Занятия музыкой способны улучшать внимание и рабочую память у детей

Занятия музыкой способны улучшать внимание и рабочую память у детей

Многих родителей волнует вопрос развития памяти у ребенка, особенно если он учится в школе и не может справиться с тем огромным количеством информации, которую требуется усваивать каждый день. Существует немало способов тренировки запоминания с помощью интересных упражнений и игр. Давайте разберемся, что делать, если плохая память обнаружена у ребенка 8-10 лет, как можно ее улучшить и развить.

Занятия музыкой способны улучшать внимание и рабочую память у детей

Память начинает развиваться с самого раннего возраста, но в первые годы жизни она непроизвольная.

Малыши запоминают преимущественно то, что привлекло их внимание, причем делают это, не прилагая какие-либо усилия.

Однако к 6-7-летнему возрасту начинается формирование другого вида памяти – произвольного. Оно предполагает наличие цели, то есть ребенок целенаправленно что-то учит.

Благодаря активному развитию произвольного запоминания ребенок 8-10 лет с легкостью усваивает информацию на уроках. Оно бывает двух видов:

  • механическое – заучивание в определенной последовательности;
  • логическое – запоминание с помощью образования логических связей.

Занятия музыкой способны улучшать внимание и рабочую память у детей Занятия музыкой способны улучшать внимание и рабочую память у детей

С помощью механической памяти дети учат стихи, а потом воспроизводят все строчки в правильном порядке. Логическая память помогает изучать материал, который ребенок впоследствии воспроизводит «своими словами».

По мере роста самого ребенка и его головного мозга увеличивается и объем памяти, и число способов запоминания.

Школьники начинают использовать специальные приемы, помогающие зафиксировать объекты и явления в памяти. Среди них особенно часто применяют ассоциации, когда между явлениями, предметами или событиями создаются связи, помогающие вызвать их в сознании одновременно.

Получаемые знания тоже имеют значение для качества памяти в 9-10-летнем возрасте. Чем больше развивать интеллект и мышление, тем больше материала в последующем ребенок сможет усвоить. По мере взросления он будет уже самостоятельно улучшать навык запоминания, расширяя собственный кругозор.

Занятия музыкой способны улучшать внимание и рабочую память у детей Занятия музыкой способны улучшать внимание и рабочую память у детей

Специалисты отмечают, что проблемы с памятью в детском возрасте чаще всего обусловлены ее недостаточным развитием.

Если ребенок не запоминает стихи и важную информацию из учебников, а учителя жалуются на рассеянность и невнимательность на занятиях, оставлять это без внимания нельзя.

В большинстве случаев ребенка просто не научили, как правильно запоминать материал, или не заинтересовали в этом. Если подобрать подходящие по возрасту и интересные по тематике задания, школьник довольно быстро уяснит, как использовать свои способности к запоминанию.

Занятия музыкой способны улучшать внимание и рабочую память у детей Занятия музыкой способны улучшать внимание и рабочую память у детей

Однако у некоторых детей плохая память бывает проявлением каких-то заболеваний – как физических, так и психических.

Кроме того, ухудшение памяти отмечают после воздействия стресса, при нехватке сна, недостаточно сбалансированном питании, дефиците кислорода и неправильно распланированном режиме дня.

Если ребенок мало времени проводит на улице, недополучает ценные питательные вещества, сильно загружен в школе и после уроков, мало спит, это наверняка скажется на памяти и других умственных процессах.

Занятия музыкой способны улучшать внимание и рабочую память у детей Занятия музыкой способны улучшать внимание и рабочую память у детей

На память ребенка нужно воздействовать сразу с разных сторон.

  • Развивать ее между делом, в повседневной жизни. Обязательно расспрашивайте ребенка в конце дня, чтобы было интересного в школе, выпытывая информацию с множеством деталей. Это будет регулярно тренировать память и логическое мышление. Сначала ребенок может рассказывать сбивчиво, но со временем описание дня станет связным, обретет больше мелких нюансов и подробностей.
  • Организовать отдельные развивающие занятия в игровой форме. Детский мозг быстро адаптируется и изменяет свою работу с учетом условий окружающей среды, что называют нейропластичностью. Это значит, что дети способны постоянно изучать что-то новое, благодаря чему их память улучшается. Предлагая интересные и разнообразные задания на развитие памяти, вы также будете стимулировать внимание, мышление и речь.
  • Больше читать. Привив ребенку любовь к чтению, вы обеспечите развитие его памяти, словарного запаса, образного мышления. Начинайте с нескольких страниц в день, подбирая увлекательные сюжеты. Когда ребенок прочтет их, попросите пересказать, оценить действия героев.
  • Начать изучать иностранный язык. Это прекрасный способ развить память с пользой, ведь знание других языков может помочь ребенку в будущем. Времени на изучение десятка новых слов или нескольких простых фраз уходит не очень много, но если делать это регулярно, то через пару месяцев ребенок уже сможет похвастаться знанием сотен иностранных слов. Только не забывайте на следующий день повторять изученное, чтобы новые слова фиксировались в памяти более прочно.
  • Обеспечить мозгу хорошую подпитку кислородом и витаминами. Не перегружайте дневной распорядок ребенка одними лишь уроками и кружками, обязательно выделяйте время на прогулки, часто проветривайте комнату. Пользу принесет и спортивная секция – движение улучшит кровоток в тканях мозга. Следите, чтобы в рационе ребенка присутствовали такие продукты, как жирная рыба, морковь, бананы, шпинат, орехи, брокколи, сухофрукты, семена подсолнуха.

Упражнений, с помощью которых вы сможете укрепить память ребенка и свою, довольно много. Вот несколько наиболее интересных и эффективных.

  • Подготовьте для ребенка несколько картинок, которые будут различаться небольшими деталями. Поиск отличий, помимо памяти, будет тренировать внимательность и усидчивость. Важно лишь подобрать подходящие по возрасту изображения – в 9-10 лет используют яркие картинки с массой мелких деталей
  • В качестве отличного задания для тренировки зрительной памяти будет запоминание рисунка. Предложите ребенку картинку или фото, на котором изображено много предметов. Дав внимательно рассмотреть изображение, через 15-20 секунд его прячут, после чего ребенок должен составить список элементов, которые ему удалось запомнить.
  • Чтобы тренировать слуховую память, назовите ребенку 10 слов, после чего попросите вспомнить все названные слова. Для начала используйте слова одной тематики, например, названия игрушек, цветов или фруктов. В норме с первой попытки дети воспроизводят минимум 3-4 слова, со второй – не меньше 6-7 слов.
  • «На что похоже?». Такое упражнение помогает научиться использовать для запоминания метод ассоциаций. Скажите ребенку какой-то неизвестный термин и попросите назвать все, что пришло в голову, когда он услышал новое слово. Далее объясните, что на самом деле означает незнакомое слово. Через несколько дней спросите о его значении – если ассоциаций было создано довольно много, то с большой вероятностью вы услышите правильный ответ.
  • «Сравни список». Ребенку дают список из 10 слов, который ему нужно внимательно прочесть. Спустя минуту лист заменяют другим списком, в котором 5-7 слов отличаются. Заданием будет отыскать во втором списке все слова, которые присутствовали в первом.
  • «Снежный ком». Упражнение подходит как для двух человек, так и для группы детей. Первый участник называет одно слово, второй повторяет его и добавляет еще одно слово, третий – называет первые два слова и добавляет третье, четвертый – три уже названных и собственное, четвертое, и так далее. Для начала рекомендуется использовать слова одной тематики и ограничиться цепочкой из 10 штук.

Отличным подспорьем в вопросах развития памяти школьника являются и разнообразные игры. Это могут быть и развивающие игры на телефоне или компьютере, и популярные настольные игры, например, лото, шахматы, нарды.

Предложите ребенку собрать пазл, позаниматься с какой-то головоломкой, порешать обычные кроссворды или судоку – все эти занятия положительно сказываются и на запоминании, и на способности концентрировать внимание.

Еще один интересный момент – чтобы укрепить память ребенка, можно использовать и танцы. Самым простым примером может служить танец маленьких утят. Во время разучивания движений стимулируется зрительная и двигательная память. Детей постарше можно заинтересовать каким-то современным танцем под популярную музыку. Это окажет положительное влияние на запоминание в целом.

Если ребенок испытывает трудности с выполнением домашних заданий и заучиванием стихов, не стоит постоянно делать замечания и ругать его. Определив, что виной всему проблемы с памятью, сосредоточьтесь на их решении, а не на критике и плохих оценках.

При этом заставлять заниматься не нужно – так вы лишь ухудшите ситуацию и полностью отобьете желание учиться. Подбирайте задания, которые будут представлять интерес именно для вашего ребенка, тогда и тренировки пройдут веселее, и информация останется в памяти надолго.

Кроме того, специалисты рекомендуют делать простые вещи.

  1. Чаще обнимать ребенка. Ощущение поддержки полезно не только для эмоционального здоровья, но и для развития мозга.
  2. Чаще вместе смеяться. Юмор стимулирует те участки мозга, которые влияют и на обучение, и на творчество.
  3. Освоить дыхательную гимнастику. Такие упражнения способствуют устранению лишнего напряжения и насыщению тканей мозга кислородом.

К тому же очень важно больше общаться и проводить много времени вместе. Обсуждая с сыном или дочкой фильмы, передачи, дела в школе, прочитанные книги или проблемы со сверстниками, вы будете и развивать разные виды памяти, и укреплять ваши отношения.

Упражнения на развитие внимания у детей смотрите в следующем видео.

Занятия музыкой улучшили память и внимательность детей

Занятия музыкой способны улучшать внимание и рабочую память у детей

Kausel et.al / 2020

Чилийские нейробиологи доказали, что обучение игре на музыкальных инструментах улучшает внимание и память у детей.

Музыкально натренированный детский мозг более активен в областях, которые связаны со слуховым кодированием информации, контролем внимания и исполнительными функциями.

 Все эти функции напрямую связаны улучшенным навыком чтения, повышенной психологической устойчивостью, креативностью и лучшим качеством жизни в целом. Результаты исследования представлены в журнале Frontiers in Neuroscience.

Влияние музыки на организм человека изучается очень широко — профессиональное занятие музыкой изменяет функциональное состояние центральной нервной системы, влияет на когнитивную деятельность человека, улучшает показатели памяти, творческую активность.

Доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводить к снижению заболеваемости и улучшать обмен веществ.

Музыкальное образование помогает детям лучше учиться, дает отсроченное преимущество для здоровья уже пожилых людей и пользу для сохранения когнитивных навыков в преклонном возрасте

Для специфического слухового механизма кодирования информации наиболее активны следующие участки мозга: нижняя лобная извилина и супрамаргинальная извилина передней и центральной части головного мозга, а также структуры так называемой «фонологической петли» (phonological loop).

Фонологическая петля — это система рабочей памяти, которая участвует в слуховой обработке, формировании слухомоторных связей, а также в тональной и вербальной слуховой рабочей памяти.

Читайте также:  Зачем нужен тихий час

К структурам, которые участвуют в механизме общего внимания и оперативной памяти, относят довольно обширные лобно-теменные области мозга, ответственные за исполнительные функции, целенаправленные действия и сложные когнитивные задачи.

Команда под руководством скрипачки и нейробиолога Папского католического университета Чили доктора Леони Каузель (Leonie Kausel) продемонстрировала, что у детей, которые регулярно занимаются игрой на музыкальных инструментах обе нейронные структуры — как специфического слухового, так и общего внимания — более активны. И именно это, по-видимому, сказывается на улучшении когнитивных навыков «музыкальных» детей.

Ученые проверили уровень внимания и оперативную память 40 чилийских детей в возрасте от 10 до 13 лет. 20 из них регулярно занимались игрой на каком-либо музыкальном инструменте как минимум два года, посвящали этому занятию не менее двух часов в неделю, а также играли в оркестре или ансамбле. Другая половина детей не имела никакого музыкального образования.

Внимание и рабочая память испытуемых оценивалась с помощью фиксации небольших изменений кровотока в головном мозге методом функциональной магнитной томографии (фМРТ).

При этом во время испытания дети должны были выполнять заранее разработанное бимодальное (то есть использующее два сенсорных канала обработки информации, зрительного и слухового) задание на выявление уровня внимания и качество оперативной памяти.

В течение 4 секунд (фаза кодирования информации) детям показывали картинку в виде абстрактной фигуры и одновременно предъявляли короткий звуковой фрагмент.

В серии заданий участникам предлагалось сосредоточиться либо на изображении, либо на звучащей музыке, либо вообще не стараться фиксировать свое внимание на предъявляемых стимулах. Через две секунды после этого дети должны были вспомнить, что они видели и слышали (фаза извлечения из памяти).

В задании измерялась точность ответов и время реакции.

Причем, чтобы определить активность, связанную с произвольным вниманием, ученые вычитали данные томографии, полученные при пассивных испытаниях (когда дети не фиксировали свое внимание ни на одном из стимулов) из данных, которые были получены при активной работе (то есть, когда дети старались запомнить стимул). Эта процедура позволила выявить области мозга, связанные с произвольным вниманием и запоминанием, которые активны на фазе кодирования информации.

Занятия музыкой способны улучшать внимание и рабочую память у детей

Корреляция между наличием музыкального образования и активацией во время фазы произвольного звукового внимания

Kausel et.al / 2020

Эксперимент не показал разницы во времени реакции учеников из разных групп, однако музыкально тренированные дети значительно лучше справлялись с задачей на запоминание.

Главный вывод авторов статьи заключается в том, что, по-видимому у детей, обученных музыке, при решении задачи на память и внимание одновременно задействованы два различных механизма обработки сигнала: механизм общего внимания (domain-general mechanism), а также механизм специфического слухового кодирования информации памяти (domain-specific auditory encoding mechanisms). Благодаря значительно развитости второго, специфического механизма у «музыкальных» детей, их мозг включает кросс-модальные механизмы обработки сенсорной информации, и это благотворным образом влияет на механизмы общего внимания и запоминания. Эксперимент продемонстрировал, что у детей с музыкальным образованием действительно лучше функционируют оба механизма. Под «механизмом» в данном случае исследователи подразумевают работу конкретных нейронных сетей, вовлеченных в процесс обработки сенсорных сигналов.

В своих последующих экспериментах ученые планируют установить точную причинно-следственную связь музыкального образования с улучшенной работой памяти и контролем внимания. Они также надеются оценить возможность применения музыкальной терапии к детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Исследования о влиянии музыка на человеческий организм невероятно обширны. Например, ранее мы писали о том, что музыкальное образование увеличивает активность зеркальных нейронов и делает людей более эмоционально восприимчивыми.

Также вы можете узнать о том, как музыка изменяет вкусовые предпочтения, или помогает студентам лучше запоминать информацию перед сдачей экзамена.

Кроме того, здесь вы можете прочитать о музыкальной терапии, которая помогает унять боль и тревожность у хирургических пациентов.

Алексей Козлов

Советы для развития мозга у детей – Medaboutme.ru

Когда ребенок только появился на свет, его мозг уже содержит 100 миллиардов нейронов. На протяжении первых 3-5 лет он активно развивается, производя ежесекундно более миллиона нейронных связей.

На эти процессы влияют множество факторов, в том числе отношение родителей, приобретаемый ребенком опыт, окружающая среда. Если дети растут в спокойной положительной атмосфере, для развития мозга и установки нервных связей будет меньше препятствий.

Многое зависит от правильного планирования беременности и здорового образа жизни родителей. Какие еще нюансы нужно учесть для того, чтобы мозг ребенка хорошо развивался?

Чтобы увеличить шансы на рождение здорового и способного ребенка, будущей матери необходимо бросить курить и отказаться от других пагубных привычек еще задолго до беременности.

Нельзя подвергать малыша и пассивному курению, пребывать с ним в задымленных помещениях.

Многочисленные исследования доказывают, что вредные привычки матери (курение, алкоголь, наркотики) являются основными причинами проблем с рождением и развитием ее детей.

Ядовитые химические вещества в сигаретном дыме и спиртных напитках разрушительно воздействуют на мозг будущего ребенка. Они через кровь матери попадают в организм малыша.

Исследователи утверждают, что при пренатальном курении неблагоприятные изменения происходят в структуре и функциях мозга детей.

В последующем это приводит к снижению интеллектуальной активности, проблемам в обучении и поведении.

У грудного вскармливания обнаружено множество преимуществ как для матери, так и для ее малыша. Благодаря содержанию в грудном молоке жира, холестерина и необходимых питательных веществ, оно благотворно влияет на иммунитет и на мозг ребенка.

Ученые утверждают, что дети (особенно мальчики), которых кормили грудью 1-2 года, имеют более высокий уровень когнитивного развития. Даже недоношенные дети, получавшие в достатке грудное молоко, отличаются большим объемом определенных областей мозга, отвечающих за интеллект, память и моторные функции.

Врачи рекомендуют кормить новорожденного грудью как минимум полгода, а лучше год и более.

Спокойная классическая музыка обладает удивительными свойствами и положительно влияет на мозг ребенка. С ней желательно знакомить будущего малыша еще в период беременности, чтобы он мог слышать мелодичные звуки в утробе.

Это способствует формированию когнитивных функций и общему развитию. Красивые, приятные слуху мелодии приводят к высвобождению дофамина, что стимулирует мотивацию продолжать обучение.

Вот почему музыка способна облегчить учебный процесс и помочь детям усваивать материал.

Ранний возраст ребенка — хорошее время для начала обучения музыке. Это положительно влияет на развитие мозга, тренирует интуитивное мышление, внимательность, расширяет кругозор.

Родители, которые отдают детей в музыкальную школу до 7 лет, отмечают, что у их малышей в течение года улучшилась память и способность к обучению в дошкольных и школьных учреждениях.

Научные исследования подтвердили, что раннее музыкальное образование укрепляет связи между левым и правым полушариями головного мозга, улучшая умственные способности ребенка.  

Занятия музыкой способны улучшать внимание и рабочую память у детей

Независимо от того, насколько заняты родители, нельзя допускать, чтобы дети подолгу сидели перед телевизором, компьютером или мобильным телефоном. Большинство педиатров не рекомендует просмотр телепередач ребенку до двух лет.

От этого может пострадать мозг ребенка и его интеллектуальные способности. Детям старше двух лет достаточно проводить у экрана не более пары часов в день. В противном случае заметно ухудшается успеваемость, поведение, сон, мотивация к учебе, творчеству и стремления к победам.

Взамен могут усилиться тяга к насилию, увеличиться лишний вес, капризы.   

Помимо этого длительное времяпрепровождение за телеэкраном способствует постепенному отдалению ребенка от родителей.

Он перестанет доверять взрослым, будет меньше общаться с ними, не обращать внимание на их просьбы и не ценить своих родных.

Ученые отметили, что у детей, которые до трех лет много времени проводили у экрана или играли в телефон, мозг хуже развивался, что отразилось на более низкой их успеваемости в школе.

Перед тем как научить ребенка читать, его важно заинтересовать книгами. Делать это родители могут с самого раннего возраста. Выбрав добрые поучительные сказки или детские истории, нужно регулярно читать их ребенку, к примеру, перед сном. У этого занятия масса преимуществ.

Даже если дети не до конца понимают произнесенные взрослым слова, они способны уловить интонацию, мелодику звуков и эмоции родителя. Вот почему важно читать с выражением! В книгах помимо текста должны быть красочные и понятные картинки, чтобы ребенок учился соотносить их с содержанием.

При регулярном чтении малышу в раннем возрасте его мозг намного лучше развивается, что позже помогает в освоении языка, навыках говорения и грамотного письма.

Будь-то маленький ребенок или взрослый — регулярная физическая активность необходима всем. Это доступный и важный способ поддерживать здоровье и познавательные  способности детей в раннем возрасте.

Ежедневная зарядка и занятия спортом помогают увеличивать память, улучшать обучаемость, снижать риски когнитивных нарушений и деменции в зрелости. Упражнение улучшают циркуляцию крови и поступление кислорода в мозг.

Это обеспечивает нормальное функционирование нервов, что положительно сказывается на физическом, умственном и психологическом здоровье малыша.

К привычке есть здоровые продукты нужно приучать с ранних лет. Правильная диета необходима для хорошего умственного и физического развития.

Полезные для мозга продукты: зеленые овощи, ягоды, яблоки, овсяная каша, темный шоколад, рыба, диетическое мясо, апельсины, арбуз, молочные продукты, бобовые, орехи, семена.

А вот еда быстрого приготовления, наполненная различными подсластителями, усилителями вкуса, может только навредить работе всех органов тела. Вреден для детского мозга и кофеин, который обнаруживается не только в кофе, но и в энергетических напитках, газировках, жевательных резинках и различных сладостях.   

Педиатры поощряют, чтобы маленький ребенок ел руками (предварительно тщательно вымытыми). Это развивает мелкую моторику, позволяет исследовать различные текстуры, понимать состав продуктов и блюда, улучшать координацию рук и глаз, получать удовольствие во время еды. Категорически не рекомендуется смотреть с ребенком телевизор во время приема пищи.

Занятия музыкой способны улучшать внимание и рабочую память у детей

На современном рынке представлено неимоверное количество игрушек и развлечений для ребенка. Но для обеспечения хорошей работы мозга у детей родители должны быть избирательными и обращать больше внимания на творческие развивающие игрушки.

Игра с правильными игрушками помогает ребенку развивать речь, ум, общение, эмоциональный контроль. Творческие игрушки не должны быть дорогими. Оптимально, если в их основе простой и безопасный механизм, который дает свободу воображению и стимулирует фантазию ребенка.

Читайте также:  Долгожителем может стать каждый

Это обязательный пункт в списке советов для улучшения развития ребенка. Если у родителей постоянно не хватает времени на общение с малышом, и он часто предоставлен сам себе, то его мозг будет формироваться гораздо хуже, чем обычно. Начинать общение с малышом нужно уже в период беременности.

Во время грудного вскармливания полезно ласково с ним разговаривать, петь песни, рассказывать стихи или потешки. Во время прогулки описывать окружающие малыша предметы. Даже когда ребенок пойдет в школу, родителям необходимо выделять время для регулярного общения с ним, внимательно слушать его, быть в курсе его дел, знать его учителей, увлечения, друзей.

Важно строить отношения с ребенком на любви, уважении и доверии.

Влияние музыки на человека: память, концентрацию и интеллект | РБК Тренды

Занятия музыкой способны улучшать внимание и рабочую память у детей

«Альпина Паблишер»

Чем мозг профессиональных музыкантов отличается от мозга музыкантов-любителей и что не так с «эффектом Моцарта» — в главе из книги «Музыка и мозг»

Прослушивание музыки — это не только приятно, но еще и полезно. Музыка способна влиять на наши эмоции, поэтому пение и даже простое прослушивание композиций может облегчить борьбу с нарушениями настроения, депрессией, тревожными расстройствами и другими психическими проблемами.

Многие исследователи считают, что музыка может воздействовать на различные отделы мозга и благодаря нейропластичности улучшать отдельные его функции.

Норвежские преподаватели нейробиологии музыки Аре Бреан и Гейр Ульве Скейе рассказывают, действительно ли она оказывает эффект на память, силу воли и другие когнитивные способности.

РБК Тренды публикуют главу из книги «Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект». Материал подготовлен в коллаборации с издательством «Альпина Паблишер».

Исполнительные функции

Исполнительные функции — это процессы, протекающие в мозге и отвечающие за когнитивный контроль (то есть за внимание, концентрацию, способность противостоять искушению), рабочую память и ментальную гибкость (способность быстро переключать внимание между разными задачами). Этими способностями управляют лобные доли — благодаря им мы способны фокусироваться на целях и средствах и менять поведение с помощью силы воли, исходя из изменений во внешней среде.

Обучение игре на музыкальном инструменте требует развития именно таких качеств, как фокусировка внимания, рабочая память, умение переключать внимание между разными задачами (чтение нот, взаимодействие с другими музыкантами, решение сложных технических проблем), а также выносливость.

На эти качества музыкальное образование действительно оказывает эффект. Например, одно из исследований продемонстрировало улучшение исполнительных функций у детей уже на 20-й день занятий.

Еще одно исследование показало, что объем рабочей памяти у детей, занимавшихся музыкой в течение 18 месяцев, увеличился, если сравнивать с данными контрольной группы, где испытуемые в тот же самый период обучались по общей научной программе (исследование под руководством Родена, 2012).

Но опять же, очень сложно отличить эффект, который оказывает именно музыка, от общего эффекта, который достигается благодаря систематической практике.

Интеллект и образование

Существуют задокументированные свидетельства того, что в среднем люди, которые учились музыке, имеют более высокий уровень образования и IQ.

Но чем вызвана эта связь? Может ли один общий скрытый фактор (например, социально-экономическое положение родителей) объяснить оба явления — или есть прямая связь между интеллектом и музыкальностью, не зависящая от других факторов? Ответов на эти вопросы по-прежнему нет.

Канадский психолог профессор Э. Гленн Шелленберг в нескольких исследованиях пытался сделать поправку на социально-экономическое положение родителей. Он обнаружил положительную корреляцию между обучением музыке и IQ у детей 6‒11 лет, а также связь между обучением музыке в детстве, IQ и академическими успехами молодых людей.

Был проведен целый ряд длительных исследований, во время которых детей наблюдали в течение долгого времени. Эти исследования показали те же результаты. По всей видимости, обучение музыке все-таки оказывает положительный эффект на общий уровень IQ, а также на академические успехи.

Большинство исследователей полагает, что обучение музыке напрямую влияет на исполнительные функции. Этому есть разумное объяснение: обучение музыке предъявляет серьезные требования к ребенку и развивает координацию рук, а также способность концентрироваться на чем-то в течение долгого времени, внимание и рабочую память.

Благодаря этому в организме ребенка происходят изменения, поддающиеся измерениям, например, увеличивается размер мозолистого тела, что улучшает связь между полушариями.

Кроме того, вероятно, раннее обучение музыке дает ребенку опыт того, что интеллектуальный труд, требующий концентрации, выдержки и постоянной практики, приносит радость и положительные результаты. Этот опыт повышает вероятность того, что ребенок будет упорнее трудиться в школе и в будущем решит уделить как можно больше внимания обучению.

Эффект от игры на музыкальном инструменте в детстве и юности сохраняется на долгое время. В исследовании Ханны-Плэдди и Маккей приняли участие люди в возрасте от 60 до 83 лет. Оказалось, что у тех, кто в детстве и юности более 10 лет играл в оркестре, в среднем лучше память, кроме того, они также зрительно лучше воспринимают пространство — по сравнению с людьми, у которых не было такого опыта.

Музыканты не теряют своих способностей. Но начать учиться музыке никогда не поздно — даже если в детстве вы ей не занимались. Исследование людей в возрасте от 65 до 80 лет, которые только в этом возрасте начали учиться играть на фортепиано, показало, что через шесть месяцев у них значительно улучшилась рабочая память, моторные навыки и темп восприятия.

Их результаты сравнивали с результатами группы тех, кто занимался другими видами деятельности (например, физическими упражнениями и рисованием). В 2014 году группа шведских ученых под руководством Бальбага исследовала 157 возрастных пар близнецов.

Оказалось, что у тех, кто играл на музыкальном инструменте всю жизнь, вероятность развития деменции в старости была намного ниже, чем у их братьев и сестер, никогда не занимавшихся музыкой.

Возраст мозга можно определить с помощью МРТ. Ученые исследовали МРТ мозга пациентов, хранившиеся в базе данных, выведя некие средние показатели, характерные для разных возрастов. А потом сравнили эти показатели с хронологическим возрастом испытуемых.

Это слегка напоминает калькулятор возраста: необходимо ввести пульс в состоянии покоя, рост, вес, объем талии и так далее, и вы получите свой биологический возраст, который может сильно отличаться от хронологического.

В 2018 году группа исследователей под руководством Рогенмосера сравнила мозг профессиональных музыкантов, музыкантов-любителей и тех, кто никогда не занимался музыкой. Выяснилось, что в среднем мозг музыкантов был моложе (то есть выглядел моложе на МРТ-снимках) настоящего возраста испытуемого.

Однако по результатам исследования вовсе не была выявлена зависимость вида молодости мозга от количества занятий музыкой. Оказалось, что моложе всего именно мозг музыкантов-любителей. У профессиональных музыкантов мозг в среднем был моложе — но в меньшей степени.

Результаты вызвали дискуссию: может, профессиональный музыкант испытывает такой сильный стресс, что он снижает положительный эффект от занятий музыкой? И приносит ли музыканту-любителю пользу наличие других интеллектуальных задач, возникающих в течение рабочего дня? Исследование показало, что для стимуляции работы мозга разнообразие видов деятельности полезнее, чем однообразие. И к музыке это тоже относится.

Эффект Моцарта

В 1993 году в журнале Nature Фрэнсис Раушер опубликовала результаты одного эксперимента. Его часто ставят в пример, когда говорят, что музыка теоретически способна оказывать эффект дальнего переноса. Одна группа молодых людей слушала Сонату ре мажор для двух фортепиано (K. 448) Моцарта в течение 10 минут.

Вторая группа слушала расслабляющую музыку, а третья сидела в тишине. Группы менялись местами, и каждый испытуемый в итоге оказывался во всех трех вариантах условий. После каждого этапа эксперимента испытуемые получали задание мысленно сложить и разрезать лист бумаги, а затем представить, объект какой формы получится, если снова сложить этот лист.

Задания такого рода проверяют способность к пространственному восприятию и входят во все тесты на проверку уровня интеллекта. Раушер обнаружила, что лучше всего молодые люди выполняют задание после прослушивания Моцарта — рост IQ составил примерно 8 баллов.

Полученные результаты тут же были опубликованы в СМИ под заголовками вроде «Моцарт сделает вас умнее» — и вот уже словосочетание «эффект Моцарта» стало термином.

Но давайте не будем торопиться и подумаем, нет ли ничего странного в самой форме исследования? Выбранное произведение Моцарта способно развеселить и взбодрить человека и, конечно, весьма отличается от расслабляющей музыки или полной тишины (от нее мы становимся вялыми).

Кроме того, подобные задания считаются одними из самых сложных в тестах на определение уровня интеллекта. Необходим также высокий уровень концентрации и интеллектуальных усилий, и есть множество свидетельств тому, как сильно уровень возбуждения и настроение влияют на способность выполнять сложные интеллектуальные задачи.

Положительные эмоции увеличивают количество дофамина в префронтальной коре. Согласно относительно новой теории именно этот факт объясняет, почему многие когнитивные задачи испытуемые выполняют гораздо быстрее и успешнее при наличии стимуляции умственной деятельности.

Может, решающим фактором в вопросе, как все группы справятся с заданием, был именно уровень возбуждения, а также связанная с ним способность приложить некое усилие?

В последующие годы бесчисленное количество исследователей пыталось проверить и оспорить результаты Фрэнсис Раушер.

В 1999 году во время эксперимента Нантаис и Шелленберг давали трем группам задания на определение уровня IQ после прослушивания того же самого произведения Моцарта, фортепианного произведения Шуберта и аудиозаписи с голосом диктора.

По результатам этого эксперимента не было обнаружено никакой разницы в результатах, полученных от разных групп. Кроме того, когда испытуемых спросили, что им понравилось больше — Моцарт, Шуберт или рассказанная диктором история, была выявлена удивительная закономерность.

Те, кому нравился Моцарт, лучше справлялись с заданием после прослушивания Моцарта, а те, кому больше нравились Шуберт или история, рассказанная диктором, соответственно, лучше справлялись после их прослушивания.

Еще одно испытание было проведено исследовательской группой под руководством Томпсона (2001). Ученые выбрали для работы «Адажио» Альбинони, медленное и печальное произведение.

Читайте также:  Низкое давление небезопасно для пожилых людей, предупреждают эксперты

Испытуемые лучше справлялись после сонаты Моцарта, чем после сидения в тишине, а после Альбинони и тишины не было обнаружено никакой разницы в том, насколько качественно выполнено задание.

А как только исследователи начали следить за уровнем возбуждения и настроением испытуемых, эффект Моцарта полностью исчез. Проводились эксперименты и на детях 10‒12 лет. На них больший эффект оказывали популярные мелодии, а не Моцарт, но лишь ненадолго.

В итоге во всех подобных исследованиях эффект и от Моцарта, и от другой музыки был весьма кратковременным. Ни один эксперимент так и не доказал, что музыка может оказывать длительный эффект на способность решать интеллектуальные задачи.

В целом можно опровергнуть факт наличия особого влияния музыки на интеллект человека. Однако неудивительно, что все указанные исследования подчеркивали необычную способность музыки влиять на наши эмоции.

А ведь многим из нас музыка нужна именно того, чтобы взбодриться или успокоиться, расслабиться или развеселиться, порадоваться или погрустить.

В этом и заключается магия музыки — и, возможно, это и есть тот самый эффект Моцарта.

Музыкальные занятия улучшают внимание и рабочую память у детей

Чилийские ученые доказали, что музыкальные занятия улучшают внимание и рабочую память у детей, сообщает zakon.kz со ссылкой на РИА Новости.

Причем когнитивные преимущества сохраняются на всю жизнь. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Neuroscience.

Нейробиологи из Чили, тестируя детей, обучающихся музыке, обнаружили у них повышенную мозговую активность в областях, связанных со слухом и вниманием. Ученые предположили, что это может положительно сказываться на общих когнитивных способностях.

Авторы проверили эксперимент на внимание и рабочую память, в котором участвовали 40 детей в возрасте от 10 до 13 лет. Двадцать из них брали уроки музыки и играли на музыкальных инструментах в течение как минимум двух лет, практиковались не менее двух часов в неделю и регулярно играли в оркестре или ансамбле. Остальные дети, набранные из государственных школ в столице Чили Сантьяго, не имели музыкального образования и составили контрольную группу.

Дети прошли серию аудиовизуальных тестов на внимание и рабочую память. В течение четырех секунд каждому ребенку показывали абстрактный визуальный образ или давали прослушать короткую мелодию, а затем, через две секунды просили вспомнить зрительный или звуковой стимул.

Мозговую активность оценивали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ), а затем сравнивали картину для «пассивной» фазы наблюдения или прослушивания и «активной» — когда дети вспоминали. Нейробиологи также оценивали точность и время обратной реакции.

Авторы выяснили, что время реакции в обеих группах было примерно одинаковым, но у детей, занимающихся музыкой, отклик был намного точнее. К тому же их мозг легче и эффективнее обрабатывал несколько сигналов сразу.

Ученые наблюдали у этих детей на фоне общей повышенной мозговой активности образование специфической «фонологической петли» между передней и центральной частями головного мозга. Этот цикл представляет собой систему рабочей памяти, которая обрабатывает звуки и координирует их с физическими движениями.

  • Похожая петля включается, когда мозг, сталкиваясь с проблемами принятия решений, достижения целей или сложными когнитивными задачами, включает мощную сеть, объединяющую несколько областей.
  • Отсюда авторы делают вывод о том, что обучение музыке повышает общую функциональную активность в важнейших мозговых сетях, способствует формированию психологической устойчивости детей, реализации творческого потенциала и, в конечном итоге, повышает общее качество жизни, благодаря когнитивным преимуществам.

Конечно, я бы рекомендовал родителям записывать своих детей на уроки музыки, — приводятся в пресс-релизе издательства слова руководителя исследования, скрипача и нейробиолога Леони Кауселя (Leonie Kausel) из Папского католического университета Чили. — И не только потому, что что это поможет улучшить их когнитивные функции, но и потому, что это принесет им радость и возможность выучить универсальный язык музыки.

Главный результат исследования, по мнению авторов, заключается в том, что им удалось идентифицировать два различных механизма, способствующих улучшению внимания и памяти у детей, занимающихся музыкой. Один поддерживает внимание в предметной области, а другой относится к области слухового кодирования.

Некоторые особенности музыкальной памяти у детей (статья)

  • Гузяева Людмила Петровна, преподаватель по классу фортепиано
  • МБУ ДО Детская школа искусств № 8 г. Ульяновска
  • «Некоторые особенности музыкальной памяти у детей»

По древнеиндийской легенде, разгневавшись на людей, бог Брахма лишил их божественного дара.

Но если дар спрятать на вершины гор – человек рано или поздно доберётся до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надёжное место. Тогда Брахма решил спрятать божий дар туда, где не всякий догадается искать – в человеческую душу. И не ошибся». Мало кто подозревает, что творческие способности надо искать в человеческой душе.

В последние годы, присутствуя на вступительных экзаменах, я обратила внимание на то, что у детей существуют проблемы с памятью: они не помнят слова детских песен, затрудняются рассказать стихотворение или сказку, слабо запоминают небольшие попевки. И у меня каждый раз возникает вопрос: «Куда же спряталась память?».

Общаясь с педагогами общеобразовательных школ, я узнала, что ученики в основном обладают так называемой «клиповой памятью», то есть воспринимают и запоминают только короткую информацию. А такая память отличается кратковременностью, материал забывается через 1-2-3 дня, то есть запоминание происходит механически, неосознанно.

Педагоги общих школ считают, что в корне изменить ситуацию может только постоянное чтение художественной литературы, а у нас, музыкантов, следовательно – чтение музыкальных произведений.

Проблемы развития памяти и в частности музыкальной существовали во все времена. Память имеет огромное значение для успешной учебной, творческой, интеллектуальной деятельности. Игра на память, как известно, расширяет исполнительские возможности музыканта.

Ученик с хорошей памятью обладает многими преимуществами. Он значительно скорее разучивает произведения и накапливает музыкальные впечатления, что даёт ему возможность быстро двигаться вперед.

Он чувствует себя увереннее на сцене, благодаря чему может больше отдаться музыке во время исполнения и лучше выразить свой замысел.

Проблема развития музыкальной памяти состоит ещё и в том, что буквы ребёнок видит повсюду, они окружают его практически везде, а вот с нотами и длительностями он сталкивается только в школе искусств и на уроках музыки.

Вопрос развития музыкальной памяти – это отдельный вопрос в музыкальном воспитании и в музыкальной педагогике, так как музыкальная память включает в себя синтез различных видов памяти, таких как логическая, слуховая, двигательная и эмоциональная.

Музыкальная память является одним из главных компонентов музыкальных способностей и её наличие всегда считалось признаком музыкальности. Музыкальная память связана с общей памятью человека. Но особенность её в том, что это память на специфический материал – музыкальный.

Музыкальная память формируется только в процессе музыкальной деятельности человека.

Хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Можно выделить следующие виды музыкальной памяти: двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая и логическая. Каждый из этих видов играет существенную роль при запоминании музыки.

Многие педагоги рекомендуют учить на память отдельные элементы ткани произведения – голоса в полифонии, партию сопровождения в некоторых пьесах гомофонно-гармонического склада, требуют, чтобы ученик умел начинать с различных разделов сочинения.

Для того чтобы проверить, насколько хорошо выучено произведение на память, следует проиграть его в медленном темпе без нот, вслушиваясь во все детали, добиваясь художественной убедительности и тонкости исполнения.

Применение такого метода избавляет также от неточностей, обеспечивает максимальный самоконтроль, который способствует точному исполнению всех предписанных композитором указаний, без чего не может быть хорошего исполнения.

  1. В вопросах запоминания музыки надо исходить из конкретных обстоятельств педагогической работы и всегда учитывать индивидуальность ученика. Для того чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, необходимо включать в работу деятельность всех анализаторов музыканта, а именно:
  2. – включение зрительных схем: всматриваясь в ноты, можно текст запомнить зрительно и потом во время игры наизусть представлять его мысленно перед глазами;
  3. – включение слуховых схем: вслушиваясь в мелодию, пропевая её отдельно голосом без инструмента, можно запомнить мелодию на слух;
  4. – включение моторных схем: «ввыгрываясь» пальцами в фактуру произведения, можно запомнить её моторно-двигательно;
  5. – подключение логических схем: отмечая во время игры опорные пункты произведения, можно подключать логическую память, основанную на запоминании логики развития гармонического плана;
  6. – подключение аналитических схем: сравнивать отрывки, в которых есть что-то общее;
  7. – подключение эмоционального плана: выразительность должна запоминаться так же тщательно, как и ноты.
  8. Из всего вышесказанного, хорошая музыкальная память характеризуется:
  9. – быстротой запоминания;
  10. – точностью воспроизведения;
  11. – прочностью сохранения;
  12. – объёмом памяти.

Универсального способа для запоминания музыки не придумал никто. Способов, влияющих на развитие музыкальной памяти может быть много, но к решению применения того или иного надо подходить комбинированно.

Литература:

  1. Акимова Г. Память на пять. – Е.: «У-фактория», 2006

  2. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. – Т. 1. – М., 1996

  3. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. – М., 1973

  4. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. – М., 1993

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector