Послабления в режиме, необходимые для детского здоровья

Памятки кабинета здорового ребёнка

  • Питание беременных женщин во второй половине беременности и кормящих матерей
  • Гигиеническая ванна
  • Организация вскармливания и питания детей первого года жизни
  • Одежда ребенка первого года жизни
  • Массаж и гимнастика
  • Организация сна и бодрствования ребенка первых трех месяцев жизни
  • Питание детей второго-третьего годов жизни
  • Показатели нервно-психического развития ребенка второго-шестого годов жизни
  • Закаливание детей раннего возраста
  • Игрушки для детей первого-шестого годов жизни
  • Устранение вредных привычек

Питание беременных женщин во второй половине беременности и кормящих матерей

Основными задачами организации питания беременных женщин являются удовлетворение как их физиологических потребностей для сохранения здоровья и работоспособности, обеспечения комфортного самочувствия, хорошего настроения и высокой активности в течение всего периода беременности, так и плода для его адекватного роста и развития. Программа 1000 дней – программирование здоровья. Принципы:

  • разнообразное питание
  • безопасное питание
  • достаточное поступление пищевых веществ
  • исключение высокоаллергенных продуктов
  • качество пищи, а не количество

Качество питания женщин в период кормления грудью имеет большой значение для полноценного состава грудного молока.

Послабления в режиме, необходимые для детского здоровья

С учетом необходимости дополнительного поступления в организм женщины во время беременности и периода лактации белка, пищевых волокон, витаминов, кальция, железа, микроэлементов целесообразно включение в их рацион специализированных продуктов питания, обогащенных этими компонентами: сухие смеси «Беллакт мама», «НутримаФемилак», «НутримаЛактомил», «Амалтея», витаминные комплексы «Элевит кормление», «Прегнотон мама» и др.

Примерный суточный набор продуктов питания во второй половине беременности  и в период лактации

Продукты
II половина беременности
Мясо, птица 170г 170г
Рыба 70г 70г
Молоко, кефир и другие кисломолочные продукты 2,5% жирности 500 мл 600 мл
Творог 9% жирности 50г 50г
Сыр 15г 15г
Сметана 10% жирности 15г 15г
Масло сливочное 25г 25г
Масло растительное 15г 15г
Яйцо 0,5шт 0,5шт
Крупы, макаронные изделия 60 70г
Овощи: картофельКапустаСвеклаМорковьТоматы и прочие овощи 200г100 г100г100г200г 200г100г100г100г200г
Фрукты 300г 300г
Сок 150 150г
Зелень 30-50г 30-50г
Сахар 60г 60г
Хлеб ржаной 100г 100г
Хлеб пшеничный 120г 150г
Кондитерские изделия 20г 20г
Объем свободной жидкости 1-1,2 литра (при наклонности к отекам – 0,8)
Мука пшеничная 15г 20г
Фрукты сухие 20г 20г
Чай
Кофе
Соль
Химический состав рациона
Энергетическая ценность 2556 2735
Белкив том числе животн.происх. 9660 104г60г
Жирыв том числе растит.происх. 9023 9325
Углеводы 340 370

РежимВажно помнить, что кормящей матери необходимо обеспечить достаточный отдых. Необходимо: ночной сон, дневной сон 1-2 часа, прогулки 1-2 часа в день.

Вредные привычки могут негативно повлиять на количество и качество грудного молока.

Гигиеническая ванна

Купание малыша – ответственная и обязательная процедура, которая необходима для очищения кожи младенца от загрязнений. Но все же главными целями купания являются закаливание и стимулирование двигательной активности.

Купание обычно нравится малышу и доставляет много положительных эмоций, способствует его развитию.

Что приготовить для купания:

  1. Детскую ванночку (предварительно моем детским мылом)
  2. Термометр для воды (t воды 37-37,5 градусов)
  3. Губочку или мягкую мочалку, гипоаллергенное мыло (1-2 раза в неделю)
  4. Немного воды в кувшине для того, чтобы ополоснуть в конце купания малыша
  5. Вода кипяченая или из водонагревательного бака для ребенка первого месяца жизни, в воду ничего не добавляем в связи с незрелостью кожи, дабы избежать аллергических реакций.
  6. Ножнички с загнутыми кончиками Ватные жгутики чистить носик и ушки, ватные диски, чтобы промыть складочки на ушках
  7. Перед купанием подмыть ребенка под краном

Купают малыша ежедневно между кормлениями в вечернее время не более 10 минут в теплом помещении.После процедуры аккуратно просушите кожу малыша, возле пупочного остатка.Подстригают ноготки малыша (раз в 3-4 дня)Чистят носик и ушки ватными жгутиками

Одевают в комфортную одежду

Ребенку старше одного месяца

  1. Воду не кипятим
  2. Увеличиваем время купания до 20 минут
  3. Купаем в обычной домашней ванне без добавления каких – либо средств, дабы избежать аллергических реакций.
  4. Ванну предварительно моем.
  5. Воду набираем 37-37,5 градусов.
  6. Во время купания возможно обучение плаванию.
  7. Один или два раза купаем малыша с гипоаллергенным мылом и мочалкой.
  8. Следим за ноготочками, вовремя чистим ушные раковины ватными жгутиками.

Организация вскармливания и питания детей первого года жизни

1 месяц

На грудном вскармливании:Режим № 1 «а», или режим свободного вскармливания. Кормление «по требованию», до 10 раз в сутки. Приветствуются ночные кормления.

  1. Вода по показаниям
  2. На искусственном вскармливании:Режим №1 смесь с 30мл от рождения до 120 мл к 1 месяцу через 3 часа 7 раз в день с ночным перерывом 6 часов при средних темпах развития
  3. Питьевой режим от 60 мл до 120 мл
  4. 2 месяца

На грудном вскармливании:Режим № 1«а»возможен до 1,5 месяцев.Переход на режим № 1 — кормление ребенка через Зч-7раз. Время может варьироваться, например через 2 часа 45 минут или через 3 часа 10 минут. Это и есть свободный режим кормленияЧасы кормлений:6-9-12-15-18-21-24 ч. Ночной перерыв — 6 ч. Приветствуются ночные кормления.

  • Вода по показаниям
  • На искусственном вскармливании:Режим №1 смесь 120 мл через 3 часа 7 раз в день с ночным перерывом 6 часов при средних темпах развития
  • Питьевой режим до 120 мл
  • 3 месяца

На грудном вскармливании:Режим № 1 — кормление ребенка через Зч-7раз.Часы кормлений:6-9-12-15-18-21-24 ч. Ночной перерыв — 6 ч. Приветствуются ночные кормления. Вода по показаниямВ конце 3-го месяца возможен переход на режим №2 – кормление через 3,5 часа

Права и льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Послабления в режиме, необходимые для детского здоровья

В последние годы активно обсуждаются проблемы социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросы предоставления им равных с остальными детьми прав и возможностей в различных сферах жизни.

При этом многие участники дискуссий, считая термин «дети с ОВЗ» толерантным синонимом понятия инвалидности, допускают грубую неточность, обобщая всех детей, имеющих существенные проблемы со здоровьем, в одну категорию – «дети с ограниченными возможностями здоровья».

Такой подход является ошибочным и влечет неверное толкование правовых норм. Рассмотрим, почему.

Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.

12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) установлено следующее: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

В свою очередь, статья 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет инвалидом лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным федеральным учреждением медико-социальной экспертизы инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Причина подмены понятий видится в желании смягчить неблагозвучный термин «инвалид», в то время как их разграничение имеет важное юридическое значение.

Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), а статус ребенка с ОВЗ – психолого-медико-педагогической комиссия (далее – ПМПК). При этом ПМПК принимает решение о выдаче заключения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с позиции создания специальных условий получения образования исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

Важно учитывать, что один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации (абилитации)) инвалида, с пометкой о необходимости в образовательной реабилитации.

Соответственно, ребенок-инвалид, не требующий специальных условий для получения образования и не признанный «обучающимся с ОВЗ», получает реабилитационные услуги в иных сферах, например, в здравоохранении или социальной защите, но не в образовании.

В процессе развития общественного сознания представление о лицах с серьезными проблемами здоровья многократно менялось: от примитивных, когда физические дефекты рассматривались как наказание свыше к сегодняшнему времени, когда различия между людьми сглаживаются, и провозглашается всеобщее равенство.

С изменением восприятия менялось и законодательство.

Ориентиром для всех прогрессивных государств, ставящих перед собой высокие гуманистические цели, стали нормы международного права, ориентированные на обеспечение равенства прав и возможностей граждан вне зависимости от их состояния здоровья и других факторов.

Базовым международным актом, направленным на соблюдение равных прав граждан, стала Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, содержащая историческое положение, который гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Современное российское законодательство стремится максимально соответствовать международным стандартам, обеспечивая всем гражданам равные возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. При этом политика государства направлена на то, чтобы социальная защита носила адресный характер и затрагивала все категории граждан, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

Какими же исключительными правами обладают дети с ОВЗ, и на какие меры социальной поддержки они вправе рассчитывать?

Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплены равное право и одновременно обязанность каждого гражданина на получение основного общего образования.

При этом обеспечение образования возлагается на родителей, а государство принимает на себя обязательство поддерживать различные формы образования.

Кроме того, статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение каждому в случаях, установленных законом.

Реализация равного права на образование осуществляется в соответствии с Законом об образовании, предусматривающим создание специальных условий для детей, испытывающих затруднения в учебе, тех самых, которые заключением ПМПК признаны детьми с ОВЗ. Исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающийся признается с ОВЗ, законодательно не определен, а решение принимается комиссией индивидуально исходя из потребностей в специальных условиях для получения образования.

В соответствии со статьей 79 Закона для таких учащихся создаются специальные коррекционные группы, классы и специальные учреждения, благодаря чему происходит их успешное обучение, воспитание и интеграция в общество.

Читайте также:  Упражнения для людей старшего возраста: растяжка

Для них разрабатываются специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, пособия и дидактический материал, проводятся индивидуальные и групповые занятия, обеспечивается доступ к зданиям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, бесплатно обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ОВЗ имеют право на бесплатное двухразовое питание.

Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Этими же мерами социальной поддержки пользуются и дети-инвалиды. Статьей 39 Закона предусмотрено предоставление обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования жилых помещений в общежитиях.

К сожалению, длительное время дети с ОВЗ содержались в интернатах, а обучение и воспитание производилось исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, что, по мнению ведущих экспертов, вело к углублению неравенства детей с ОВЗ.

В свою очередь, инклюзивный подход, который активно внедряется в современных российских школах способствует максимальному удовлетворению потребностей особенных детей, а их обучение становится более эффективным. Такая практика соответствует общемировой.

Следует отметить, что развитие образования в данном направлении не просто способствует созданию благоприятных условий для детей с проблемами здоровья, но помогает становлению личности маленьких граждан, дает им больше возможностей для саморазвития и получения по окончании школы среднего и высшего профессионального образования. Совместное обучение детей с ОВЗ ставит их на одну ступень со здоровыми сверстниками, что является важным шагом к полноценной, достойной взрослой жизни в обществе и преодолению социального неравенства.

Уход за больным ребенком

Что делать при повышении температуры?

Самое главное — это постельный и питьевой режимы. При высокой температуре (выше 38,5) важно ограничить активность ребенка, так как бег, катание на велосипеде и другая физическая деятельность приводит к повышению температуры.

Первым делом малыша следует раздеть до майки и трусов, при этом желательно использовать одежду из хлопчатобумажной ткани, укрыть лёгкой простынёй, а в случае озноба — тёплым одеялом вплоть до прекращения озноба, покраснения кожи или согревания.

Чтобы малыш находился в постели, с ним надо интересно провести время, например, рассказать сказку или включить музыку. Следует помнить, что при высокой температуре ребенку нежелательна зрительная нагрузка (просмотр телевизора, игра на приставке или компьютере, рисование и др.).

Как правило, строгий постельный режим, при котором можно посещать только кухню и в туалет, назначают детям крайне редко и на короткий срок, например, при ангине, скарлатине, тяжёлой пневмонии.

С момента нормализации температуры или при субфебрильной (37,5-38) постельный режим можно отменить, но желательно, чтобы днём ребёнок отдохнул или поспал.

При высокой температуре необходим питьевой режим. В сутки ребёнку необходимо давать 1–1,5-2 литра жидкости (в зависимости от возраста), преимущественно воды или чая (не важно, чёрный, зелёный или травяной, с сахаром или лимоном).

Сок лучше исключить в первые дни болезни, так как при температуре пропадает аппетит, а сок стимулирует продукцию пищеварительных ферментов, тем самым раздражая слизистую пищеварительного тракта, что может вызывать изжогу и дискомфорт.

Кроме того, соки могут стимулировать моторику и вызывать диарею, некоторые из них (цитрусовые, мультифруктовый, гранатовый, морковный) могут провоцировать аллергию, которая проявляется в виде различных высыпаний. Если же ребёнок просит сок, то следует ограничиться одним стаканом в сутки после еды.

Компот из сухофруктов (яблок, груш, вишен, кураги, изюма), моно или смесь, будет полезен при высокой температуре, но следует учитывать, что чернослив и курага вызывают послабление стула, а груша закрепляет этот процесс. В период болезни некоторые готовят морсы из клюквы и (или) брусники.

Помните, что при их употреблении следует ограничиться 1-2 стаканами в день, чтобы не потерять много жидкости, т. к. морс обладает мочегонным эффектом, что в свою очередь может привести к интенсивному выведению антибиотиков или других важных лекарственных средств, а также снизить их концентрацию в крови и, как следствие, уменьшить эффект от лечения. Кроме того, морс может способствовать повышенному образованию солей в моче.

Обильное питьё способствует снижению температуры. При нем усиливается потоотделение, учащается мочеиспускание (с мочой выделяются вирусы, микробы, токсины и шлаки).

Кстати, жаропонижающие «плохо работают», так как вследствие их применения температура не снижается (либо удается достигнуть лишь кратковременного эффекта) чаще всего из-за того, что ребёнок отказывается пить воду во время болезни.

Это крайне важно, поскольку организм не отдаёт воду, которая необходима ему при высокой температуре.

Как правильно принимать жаропонижающее?

Жаропонижающие лекарственные средства, преимущественно парацетамол (эффералган, парацет, панадол, цефекон, тайленол) и ибуфен (ибупрофен, нурофен, МИГ 400), обладают также и противовоспалительным, и обезболивающим действием, однако имеют ряд побочных эффектов (в том числе токсических).

Об этом следует помнить и применять их правильно: не более 4-х раз в сутки, через 6 часов, по возможности после еды, при этом запивая достаточно количеством воды. Жаропонижающие средства лучше всего чередовать (если в данном месяце Вы применяли парацетамол, то в следующем лучше использовать ибуфен, либо менять лекарственные средства через день).

Многие считают, что парацетамол не помогает. Это в первую очередь связано с дозировкой, которую необходимо уточнять у врача.

Кроме того, жаропонижающее необходимо принимать только при температуре выше 38,5-39 в первые три дня заболевания ОРИ, так как приём этих средств при более низкой температуре приостанавливает выработку собственного интерферона, лизоцима и выключает другие механизмы иммунитета, что иногда способствует развитию осложнений.

Детям до года, которые находятся под наблюдением у невролога и у которых в анамнезе были судороги или недавние черепно-мозговые травмы, жаропонижающее следует давать при температуре 37,5. Кроме этого, жаропонижающее можно принять и при невысокой температуре, если ребёнок плохо ее переносит (выраженная вялость, головная боль), то в данном случае дозу лучше уменьшить.

А можно ли принимать аспирин?

Нельзя давать аспирин на фоне лихорадки детям до 12 лет при гриппе, кори, ветряной оспе, так как может развиться синдром Рея (острое токсическое поражение печени и головного мозга, иногда с летальным исходом).

А как относиться к колдрексу, фервексу, орвиколд?

Это комбинированные препараты, содержащие парацетамол, большинство из них можно применять детям с 6-7 лет, желательно в тех случаях, когда высокая температура сочетается с выраженными катаральными явлениями (например, насморк, заложенность носа). Детям лучше применять монопрепарат в связи с низким риском развития аллергии и меньшей вероятностью нагрузки на печень.

Надо помнить и знать и о физических методах охлаждения

Их можно применять только при розовой лихорадке (кожа розовая, влажная, горячая на ощупь). В комнате должно быть прохладно, температура воздуха должна составлять 20-22 градуса для лучшего процесса теплоотдачи.

Можно применять вентилятор, но действовать следует осторожно, так как у детей потоки холодного воздуха вызывают неприятные ощущения, плач. Проще и удобнее обтирать тело салфеткой, смоченной прохладной водой, или применять обёртывание уксусом (1 ст.

ложка 9% уксуса на 1 литр тёплой воды), у детей школьного возраста — обтирание водкой или спиртом, разведенным водой 1:1. Данные процедуры необходимо провести 4-5 раз, что обычно приводит к снижению температуры на 0,5-1 градус. Очень эффективна применение общей ванны (10-15 минут) с тёплой водой.

Температура воды должна быть на 2-3 градуса ниже температуры тела (например, 38 при 40). Самочувствие и настроение ребёнка после такой процедуры улучшается на глазах.

В случае белой лихорадки физические методы охлаждения противопоказаны. Больного следует укутать, можно приложить грелку к ногам и давать горячее питьё и папаверин или но-шпу (доза зависит от возраста), а при температуре 39 и выше — сделать литическую смесь или вызвать скорую помощь..

Специалист медицинского сектора Н.И. Ерофеева

Режим дня ребёнка с рождения и до школы

Что такое режим дня ребенка? Это расписание мероприятий в течение дня, которые следуют друг за другом в определённой последовательности. Режим дня меняется в течение жизни в зависимости от возраста.

Он обусловлен физиологическими особенностями и потребностями детского организма в тот или иной период.

При этом идеальный режим дня получается при учёте индивидуальных черт маленького человека и его условий жизни.

Основные составляющие режима дня детей разного возраста

Режим дня ребёнка должен включать в себя следующие обязательные элементы:

  • время приёма пищи. Ребёнок в зависимости от возраста должен определённое количество раз в день принимать пищу. Важное значение имеют также интервалы между кормлениями;
  • время сна. Нервная система ребёнка, по сравнению со взрослой, находится в стадии формирования, поэтому быстрее наступает истощение, требующее восстановления. Также маленький организм затрачивает на все процессы жизнедеятельности больше энергии, чем взрослый. Потребность во сне снижается по мере роста ребёнка.
  • время нахождения на свежем воздухе. Оно может включать в себя прогулки, сон, игры;
  • время на обязательные образовательные занятия. В детском коллективе и в домашних условиях с ясельного возраста;
  • свободное время. Оно приобретает значение, когда малыш уже что-то умеет делать самостоятельно. Ребёнок в это время сам выбирает род своей деятельности. Свободное время важно для обработки полученной информации, реализации творческих способностей.
Читайте также:  Еще один взгляд на ожирение

Есть ли минусы у режима дня

Минусы режима дня или, точнее сказать, возражения против соблюдения строгого распорядка дня таковы:

  • малыши часто выбиваются из привычного распорядка, нарушая последовательность и время мероприятий. Их сон и питание легко нарушаются под действием внешних факторов (погода, дискомфорт физический или психический, изменение типа и способа вскармливания);
  • дети на интуитивном уровне могут следовать своим потребностям. На этом основано возражение против насильственного подчинения расписанию;
  • строгое следование распорядку дня, игнорирование индивидуальных условий жизни, особенностей личности и возраста может приводить к косности мышления, неспособности подстраиваться под изменения обстановки, лишению индивидуальности и также к нарушению состояния здоровья.

Чем полезен режим дня для ребенка?

Польза распорядка обусловлена физиологическими и психологическими аспектами, которые и являются основанием для создания режима дня:

  • польза с физиологической стороны — это выработка условных рефлексов, с помощью которых организм приспосабливается к существующим условиям. Ребёнок оказывается подготовленным к выполнению необходимых задач и делает их без лишнего напряжения. Т.е. происходит экономия энергии и равномерное её распределение для всех нужных видов деятельности;
  • с психологической точки зрения — детская нервная система нуждается в стабильности обстановки, которая своей предсказуемостью даёт ощущение покоя и надёжности. Это, в свою очередь, создаёт благоприятный фон для развития ребёнка, более глубокого осмысления совершаемых действий и становления навыков.

Как приучить малыша к режиму?

Чтобы приучить ребёнка к режиму, нужно следовать следующим несложным рекомендациям:

  • начинать приучение ребёнка к режиму можно после выписки из роддома. Родителю нужно распланировать, в первую очередь, свою жизнь, учитывая прогулки и приёмы пищи. Но подготовиться, что сразу гладко пойдёт не всё. Чаще всего дети входят в режим к 3 месяцам.
  • вводить какие-то новые этапы надо постепенно во время полного здоровья и в момент удовлетворения от осуществления насущных желаний;
  • нужно учитывать возраст ребёнка, характер вскармливания, время года, состояние здоровья, особенности личности;
  • стремиться соблюдать регулярность мероприятий и их последовательность;
  • вводить ритуалы, что подготавливает ребёнка к выполнению того или иного действия. Они облегчает внедрение новых компонентов режима.

Распорядок дня ребенка

Режим дня ребёнка зависит в первую очередь от его возраста.

До года

Начав говорить о режиме детей до 1 года, правильно будет отдельно выделить период новорождённости.

Режим дня новорождённого состоит из чередования периодов кормления и сна. Между ними вклиниваются в идеальном случае только гигиенические процедуры: умывание-подмывание, купание, одевание.

Естественное вскармливание происходит по требованию младенца. Это важно, поскольку малыш и мама в этот период приспосабливаются друг ко другу.

Есть важные моменты:

  • ограничивать время пребывания у груди ребёнка нельзя, т.к. темп сосания у малышей разный и в случае медленного «сосунка» при сокращении времени кормления существует риск лишить его своей порции «заднего» молока, богатого белком и лактазой. Как итог — недобор веса, колики в животе, пенистый стул со всеми вытекающими последствиями. Среднее время кормления 30-40 мин (в жарком климате время кормления ребёнок может сокращать сам, потребляя только переднее молоко, богатое водой, и утоляя таким образом свою жажду). Ценное заднее молоко вырабатывается примерно на 20 минуте кормления;

Мама должна уделять внимание правильному захвату соска малышом, чтобы при длительном кормлении грудь не травмировалась. Также не нужно пересушивать кожу ореолы чрезмерным мытьём и различными антисептиками, т.к. это способствует образованию трещин и занесению инфекции.

  • кормление по часам при грудном вскармливании ушло в  советское прошлое, но следует обратить внимание на «слишком» хорошо спящего младенца. Желательно, чтобы регулярные перерывы на сон между кормлениями не составляли больше трёх часов. Это в первый месяц очень важно, т.к. частое кормление через 2-3 часа способствуют хорошему становлению лактации у матери, что, в свою очередь, обеспечивает рост и развитие ребёнка, профилактику маститов у кормящих.

Ночные кормления должны быть обязательно, т.к. они стимулируют выработку пролактина, что, в свою очередь, поддерживает дневную лактацию.

Поэтому, при необходимости, для соблюдения этих условий успешного вскармливания иногда необходимо даже будить младенца.

Кормление по часам

При искусственном вскармливании необходимо придерживаться кормления по часам, чтобы избежать перекармливания, т.к. смеси требуют больше времени на переваривание, чем грудное молоко.

Интервалы  между кормлениями — 2,5-3 часа, после 5 месяцев — 4-4,5 часа.

Кратность кормлений: от 8 раз в сутки на первом месяце и 5 приёмов пищи к году.

Разница по возрасту

Режим сна и бодрствования у новорождённого ребёнка отличается от старшего возраста очень коротким периодом бодрствования. В это время ребёнку, помимо гигиенических мероприятий, можно сделать гимнастику и лёгкий массаж.

Время прогулки и пребывания на свежем воздухе

Оно совпадает со временем сна. Когда миновал период новорождённости, распорядок дня ребёнка начинает меняться в сторону удлинения времени бодрствования и укорочения времени сна.

Время бодрствования ребёнка по месяцам: в возрасте 1-3 месяца общее время бодрствования составляет примерно 6-7 часов (продолжительность единичного периода 1-1,5 часа).

С 3-6 месяцев это время удлиняется до 8,5 часов, при этом ребёнок находится в активном состоянии уже до 2 часов.

Во втором полугодии суточное время бодрствования увеличивается до 10 часов по 2,5-3,5 часа в перерывах между сном.

Примерный режим сна у ребенка до года: в первом полугодии с возраста 1-2 месяца спать ребёнок в идеале может до 3-4 раз в сутки по 1,5 -2 часа, во втором кратность сна составляет 2 раза  по 2,5- 3 часа.

Режим пребывания на свежем воздухе у малышей первых месяцев жизни заменяет сон на улице.

Режим дня ребёнка в 1 год

«Годовички», несмотря на то что они успешно преодолели возрастной рубеж в 1 год, продолжают следовать режиму 9-10-месячных грудничков:

  • ночной сон — 10-11 часов;
  • дневной сон — 2 раза по 2,5 часа;

Обычно к году у родителей складывается представление к какому типу принадлежит их любимое чадо: к «совам» или к «жаворонкам». Так вот, «совята», т. е. те дети, которые любят вставать ближе к полудню и ложиться к полуночи, могут спать 1 раз в день.

  • 5-разовое кормление;
  • период общего суточного бодрствования составляет 10-11 часов;
  • период пребывания на свежем воздухе может составлять до 5-6 часов в сутки в зависимости от времени года и погодных условий, но не менее 2 часов за день.

При организации прогулок нужно обязательно предусматривать физическую двигательную активность ребёнка, как важное звено в развитии физического и психического здоровья.

Для малышей ясельного возраста (1 г 6 месяцев — 3 года) выстраивают режим таким образом, чтобы он способствовал правильному развитию мышечной и костной системы, становлению речевой функции, укреплению иммунитета, усовершенствованию имеющихся основных двигательных навыков. Необходимо 4-разовое питание, активные прогулки на свежем воздухе минимум два раза в день по 2-3 часа.

Появляются занятия, уделённые развитию речи, навыков самообслуживания, мелкой моторики. Их проводят в игровой форме. Внимание деток в данном возрасте может удерживаться до 10 минут.

Данные игры лучше проводить в первой половине дня, минимум за 30-40 минут до отдыха. Днём дети в возрасте от полутора лет спят, как правило, уже 1 раз по 2-2,5 часа. Суточное количество сна составляет  12-12,5 часов.

Периоды бодрствования составляют примерно 4,5-5 часов.

Если родители планируют своего ребёнка отдавать в детский садик, то режим дня должен быть максимально приближен к режиму яслей. Следует заранее помочь ребёнку перестроиться на раннее пробуждение и такое же укладывание спать вечером, если малыш придерживался противоположного распорядка. Такое мероприятие будет способствовать более быстрой и успешной адаптации к жизни детского коллектива.

Дети дошкольного возраста

Режимы детей дошкольного возраста различаются по возрастам. В детском саду их делят на группы.

Группы Возраст Питание Занятия Сон Игры Прогулки
младшая 3-4 года 4 раза 2 занятия по 10 мин. утром и после полдника 12-12,5 часов. 1 раз днём по 2 часа До завтрака, после сна и после полдника 2 раза в день, не менее 4 часов в сутки
средняя 4-5 года 4 раза 2 занятия в первой половине дня по 10 минут с перерывом 10 минут 11,5-12 часов в сутки . 1 раз днём 2 часа Игры в свободное время 2 раза в день, не менее 4 часов в сутки
Старшая 5-6 лет 4 раза 3 занятия в день в первой половине дня по 20 минут с перерывами 10-12 минут 11,5-12 часов в сутки. 1 раз днём 1,5-2 часа Игры в свободное время 2 раза в день, не менее 4 часов в сутки
Подготовительная 6-7 лет 4 раза 3 занятия по 25 -30 минут в день до обеда с перерывами 10-12 минут 11,5 часов ночной сон, дневной сон 1,5 часа. Игры в свободное время 2 раза в день, не менее 4 часов в сутки

Таким образом, с возрастом увеличивается время занятий для развития высшей нервной деятельности, уменьшается потребность в дневном сне.

Ночной сон остаётся длительностью 10-11 часов вплоть до окончания начальной школы.

Время прогулок и игр остаётся неизменным, в которые по мере взросления (с возраста 5 лет) начинает входить, затем и усложняться основная трудовая деятельность (подметание дорожек, уборка помещения, поливание и др.) длительностью от 10 до 15 минут в день.

Режим дня малыша – работа родителей

Если с кормлением всё более менее понятно (кормить надо, перекармливать нельзя), с развивающими играми тоже полный порядок (в центры раннего развития малолетний народ начинает ходить лет с полутора), то нередко опускаются такие важные компоненты, как полноценный сон и физическая активность на свежем воздухе. А именно эти два аспекта обеспечивают прочный фундамент для развития и здоровья ребёнка.

Читайте также:  Жареное мясо – неправильный рецепт, ведущий к сердечно-сосудистым заболеваниям

Для обеспечения ребёнка адекватной физической нагрузкой родителю необходимо:

  • запланировать время;
  • преодолеть страх перед погодой и простудными заболеваниями и стараться гулять с ребёнком при любых климатических условиях (исключение — мороз минус 15 (минус 20 для детей старше 5 лет) и ветер свыше 15 м/с);
  • подобрать одежду, которая будет одновременно защищать от погодных явлений и обеспечивать возможность активно двигаться ребёнку.

Для обеспечения полноценного отдыха нервной системе ребёнка (заодно и родительской) нужно:

  • не дожидаться пока ребёнок самостоятельно ляжет в постель (усталость у детей нередко проявляется перевозбуждением, что приводит к двигательной и эмоциональной расторможенности), а мягко подготовить ребёнка к отдыху, учитывая необходимое по возрасту время для бодрствования. Для этого можно вводить так называемые ритуалы (определённые последовательные действия, спокойные игры, чтение книг, купание, пение);
  • исключить активные виды игр, гаджеты перед сном;
  • обеспечивать адекватную физическую активность в течение дня, чтобы ребёнок и не переутомился, и устал;
  • стараться, чтобы отход ко сну и подъём утром не слишком отличались в входные и будние дни;
  • стараться не пропускать дневной сон;
  • избегать фонового включения телевизора в течение дня
  • ограничение времени пользования компьютером и телевизором до 15 минут в день детям от 3 лет.

Заключение

Режим дня ребёнка –  нередко предмет споров. Чтобы найти золотую середину, нужно помнить, что стабильность жизненного уклада необходима для ребёнка. Чем младше младенец, тем большим стрессом для него являются изменения привычного образа жизни, питания.

Но для развития высшей нервной деятельности также очень необходимы положительные эмоции.

Поэтому при установлении режима дня надо учитывать условия, возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности характера ребёнка, душевное и физическое состояние родителей, руководствоваться принципом постепенности изменений. Тогда установленный распорядок будет приносить радость и здоровье всей семье.

Здоровый образ жизни для детей — Областная детская больница

В настоящее время ведение здорового образа жизни (ЗОЖ) стало не только полезным, но и модным увлечением. Все больше людей выбирают для себя активное занятие спортом и правильное питание, которые являются залогом здоровья, хорошего самочувствия, отличного настроения и красивой фигуры.

К правильному образу жизни они стараются привлечь семью, детей. Здоровье – это наш дар. Поэтому необходимо беречь и сохранять его с раннего детства любыми методами.

Здоровый образ жизни для детей – основополагающий фактор физического и нравственного развития ребенка, его гармоничного существования в обществе.

Главными составляющими здорового образа жизни являются:

  • распорядок дня;
  • свежий воздух;
  • двигательная активность;
  • здоровое питание;
  • психическое и эмоциональное состояние.

Как организовать активный образ жизни для ребенка?

Для каждого ребенка самым главным примером и мотиватором в жизни являются родители, на которых они стремятся во всем быть похожими, поэтому здоровый образ жизни должен начинаться именно с них.

Дети легко прислушиваются к советам мамы и папы, интересуются их увлечениями, а совместные занятия спортом и правильное питание всей семьей помогут вам ненавязчиво приучать к этому ребенка с ранних лет.

Например, летом устраивайте регулярные семейные прогулки с велосипедом, самокатом, роликами, играйте в мяч, ходите вместе в бассейн, на утреннюю пробежку, в походы, а зимой – катайтесь на санках, коньках, лыжах и прочее. Если у вас есть хобби, то приобщайте к нему также детей. Это не только хороший метод воспитания и развития ребенка, но и отличный способ для сплочения семьи.

По данным МОЗ дети и подростки должны уделять физической активности не менее 60 мин/день. Конечно, это не значит, что ребенок должен ходить в спортивную секцию каждый день, достаточно пойти с ребенком на пешую прогулку или прокатится на велосипедах, поиграть в любые подвижные игры. Тем более совместные игры с ребенком, позволяют вам  проводить с ребенком больше времени вместе.

Распорядок дня

Режим дня ребенка строится с учетом его возраста и индивидуальных качеств. Немаловажное значение имеет и воспитательный потенциал.

Правильно организованный распорядок дня должен удовлетворять ключевые физиологические потребности организма (отдых, сон, питание). Выполнение этих условий приведет к тому, что ребенок получит все необходимые знания и навыки в сфере культуры здоровья.

Люди подразделяются на сов и жаворонков, что нужно учитывать при определении распорядка дня ребенка.

Сколько часов в день должен спать ребенок?

Полноценный сон, такая же неотъемлемая часть здорового образа жизни как питание и физическая культура. Ребенок, который достаточно отдыхает, как правило, счастливее и здоровее своих не выспавшихся сверстников.

Дети в дошкольном возрасте должны спасть по 9-10 часов в сутки

Дети школьного возраста и подростки должны спать не менее 8-9 часов в сутки.

Свежий воздух

Свежий воздух и ежедневные прогулки благотворно влияют на организм. Гулять нужно в любую погоду. Полезно быть в местах, где много зелени, деревьев и цветов. Шумных улиц, загазованных вредными выхлопами машин лучше избегать. Очень полезен для здоровья ребенка сон на свежем воздухе. Например, на балконе, у открытого окна или в коляске.

Движение и спорт – как залог здоровья

Спортивный образ жизни ведет к укреплению и здоровому развитию ребенка. Занятия физкультурой делают ребенка более выносливым и здоровым. Физические упражнения хорошо укрепляют кости, мышцы и суставы. Это полезно также для контроля за весом и сжигания лишних калорий. Ведь современный образ жизни и неправильное питание не очень благотворно влияют на организм детей.

Правильное питание:

Как обеспечить ребенка правильным питанием?

Самый простой и наглядный способ, это так называемый метод «умной тарелки» или «тарелки здоровья».

Половина рациона ребенка должна состоять из не крахмалистых овощей (помидоры, огурцы, морковь, капуста, брокколи, шпинат, бобовые культуры и т.д.)

Четверть рациона ребенка должна содержать крахмало-содержащие продукты (цельно-зерновой хлеб, картофель, кукуруза, горох, каши, рис и т.д.)

Оставшаяся часть рациона должна содержать нежирное мясо (курица, индейка, рыба или постная говядина).

К этому всему добавьте фруктов и не жирного молока.

Многие дети имеют избыточный вес, связанный именно с неправильным питанием, от которого избавиться также сложно, как и взрослым. Родители, у которых дети имеют склонность к полноте, должны особенно внимательно следить за правильностью их питания. Иначе безответственное отношение к этому вопросу в детстве приведет к большим проблемам со здоровьем ребенка в более старшем возрасте.

Правильное детское питание также неразрывно связано с семейным ЗОЖ и к нему необходимо приучать ребенка с ранних лет. Это второй очень важный компонент здорового образа жизни детей.

Здоровое питание

В рационе питания ребенка должны быть только натуральные продукты, без химических добавок. Рекомендуется регулярно употреблять в пищу нежирное мясо, свежие фрукты и овощи, рыбные блюда и кисломолочные продукты. Сбалансированная и полезная еда положительно влияет на здоровье детей, позволяя им нормально расти и развиваться.

Для новорожденных малышей лучшее питание – это молоко матери. В нем есть все полезные витамины и микроэлементы, нужные для организма маленького члена семьи. Диета мамы также должна включать натуральные, без консервантов и вредных веществ продукты.

До достижения 6-ти месячного возраста ребенку не рекомендуется давать дополнительные прикормы. Когда придет время, малыш сам начнет проявлять интерес к новым блюдам. Первым прикормом обычно становятся специальные кашки, овощные и фруктовые пюре, нежирные куриные бульоны.

Продукты, приготовленные на пару, обладают более полезными свойствами, чем баночные. Через них малыш получит максимальное количество витаминов и микроэлементов.

Психическое и эмоциональное состояние

Эмоциональное состояние детей во многом определяется психологической атмосферой в семье. В будущем оно отразится и на его здоровье. Основными причинами многих детских болезней являются отрицательные эмоции, переживания и стрессы, переутомление и семейные неурядицы.

Если ребенку дома эмоционально комфортно, то он будет счастлив, спокоен и уверен в себе. Положительные мысли улучшают гормональный фон, укрепляют иммунитет. Ребенку нужна любовь, понимание и забота. Очень важно всегда поддерживать своих детей, укреплять их моральный и физический дух. Добрые слова, тепло и одобрение – вот основополагающие факторы здорового образа жизни каждого ребенка.

Все родители хотят, чтобы их малыш рос крепким, здоровым и умным. Но для этого необходимо приложить немного усилий. Только при соблюдении всех правил по ведению здорового образа жизни можно получить хороший результат. Они помогут в будущем вам и вашим детям избежать многих проблем.

Советы как приучать ребенка к здоровому образу жизни:

Привлекайте ребенка в совместным походам за продуктами и приготовлению пищи. Поход в продуктовый магазин это прекрасная возможность познакомить детей с разными продуктами, которые вы употребляете в пищу.

Попросите ребенка изучить прилавки в магазине, а потом помочь вам найти и выбрать необходимые продукты по вашему списку. В некоторых супермаркетах постоянно происходят дегустации, это способ дать ребенку попробовать новый продукт и расширить свои гастрономические пристрастия.

Когда вы готовите семейный ужин, зовите своих детей на помощь. Во взрослой жизни ребенка навыки приготовления пищи очень пригодятся. Когда человек умеет готовить, он меньше потребляет полуфабрикатов и фаст-фуда.

Вдобавок ко всему, во время совместного приготовления ужина у ребенка появится желание пробовать новые блюда, в процессе приготовления которых он участвовал.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector