должны знать, как меняется их мозг. Это позволит им лучше понимать себя, свои мотивы и ощущения, — говорит она. — Например, в чем причины их застенчивости, склонности к риску или особенной восприимчивости к мнению сверстников.

Читайте также:  Синий чай — польза и возможный вред

К тому же подростковые годы — важный период с точки зрения уязвимости к психическим заболеваниям. Большинство из них впервые проявляется именно в этом возрасте. Подросткам важно знать о социальных и биологических причинах того, что с ними происходит. Это поможет научиться справляться со своими чувствами и вовремя распознавать возможные проблемы».

Подростковый возраст — важный период для социальной адаптации, продолжает она. Поэтому мозг словно «настроен» на то, чтобы учиться понимать других людей, их мысли и эмоции, распознавать социальную иерархию.

Ровесники, друзья и их мнение становятся очень значимыми для подростка. Ему важно быть включенным в социальную группу, быть признанным «своим».

В этом возрасте появляется повышенная склонность к рискованному поведению под давлением сверстников. Курение, употребление алкоголя или эксперименты с наркотиками — все это подростки совершают не в одиночку, а в группе.

В основе таких действий лежит страх быть отвергнутым группой сверстников — одна из движущих сил подросткового поведения. Чтобы лучше понимать, что именно толкает взрослеющего ребенка к тем или иным действиям, Сара-Джейн Блэкмор рекомендует читать литературу на эту тему — и подросткам, и их родителям.

Возраст сложностей и возможностей

Чтобы понять подростковое желание отделиться от родителей и произвести впечатление на друзей, нужно обратить внимание на древнюю часть мозга, которая интенсивно развивается в этом возрасте — лимбическую систему.

Она отвечает за эмоции и за внутреннюю «систему поощрения», то есть за удовольствие от одобрения окружающих. В силу особенностей развития лимбической системы подростки крайне чувствительны к похвале после рискованных поступков и зависимы от мнения сверстников.

А к мнению старших, наоборот, прислушиваться не любят.

Юному человеку, конечно, непросто управлять своими эмоциями и поведением, но зато благодаря нейропластичности мозга подростковый возраст — время удивительных возможностей в сфере обучения и творчества.

«Трудный возраст»: как меняется мозг подростка

8 522

Представьте: вы спите. Отец заходит в комнату, целует вас в лоб и говорит: «С добрым утром, милая. Что будешь на завтрак?» «Овсянку», — отвечаете вы. Спустя полчаса вы приходите на кухню — на столе вас ждет дымящаяся тарелка овсянки.

https://www.youtube.com/watch?v=n60UP1UbWh8\u0026t=11s

Так выглядело детство для многих: родители и другие близкие люди заботились о нас. Но в какой-то момент мы стали отдаляться от них. Мозг изменился, и мы решили отказаться от овсянки, приготовленной родителями.

Вот для чего людям нужен подростковый возраст. Природа меняет детский мозг, чтобы его обладатель не остался жить с мамой. В результате изменений ребенок отходит от привычного уклада жизни и отправляется навстречу новому, незнакомому и потенциально опасному. Так же меняются отношения подростка с людьми. Он отдаляется от родителей и сближается со сверстниками.

Мозг подростка претерпевает множество изменений, которые влияют на отношения с людьми. Вот несколько наиболее значимых.

Обострение эмоций

По мере приближения подросткового возраста эмоции ребенка становятся интенсивнее. Подростки часто хлопают дверьми и дуются на родителей — этому есть научное объяснение. Эмоции формируются при взаимодействии лимбической системы и стволовой части головного мозга. В организме подростка эти структуры сильнее влияют на принятия решений, нежели у детей и взрослых.

В одном из исследований поместили детей, подростков и взрослых в томограф. Участникам эксперимента показывали фотографии людей с нейтральным выражением лица или с ярко выраженными эмоциями. Ученые зафиксировали более сильный эмоциональный отклик у подростков и умеренный отклик среди взрослых и детей.

Сейчас мы чувствуем себя так, а через минуту иначе. Пусть взрослые от нас отстанут. Дайте нам чувствовать то, что мы чувствуем

Также подростки склонны видеть эмоции в других людях, даже если их нет.

Когда подросткам в томографе показывали фотографии с нейтральными эмоциями на лицах, их мозжечковая миндалина активировалась. Подросткам казалось, что человек на фотографии испытывает отрицательные эмоции.

Из-за повышенной эмоциональности подростков легко вывести из себя или расстроить. У них часто меняется настроение. Они сами себя плохо понимают. Один парень как-то мне сказал: «Объясните это взрослым.

Сейчас мы чувствуем себя так, а через минуту иначе. Пусть взрослые от нас отстанут. Дайте нам чувствовать то, что мы чувствуем». Это неплохой совет.

Если взрослые наседают на подростков и пытаются наказать за излишнюю эмоциональность, это только отдаляет их.

В нашем организме есть нейротрансмиттер дофамин. Он участвует в совместной работе ствола мозга, лимбической доли и коры головного мозга. Именно благодаря дофамину мы хорошо себя чувствуем, когда получаем награду.

По сравнению с детьми и взрослыми у подростков ниже базовый уровень дофамина, но выше всплески при его выработке. Новизна — один из главных триггеров, запускающих выброс дофамина.

За счет этого подростков привлекает все новое. Природа создала систему, которая заставлять стремиться к переменам и новизне, толкает к незнакомому и неопределенному.

Однажды это заставит молодого человека покинуть родительский дом.

Мозг подростка фокусируется на положительных и захватывающих аспектах принятого решения, игнорируя отрицательные и потенциально опасные последствия

Когда уровень дофамина падает, подросткам становится скучно.

Все старое и доброе их удручает. Это нужно учитывать при организации учебного процесса в средних и старших классах. Школы и учителя должны использовать внутреннюю тягу подростков к новизне, чтобы заинтересовать их.

Еще одна особенность подросткового мозга — изменение процесса оценки, что хорошо и что плохо. Мозг подростка фокусируется на положительных и захватывающих аспектах принятого решения, игнорируя отрицательные и потенциально опасные последствия.

Психологи называют такой тип мышления гиперрациональным. Оно заставляет подростков быстро ездить, принимать наркотики и вступать в опасные половые связи. Родители не зря беспокоятся о безопасности своих детей. Подростковый возраст — действительно опасный период.

Близость со сверстниками

Привязанности всех млекопитающих основаны на детских потребностях в заботе и безопасности. В первые годы жизни человека привязанность очень важна: малыш не выживет без заботы взрослых. Но по мере нашего взросления привязанность не исчезает, она изменяет свой фокус. Подросток меньше полагается на родителей и все больше на сверстников.

В подростковом возрасте мы активно сближаемся с друзьями — это естественный процесс. Именно на друзей мы будем полагаться, когда покинем родительский дом. В дикой природе млекопитающие редко выживают в одиночку. Взаимодействие со сверстниками для подростков воспринимается как вопрос выживания. Родители отходят на второй план и чувствуют себя отвергнутыми.

Главный недостаток такого изменения — близость с группой подростков или даже одним человеком кажется вопросом жизни и смерти. Миллионы лет эволюции заставляют подростка думать: «Если у меня не будет хотя бы одного близкого друга, я умру». Когда родители запрещают подростку идти на вечеринку, для него это становится трагедией.

Взрослым кажется, что это глупо. На самом деле глупость ни при чем, так заложено эволюцией. Когда вы запрещаете дочери идти на вечеринку или отказываетесь покупать новые туфли, подумайте, как это важно для нее. Это поможет укрепить отношения.

Взрослые должны уважать процесс взросления детей. Подростков захватывают эмоции и заставляют их выйти из-под родительского крыла, сблизиться со сверстниками и отправиться навстречу новому. Таким образом мозг помогает подросткам находить «овсянку» за пределами родительского дома. Подросток начинает сам заботиться о себе и искать других людей, которые будут о нем заботиться.

Это не значит, что в жизни подростка не остается места для родителей и других взрослых. Мозг ребенка изменяется, и это влияет на его отношения с окружающими. Родителям важно принять тот факт, что их роль в жизни ребенка тоже меняется. Взрослым стоит задуматься, чему можно научиться у подростков.

Эмоциональные всплески, любовь, социальная активность, дружба, новизна и творчество стимулируют рост мозга и поддерживают его молодость

Сколько взрослых остались верны принципам подросткового периода, занимаются тем, что они любят? Кто остался социально активным, сохранил близких друзей? Кто продолжает пробовать новые вещи и не привязывается к старому, загружает свой мозг творческими изысканиями?

Нейробиологи установили, что мозг постоянно растет. Они называют это свойство нейоропластичностью. Эмоциональные всплески, любовь, социальная активность, дружба, новизна и творчество стимулируют рост мозга и поддерживают его молодость. Все это — качества, присущие подростковому периоду.

Вспомните об этом, когда вам захочется подколоть подростка за его поведение или использовать слово «подросток» в уничижительной манере. Не высмеивайте их эмоциональность и непокорность, лучше сами побудьте немного подростком. Исследования предполагают — именно это нам нужно, чтобы сохранить ум острым и молодым.

Дэниел Сигел (Daniel Siegel) — профессор психиатрии в Медицинской школе при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, автор книг «Майндсайт. Новая наука личной трансформации» и «Внимательный мозг».

Жанна ОмельяненкоИсточник фотографий:Getty Images

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector