Если ребенка отправить в школу раньше 7 лет, это грозит ему СДВГ, тревожностью, депрессией и трудностям с обучением

Статьи

Психология и педагогика

Очень часто мы с вами можем слышать: «А, так у него просто дефицит внимания!». Или: «Это гиперактивный ребенок!». Но что же такое синдром дефицита внимания на самом деле? Какие потребности есть у детей с таким диагнозом? Какие рекомендации можно дать родителям таких детей? Ответы на эти другие вопросы дала педагог-психолог Наталия Баринова в одном из вебинаров корпорации «Российский учебник».

17 мая 2020

СДВГ — это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это неврологическо-поведенческое расстройство развития, проявляющееся в виде трудностей с концентрацией внимания, памяти и самоконтроля. Детям с СДВГ также часто свойственны высокая степень агрессии и самоагрессии, а также тревожность и низкая самооценка.

Важно предостеречь родителей и учителей от самостоятельной постановки диагноза ребенку. Если ребенок очень активен, на то могут быть другие причины — темперамент, воспитание и т. д. Такой диагноз может поставить лишь врач-невролог совместно с психологом. 

Как помочь ребенку с СДВГ?

На такого ребенка ни в коем случае нельзя кричать, злиться и думать, что он ведет себя так нарочно. У ребенка просто не хватает способностей контролировать свое поведение, в этом ему должны помочь педагоги и родители.

Такому ребенку очень важно чувствовать себя в безопасности, потому что у него могут быть проблемы с самобезопасностью, прогнозированием и тревогой — он может не до конца понимать, что, если он будет бегать по дому, споткнется и упадет — ему будет больно — ребенку сложно спрогнозировать развитие такой ситуации. 

В работе с детьми с СДВГ очень важен инклюзивный подход, педагог должен постараться посмотреть на мир глазами этого ребенка, понять его потребности и проблемы.

Причины развития синдрома

Лобные нарушения

У детей с СДВГ бывают функциональные нарушения лобных долей. Лобные зоны мозга отвечают за контроль и самоконтроль. При наличии таких нарушений ребенку тяжело себя контролировать.

Такому ребенку нельзя говорить: «как ты не подумал, что может случиться», ребенок сам не может это спрогнозировать. Если мы понимаем причину такого поведения, то нам легче будет подобрать ключ к такому ребенку, чем если мы будем думать, что он вредничает и делает все назло.

Стволовые нарушения

Бывает так, что в ходе родовых травм происходят различные нарушения, зажимы ствола головного мозга. Ствол головного мозга отвечает за энергообеспечение и баланс. Такие дети более невнимательны. 

Диэнцефальные

При таких нарушениях дети испытывают проблемы со сном, засыпанием. Они также могут быстро запоминать и при этом быстро забывать информацию.

Работа с детьми с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Для ребенка с СДВГ очень свойственна полярность поведения, что вызвано низким уровнем самоконтроля. Чтобы успокоить таких детей — им нужен уголок уединения пусть даже во время урока. Если вы видите, что ребенок перевозбужден, предложите ему выйти, где-то посидеть.

Создайте уголок двигательной активности

Понятно, что есть определенные правила и в школе бегать нельзя, но из-за этого нервная система ребенка еще больше перенапрягается. Таким детям нужно сбрасывать энергию, бегать, кричать. Потому можно использовать перемены для организации двигательной активности, проводить физкультминутки.

Введите правила

Такому ребенку нужно четко ставить границы, правила и расписания. Если вы едете с ребенком на экскурсию, важно проговорить что и когда вы делаете. Этому очень важно следовать, ведь если будут какие-то сбои в графике, ребенку будет сложно перестраиваться, это дополнительный стресс.

Обезопасьте ребенка

Место ребенка должно быть максимально безопасным, где нет острых углов и острых предметов. Такие дети могут пораниться как случайно, так и неслучайно. 

Случай из практики:

«У меня был мальчик Ваня, 9 лет, с которым мы прописали четкие правила. Важно, что их не должно быть очень много, потому что ребенку будет сложно их усвоить.

Правила должны быть очень четко сформулированными: столько времени мы сидим на уроке, когда говорит учитель — я слушаю, если мне нужно двигаться — я выхожу. Желательно, чтобы они были записаны и всегда лежали у ребенка где-то перед глазами как памятка.

Мы начинали с ним с того, что слушали ключевой урок 1 минуту, потом делали перерыв на 15 минут и так далее. К концу занятий мы дошли до того, что могли заниматься 25 минут непрерывно».

Если ребенка отправить в школу раньше 7 лет, это грозит ему СДВГ, тревожностью, депрессией и трудностям с обучением

Как помочь ребенку в саду и школе

  • Ребенок должен иметь возможность легально сбрасывать лишнюю энергию; 
  • Правил не должно быть слишком много, но они должны четко соблюдаться;
  • Для помощи в концентрации внимания нужно использовать различные упражнения на самоконтроль;
  • Важно визуально подкреплять свою речь при обучении ребенка;
  • На определенный отрезок времени необходимо давать только одно задание ребенку;
  • Дети с СДВГ очень хорошо реагируют на успокаивающей массаж, который можно делать, не обладая специальным образованием;
  • Необходимо поддерживать любые, даже самые незначительные успехи ребенка;
  • Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня; 
  • Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие; 
  • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности; 
  • Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры; 
  • Для детей с СДВГ особенно полезны занятия в бассейне и любые занятия, связанные с водой; 
  • Таким детям и родителям очень полезно и важно посещать занятия, направленные на работу с телом; 
  • Выберите только одно направлении в коррекции поведение; 
  • Будьте последовательны. Последовательность — это ключ.

Напоследок приведем «посыл» от ребенка с СДВГ, который поможет вам взглянуть на мир его глазами:

«Пожалуйста, не перегружайте меня! Я очень хочу общаться с людьми, мне нравится вместе валяться, хохотать, обниматься. Поддержите меня, покажите, как можно общаться, и я обязательно научусь! Мне очень сложно долго сидеть на одном месте и оставаться неподвижным.

Пожалуйста, дайте мне возможность подвигаться. Мне бывает очень тяжело сосредоточиться и сконцентрироваться, но вы можете мне помочь, просто давайте мне возможность заниматься понемногу и частями».

Если ребенка отправить в школу раньше 7 лет, это грозит ему СДВГ, тревожностью, депрессией и трудностям с обучением

Обучение детей с СДВГ: школа или онлайн-образование, семейное обучение для детей с СДВГ

«Он никогда не сидит на месте», «она всё время крутится», «его внимание рассредоточено» — всё это говорят родители детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).  

СДВГ — это поведенческое расстройство, которое проявляется в том, что ребёнку трудно сконцентрироваться и усидеть на месте. Ребёнку с СДВГ трудно:

  • запоминать новую информацию,
  • принимать решения,
  • участвовать в коллективных играх,
  • придерживаться принятых в обществе правил. 

Диагноз СДВГ может поставить только врач — психиатр или невролог. Обучением детей с дефицитом внимания занимаются школьные учителя, а коррекцией поведения — дефектолог или психолог (при отсутствии первого).

Если ребенка отправить в школу раньше 7 лет, это грозит ему СДВГ, тревожностью, депрессией и трудностям с обучениемСДВГ — распространённое расстройство нервной системы у детей ‍

Особенности работы с детьми с СДВГ

Для ребёнка с СДВГ необходим чёткий режим. Желательно, чтобы его придерживалась вся семья. Важно постоянно проговаривать правила поведения дома, в магазине, в гостях. Больших скоплений людей лучше избегать, а также врачи рекомендуют ограничить потребление сахара как мгновенного катализатора энергии. 

Существуют также особенности и в обучении детей с СДВГ. 

Почему детям с СДВГ трудно в обычной школе

В классической школьной системе ребёнок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сталкивается с непосильными для него правилами. На уроках нужно сидеть тихо и слушать учителя, выполнять задания необходимо только сидя за партой, а разговаривать с одноклассниками — только на переменах. 

Не все преподаватели знают об особенностях СДВГ и порой принимают невнимательность и гиперактивность за плохое воспитание. Но строгая дисциплина лишь ещё больше травмирует психику учащихся с СДВГ — дети становятся закрытыми и агрессивными.  

Как организовать учебный процесс ребёнка с СДВГ

Ученикам с СДВГ нужно постоянно проговаривать правила поведения на уроке и план занятия. Во время урока необходимо активно пользоваться игровыми приёмами для привлечения внимания.

Для комфортных условий обучения ребёнку с СДВГ нужно:

  • Подбирать индивидуальную программу обучения. Дети с таким диагнозом любят делать что-то своими руками, а не только слушать и смотреть.
  • Создавать условия для творчества, например, изучать природу в лесу, а не по учебникам.
  • Проводить занятия в одном и том же месте. Гиперактивным детям сложно привыкать к новой обстановке, нужно чёткое расписание и привычная обстановка.
  • Делать в перерывах физические упражнения. Детям с СДВГ нужна частая смена деятельности.

Помочь в организации надомного обучения для детей с СДВГ могут онлайн-школы. Они позволяют индивидуализировать программу и нагрузку. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» вы можете просматривать лекции в записи, ставить их на паузу, когда ребёнку нужно отдохнуть, ускорять и замедлять их темп, если это необходимо.  

Если ребенка отправить в школу раньше 7 лет, это грозит ему СДВГ, тревожностью, депрессией и трудностям с обучениемИсточник: freepik.com 

Преимущества домашнего обучения для детей с СДВГ

  • На домашнем обучении школьнику не придётся после каждого урока переходить в новый класс. Это может снизить стресс от частой смены обстановки. 
  • На домашнем обучении можно построить гибкий график занятий и делать столь необходимые перерывы в уроках. 
  • Домашнее обучение позволяет пробовать разные методы и форматы обучения. Например, интерактивные занятия онлайн. 

Выводы 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности подвергается лечению, если родители вовремя обращаются за помощью к специалистам. Врач-психиатр или невролог и дефектолог должны стать лучшими друзьями семьи в борьбе за здоровье ребёнка. Вопреки всеобщему мнению, СДВГ переходит во взрослый возраст, если вовремя не начать работу.

Грамотно организованное обучение строится на особенности функционирования организма ребёнка. Родители могут скорректировать образовательный маршрут своего ребёнка, например, перевести на домашнее обучение.

Как научить гиперактивного ребенка удерживать внимание

Ваш ребенок «неусидчив», «мешает другим», постоянно «ошибается», «не слушается» — как часто мы это слышим? Возможно, это гиперактивность. В таком случае нужно просто понять ребенка и помочь ему.

Читайте также:  Чай ройбуш: польза и вред

В Центре содействия семейному воспитанию «Юнона» живет больше 30 мальчиков и девочек с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Специалист Мария Бальджирова рассказывает об особенностях таких ребят и о том, какие моменты в поведении ребенка могут быть основанием для обращения к врачу-неврологу, а также советует родителям, как успокоить своих непосед.

Грань между особенностями характера и диагнозом

«Люди постоянно концентрируются на каком-либо объекте. Однако встречаются дети, которых мы называем „реактивными“, „неусидчивыми“, „гиперактивными“.

У них отмечают неврологическое расстройство, начинающееся в детском возрасте, — синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ.

Но такой диагноз может поставить только врач-невролог!» — говорит педагог дополнительного образования Центра «Юнона» Мария Бальджирова.

Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте 3 лет, чаще — у мальчиков. Причем у них синдром обычно проявляется в активном поведении, а у девочек — в невнимательности.

Гиперактивность характеризуется низкими показателями внимания, памяти, мышления, работоспособности на занятиях, а также повышенной утомляемостью. Ребенок одинаково проявляет активность дома, в детском саду, в школе, на детской площадке, в гостях у незнакомых людей.

Не бывает ситуаций, в которых он вел бы себя спокойно. Этим он и отличается от обычного активного малыша.

По сравнению с ровесниками такие дети не так внимательны к чувствам других людей. Они меньше готовы делиться чем-либо с другими, реже пытаются помочь родителям, воспитателям, детям и почти не выражают сопереживания. Поэтому у них возникают сложности в установлении отношений с другими людьми.

Как проявляется дефицит внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется по-разному. Выделяют несколько характерных признаков, например: забывчивость, болтливость, рассеянность, нарушенная координация, нетерпеливость. К этому можно добавить ситуации, в которых ребенок:

  • не сидит спокойно на месте, даже если это необходимо;
  • не сосредотачивается на деталях;
  • не доводит начатое до конца;
  • ошибается по невнимательности;
  • легко отвлекается на посторонние предметы;
  • не вслушивается в слова других, мешает;
  • часто теряет свои вещи;
  • вмешивается в разговор как старших, так и сверстников;
  • плохо спит, не может расслабиться, отдохнуть.

Как помочь ребенку

У детей с гиперактивностью нет серьезных нарушений познавательных процессов — им просто требуется больше времени на выполнение заданий. Они допускают больше ошибок, потому что пытаются выполнить задание быстрее, чтобы вернуться к своим делам. Таким детям нужно вовремя помочь.

«Лучше всего детям с гиперактивностью поможет игра. Она позволяет контролировать действия и поступки ребенка с помощью конкретного игрового сюжета, правил и ролей. Многие специалисты считают, что игры с водой и песком таким детям просто необходимы», — отмечает Мария Бальджирова.

Ребятам с синдромом дефицита внимания и гиперактивности подойдут коллективные и индивидуальные игры, которые помогут успокоить ребенка. Это могут быть настольные игры или игры, развивающие концентрацию и помогающие распределять внимание, снимать напряжение и агрессивность. Сотрудники Центра «Юнона» подготовили несколько таких игр, в которые родители смогут поиграть со своими детьми дома.

Пять полезных игр для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Дерево

Исходное положение — сидя на корточках. Пусть ребенок спрячет голову в колени, а колени обхватит руками. Он — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево: ребенок медленно поднимается на ноги, затем распрямляет туловище, вытягивает руки вверх. Затем нужно напрячь мышцы тела и вытянуть его вверх. Подул ветер: ребенок раскачивает тело, имитируя дерево.

Колечко

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Играть надо сначала каждой рукой отдельно, затем обеими руками сразу.

Ухо — нос

Левой рукой ребенок берется за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно надо отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук с точностью до наоборот.

  • Море волнуется
  • Дети интенсивно двигаются по комнате, принимая различные позы. Мама или папа произносят:
  • Море волнуется — раз!
  • Море волнуется — два!
  • Море волнуется — три!
  • Морская фигура — замри!

На последней фразе дети замирают в одной из поз и только по команде родителей «Отомри!» продолжают игру.

  1. Поза покоя
  2. Ребенок садится ближе к краю стула, опирается на спинку, руки свободно кладет на колени, ноги слегка расставляет. Мама или папа медленно, тихим голосом, с длительными паузами произносят формулу общего покоя:
  3. Все умеют танцевать,
  4. Прыгать, бегать, рисовать,
  5. Но пока не все умеют
  6. Расслабляться, отдыхать.
  7. Есть у нас игра такая —
  8. Очень легкая, простая,
  9. Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

  • И становится понятно —
  • Расслабление приятно!
  • «Самое главное для родителей — запастись терпением, потому что только систематическая, регулярная работа с ребенком ему поможет», — убеждена педагог.

Если ребенка отправить в школу раньше 7 лет, это грозит ему СДВГ, тревожностью, депрессией и трудностям с обучением

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Сдвг у детей и расстройства сна

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – расстройство, которое характеризуется устойчивой недостаточностью внимания, гиперактивностью, импульсивностью.

Если ребенка отправить в школу раньше 7 лет, это грозит ему СДВГ, тревожностью, депрессией и трудностям с обучением

  • Нарушение внимания проявляется как сложность в концентрации (сосредоточении) на одном деле, на выполнении монотонной, скучной, долгой деятельности, например, домашней работы или уборки. При этом ребенок легко переключается на что-то яркое, громкое, может надолго увлечься мультфильмом или любимой игрой на компьютере. Следует помнить, что возможности внимания у детей разных возрастов значительно отличаются.
  • Импульсивность проявляется в необдуманном следовании за своими желаниями — импульсами, про таких детей говорят «сначала делает, потом думает». Детям сложно остановиться, рассчитать последствия своих действий, дождаться своей очереди или довести дело до логического конца.
  • Гиперактивность – активность, которая часто носит как бы «избыточный» характер – ребенок суетлив, неусидчив, его тело постоянно находится в движении (он болтает ногами, щелкает ручкой, сгибает страницы книг и т.д.).

СДВГ наблюдается как у детей, так и у взрослых.

Только взрослый, вероятнее всего, уже подобрал свои способы справиться с симптомами, возможно, столкнулся с осуждением, неприятием, раздражением окружающих, и умерил свой уровень притязаний, отказался от некоторых возможностей. Без соответствующего лечения синдром дефицита внимания и гиперактивности может создавать серьезные трудности в учебе, работе и повседневной жизни.

Поведение детей с СДВГ зачастую несоответствует ожиданиям родителей, что может приводить к конфликтам и трудностям взаимоотношений в семье. Таким детям труднее чем другим выполнять монотонные и однообразные задания, в том числе школьные, запоминать длинные инструкции. Они могут неожиданно ударить или начать громко кричать, если их расстроили или обидели.

Типы СДВГ у детей

Принято выделять три типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности в зависимости от наиболее выраженных особенностей, сильнее всего влияющих на поведение:

  • СДВГ-Н (невнимательность). В большей степени дефицит внимания при неярко выраженной гиперактивности – чаще всего бывает у детей, о которых говорят, что они «задумчивые», медлительные, рассеянные,»как во сне». При достаточных интеллектуальных способностях им нужно больше времени, чтобы понять новый материал в школе. Считается, что данный тип чаще всего встречается среди девочек.
  • СДВГ-ГИ (гиперактивность импульсивность). В большей степени импульсивность и гиперактивность у детей может проявляться в необдуманности, нетерпеливости, вспыльчивости, сложности при выполнении монотонной работы, протестном поведении. Таким детям сложно следовать дисциплине и принимать правила.
  • СДВГ-К (комбинированный). Смешанный или комбинированный тип – встречается чаще всего. При нем меньше всего импульсивности при равно выраженных гиперактивности и невнимательности.

СДВГ и нарушение сна

Американский педиатрический институт сообщает о высокой распространенности нарушений сна у детей с СДВГ – от 25 до 50%. При этом часто данные нарушения остаются без внимания и соответствующего лечения.

Расстройства сна влияют на когнитивное, эмоциональное и физическое состояние ребенка, а это может вторично усиливать симптомы основного заболевания.

Иерусалимские исследователи провели опрос среди подростков и выявили, что у подростков с нарушениями сна наблюдается усиление гиперактивности и ухудшение концентрации внимания, появляется дневная сонливость.

С помощью психологического тестирования у них были выявлены ухудшения внимания, способности к самоорганизации и снижение эффективности использования информации. Несмотря на достаточные способности, их достижения были ниже, чем у подростков без нарушений сна. Это говорит о том, что они не могли в полной мере их демонстрировать.

Они испытывали меньшую удовлетворенность жизнью по сравнению с детьми без нарушений сна, а также сообщали о депрессивных переживаниях, эмоциональных трудностях, повышенной чувствительности.

Формы расстройств сна при СДВГ

При 1-м типе СДВГ у детей чаще бывает дневная сонливость и увеличение времени сна, а для 3 типа в большей степени характерны инсомния (расстройство сна), беспокойство, ночные пробуждения и кошмары, а также чаще проявляется синдром периодического движения конечностей.

По данным опросов родителей, проведенных американским педиатрическим институтом, чаще всего у детей встречаются жалобы на трудности засыпания, удлиненный период отхода ко сну, парасомнии (необычное поведение и действия, возникающие перед засыпанием, во время сна или сразу после пробуждения), частые ночные пробуждения, кошмары, снижение общего времени сна, дневную сонливость, нарушения дыхания во время сна. Жалобы на выраженность этих нарушений были связаны в том числе с силой симптомов СДВГ – недостаточности внимания, импульсивностью, гиперактивностью.

При наличии у ребенка нарушений сна специалистам также бывает важно изучить особенности детско-родительских отношений и возможные трудности, значимость сна ребенка для родителей, неустойчивость сна ребенка в домашних условиях. Такие темы могут стать повесткой обсуждения и коррекции с психологами отделений во время госпитализации.

Нарушение качества сна и его недостаток могут приводить к дневной сонливости, что оказывает непосредственное влияние на концентрацию внимания, память, мышление, эмоциональное состояние.

Нарушения сна требуют консультации специалиста в том числе при симптоматике, напоминающей СДВГ. Сходные проблемы с концентрацией внимания, памятью, отвлекаемостью и эмоциональными состояниями могут иметь совершенно разную природу нарушений. Поэтому важно разбираться в первопричине и своевременно обращаться к врачу.

Причины нарушений сна у детей с СДВГ

Причины, которые могут оказывать влияние на качество сна при СДВГ, могут быть разнообразными. Выделим некоторые:

  • Побочные эффекты применяемых препаратов. Чаще всего для снижения выраженности проявлений СДВГ назначают лекарства, у которых есть небольшая вероятность вызвать расстройства сна. По данным исследований, проведенным в одном из институтов в США, это наблюдалось у 15-20% детей. Наличие побочных эффектов ни в коем случае не значит, что нужно менять схему лечения самостоятельно или отказываться от приема лекарств, это может привести к ухудшению состояния! Однако, если вас что-то беспокоит, об этом обязательно должен знать лечащий врач. Врачу важно сообщать о всех применяемых препаратах или альтернативных методах, особенностях жизни. Это поможет ему выстроить схему с учетом ваших привычек и сочетаемости препаратов друг с другом.
  • Сопутствующие расстройства. При СДВГ в нарушения сна могут вносить вклад сопутствующие заболевания и состояния: расстройства настроения (например, депрессия), тревожное расстройство, диссоциальное расстройство, трудности обучения (например, дислексия), тики, синдром Туретта.
  • Симптомы СДВГ сами по себе могут влиять на нарушения сна. Например, дети с СДВГ часто жалуются на большое количество мыслей при засыпании, состояние бодрости и даже возбуждения, ищут занятие, которое их сможет отвлечь, чтобы «скоротать» время до засыпания. Некоторые родители пытаются решить проблему, укладывая ребенка спать раньше. Это ведет к тому, что ребенок дольше лежит в кровати, привыкая себя чем-то занимать, время до засыпания только увеличивается, а эффективность сна снижается.
Читайте также:  Не пейте за рулем

Лечение СДВГ у детей. Помощь детям с нарушениями сна

Проблемы со сном влияют на выраженность симптомов заболевания у ребенка, а значит, являются фокусом пристального внимания специалистов.

Для того, чтобы иметь полную картину особенностей сна специалистам нужна информация о лекарствах, которые принимает ребенок, сопутствующих расстройствах, об отношениях в семье и привычках, связанных со сном.

Это включает детальную информацию о времени отхода ко сну и времени пробуждения, возможных ритуалах перед сном (например, чашка молока, прием душа, игра в телефоне), наличии пробуждений ночью или сонливости днем. Специалисту также важно знать о времени начала нарушений сна.

Рекомендуем заранее подумать, уточнить информацию, выписать себе основные пункты, чтобы у врача была возможность ознакомиться с полной картиной состояния ребенка.

Для этого вы можете вести специальную ежедневную таблицу, разлинованную на 24 часа по столбцам и по строчкам на 14 дней, где будете указывать время укладывания, время подъема, раскрашивать время непосредственного сна, отмечать некоторые привычки, которые, как вы думаете, могут влиять на сон ребенка (например, игра в телефон, прием душа, подвижная игра, прием дополнительного препарата). Эта таблица может быть основой для разговора с врачом и другими специалистами.

Специалист может детальнее расспросить о трудностях укладывания, ночных пробуждениях, чтобы лучше понять причины расстройств. После сбора анамнеза врач может рекомендовать провести дополнительные исследования с помощью актиографии (мониторинг активности сна), полисомнографии (компьютерное исследование сна) и множественного теста латенции сна, а также сдать дополнительные анализы.

СДВГ у детей часто сопровождается трудностями в самоорганизации. Большинство симптомов СДВГ, такие как прокрастинация (откладывание важных и нужных дел «на завтра»), расстройства настроения, проблема распределения энергии и мотивации, могут оказывать влияние на сон.

Усиливается вероятность закрепления порочного круга, в котором неэффективный сон влияет на настроение днем, что также может сказываться на ухудшении концентрации внимания и снижении мотивации, что, в свою очередь, может усиливать проблемы со сном, закрепляя снижение продуктивности.

Подход к коррекции нарушений сна требует изучения многих факторов, которые могут относиться к разным «уровням» помощи – от поведенческой коррекции до фармакологической поддержки.

Специалисты могут дать советы по психогигиене сна, например, что следует ограничить возбуждающие стимулы (телевизор, гаджеты, шумные игры и т.д.) заблаговременно до укладывания ребенка, заменив их расслабляющими занятиями и умеренной физической активностью днем. Также может быть полезным ведение дневников, чтобы отслеживать время засыпания и пробуждения.

Для детей с СДВГ в рамках поведенческой и семейной терапии могут быть полезными согласование четкого режима дня, установление семейных правил, с которыми все согласны и четко им следуют. Это значительно поможет ребенку лучше ориентироваться в ситуации, научит самоорганизации. При отходе ко сну для детей важно ввести ритуалы, которые могут давать сигнал организму о приближении сна.

Специалисты Центра им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ всегда готовы прийти на помощь и подробно, понятно разъяснить детали, подобрать варианты, подходящие именно вашему малышу, оказать поддержку в непростом деле по изменению мешающих привычек поведения.

При наличии трудностей засыпания от большого количества мыслей для детей и подростков может быть полезной индивидуальная когнитивно-бихевиоральная терапия, когда ребенок учится лучше понимать свои мысли и эмоции.

Медикаментозное лечение обычно прописывается в случае, если методы психологической коррекции и психогигиены оказались недостаточно действенными.

Жорина Яна, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

В вашем классе есть ребенок с сдвг? как наладить учебу ребенка с сдвг

Сегодня в каждом классе может казаться ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – и не один. Как вести себя родителям, когда их гиперактивный ребенок идет в школу? Что важно знать о гиперактивных детях учителям? Можно ли так наладить учебный процесс, чтобы не страдал ни ребенок с СДВГ, ни его одноклассники?

Все дети в школьном классе ведут себя по-разному. Но некоторые ребята выделяются особенно: они игнорируют нормы поведения и просьбы учителя, бесконечно болтают на уроках, раскачиваются на стульях, считают ворон за окном — в общем, делают все, что угодно, но только не учатся.

Часть таких детей на самом деле не просто плохо себя ведет — у них есть синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), и это медицинский диагноз.

СДВГ — неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое начинается в детстве.

Страдающий таким расстройством человек слишком активен и импульсивен, он испытывает сложности с концентрацией и удержанием внимания.

Симптомы СДВГ могут проявляться регулярно и в любой обстановке и создают трудности для ребенка, его родителей, учителей и других детей. Поведение детей в этих случаях обычно не соответствует возрасту. 

Считается, что СДВГ чаще страдают мальчики, чем девочки (примерно 80% против 20%), а у городских детей расстройство наблюдается чаще, чем у детей из сельской местности.

Кроме того, чаще СДВГ страдают дети из социально неблагополучных семей. В целом в мире количество детей с СДВГ — примерно 5%. Получается, что из двадцати детей хотя бы один будет гиперактивным.

А это значит, что почти в каждом школьном классе есть ребенок с той или иной степенью СДВГ. 

Признаки СДВГ у детей

Дети, у которых есть синдром дефицита внимания — он может сопровождаться или не сопровождаться гиперактивностью — имеют маленький диапазон активного внимания.

Это значит, что они не могут управлять ни своим вниманием, ни своим поведением — и концентрируются на самом ярком и интересном, что есть в зоне их видимости.

Если перед таким ребенком болтается косичка девочки, за окном летит ворона, а за дверью гогочут старшеклассники, он неизбежно отвлекается.

Гиперактивный ребенок мешает другим детям. Он может выкрикивать что-то с места, подпрыгивать и вставать, забираться под парту, раскручиваться на стуле, топать ногами и даже петь. Важно понимать, что ребенок при этом не делает все это назло кому-то: иначе он просто не может. Он как человек, который замерз и дрожит. От чьего-либо приказа дрожь не прекратится.

Иногда бывает, что помимо СДВГ у ребенка есть еще какие-то часто сопровождающие этот синдром проблемы — тревожность, депрессия, вызывающее оппозиционное расстройство, расстройство поведения.

Он может быть не только гиперактивен, но и враждебно настроен к окружающим. В таком случае он становится головной болью для одноклассников и их родителей, которые немедленно начинают писать жалобы в различные инстанции.

При этом есть способы решить проблему конструктивно. 

Что лучше всего делать родителем детей, одноклассник которых имеет СДВГ?

В ситуации, когда разбирательство неминуемо, лучше всего обратиться к школьной администрации, которая обязана помочь выстроить взаимодействие между всеми участниками конфликта и попробовать решить проблему, поскольку именно школа должна обеспечить физическую и психическую безопасность учеников. Но родители других детей не имеют права требовать исключить чужого ребенка из учебного процесса и лишить его права на образование. 

Что может делать школьная администрация? Например, прикрепить к ребенку с трудным поведением тьютора, попросить школьного психолога присутствовать на уроках и создать для ребенка план работы по обучению самоконтролю.

Возможно, каким-то другим образом договориться с родителями проблемного ученика — скажем, о том, что ребенок учится по индивидуальному плану: часть уроков посещает вместе со всеми, часть изучает дистанционно или на семейной форме обучения, или получает консультации один на один с учителем (зависит в каждом случае от возможностей семьи и школы, от утомляемости ученика, от того, какие у него основные проблемы).

Школе и родителям ребенка с СДВГ важно снизить уровень взаимных претензий, и перейти к тому, что должен делать родитель дома и что — учитель в школе. И те, и другие могут сделать довольно много.

Что может сделать родитель школьника с СДВГ вместе с учителем?

В совместной зоне ответственности у родителя и учителя ребенка с СДВГ — единство требований к этому ребенку. Учитель должен четко дать понять, что ребенок должен делать в школе для того, чтобы освоить программу и получить аттестацию.

Учитель и родители должны организовать постоянный обмен информацией. Дети с СДВГ часто пропускают сроки или игнорируют какие-то задания, не делают домашку или вообще не ходят на уроки, оказываясь по уши в учебных долгах. Родители об этом зачастую просто не знают — и не узнают без помощи учителя.

Кто-то из родителей всегда должен с помощью учителя отслеживать посещение ребенком школы, его успеваемость, выполнение им домашних заданий. Ведь накопленные долги, претензии рано или поздно закончатся выговором этому ребенку, из которого он в силу СДВГ никаких выводов не сделает, а вот стресс получит колоссальный. 

Что может сделать родитель школьника с СДВГ дома?

Родительская зона ответственности — это, во-первых, хорошее физическое состояние ребенка. Дети с СДВГ очень зависимы от своего самочувствия – если оно плохое, их внимание падает до критического минимума.

Итак, родители должны следить за тем, чтобы ребенок вовремя выходил в школу и из школы, не «загуливал» по дороге. Важно, чтобы он вовремя ложился спать — иначе совсем не будет работать на уроках, и идти в школу бессмысленно. Нужно следить, чтобы он позавтракал, потому что шоколадки и снэки без завтрака и обеда быстро сказываются на общем состоянии.

Читайте также:  Как быстрее восстановиться после инсульта

Важно, чтобы, когда такие дети делают домашнее задание, на них не кричали — хотя порой они бывают невыносимы и доводят родителей до белого каления. Некоторые пользуются лайфхаком: если позволяют средства, они нанимают, например, студента, который может просто сидеть рядом с ребенком и смотреть, чтобы он не отвлекался.

Самое главное — научить ребенка базовым вещам: целеполаганию и планированию работы, самоконтролю, наблюдению за собственным состоянием и силами. Важно не делать за ребенка половину работы, не требовать, чтобы он все переделывал.

Вместо этого можно учить ребенка понимать, в каком порядке делать работу, что у него не получилось, анализировать, почему так вышло.

Таким образом можно помочь ребенку осознать те пути, по которым он может пойти, чтобы помочь самому себе. 

  • У детей с СДВГ часто наблюдается так называемый «гиперфокус» — это значит, что они могут всерьез увлечься чем-либо и не замечать ничего вокруг, кроме интересующего их предмета. Например, они могут увлеченно решать математические задачки или собирать лего — это целиком поглощает их внимание, им трудно, наоборот, отвлечься. Хорошо, когда внимание детей привлекает что-то социально приемлемое — из того же увлечения лего, пауками или аэрографией может вырасти профессия. Но современные школьники в этом контексте чаще всего «залипают» в гаджеты и зацикливаются на компьютерных играх, которые могут максимально удержать внимание ребенка. 
  • Считается, что в 40% случаев СДВГ с возрастом не проходит. Синдром в той или иной форме сохраняется, люди просто учатся с этим жить.
  • Дети с СДВГ нередко меняют вузы или вовсе бросают их. Это связано с тем, что у них проблемы с самоорганизацией, самостоятельной работой, им сложно читать скучную профессиональную литературу.
  • Люди с СДВГ неплохо реализуются в творческих профессиях, в бизнесе, где можно ставить интересные задачи и передавать их на исполнение менеджерам среднего звена, они могут быть отличными полевыми исследователями. А могут, как ни странно, найти себя в профессиях с очень структурированным и понятным списком задач, где им не надо все время напрягать свой самоконтроль. 

Учителю, в класс к которому пришел ребенок с СДВГ, важно точно знать, как вести себя с ним. Для этого в рамках программы развития педагогов «Я Учитель» от Яндекса был запущен бесплатный онлайн-курс «СДВГ у детей: рекомендации учителю». Эксперт курса — Ирина Лукьянова.

В курсе подробно рассказывается об особенностях детей с СДВГ, о том, как создать в классе дружелюбную среду для такого ребёнка, как помочь ему социализироваться и как взаимодействовать с его родителями и родителями других детей по поводу него. После прохождения курса слушатель получает сертификат о повышении квалификации. Посоветуйте курс учителю в вашей школе!

Сдвг и тревожные расстройства: как распознать и к кому идти за помощью

Андрей Сорокин, психолог

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ) и тревожное расстройство — довольно распространенные диагнозы среди приемных детей и подростков. Их внешние проявления нередко очень похожи, и только верная диагностика позволяет подобрать правильное лечение и средства психолого-педагогической реабилитации.

Подросток с симптомами СДВГ, как правило, имеет не лучшую репутацию в школе.

На уроках он неусидчив и постоянно отвлекается, крутится, ерзает на стуле, или у него, наоборот, нет сил на работу в классе и он вялый и малоподвижный.

Его тетради пестрят ошибками, а учителя постоянно жалуются: «не работает на уроке, не слушает учителя, мешает товарищам». Подросток легко раздражается, часто неадекватно и слишком импульсивно реагирует на замечания.

Раньше в таких случаях одной из первых гипотез, которая возникала у взрослых, была гипотеза о том, что что-то не так с условиями воспитания или обучения ребенка.

Учителя обращались к родителям с призывом «объяснить ему, быть с ним построже, требовать», родители в свою очередь говорили о том, что «учитель должен замотивировать их ребенка, лучше поддерживать дисциплину в классе, завоевать авторитет».

Сейчас, несмотря на то, что бывают случаи, когда такое поведение ребенка связано с особенностями воспитания или же особенностями стиля общения педагога, в целом родительское и педагогическое сообщество стало начитаннее и гиперактивность стала очень популярным диагнозом, которым легко оперируют родители и педагоги. Нередко на приеме я слышу от родителя: «Он у нас гиперактивный», и каждый раз уточняю, был ли этот диагноз поставлен врачом или же родители используют это слово для обобщения своих наблюдений.

Важно понимать, что СДВГ — это медицинский диагноз, и поставить его может только врач.

Критерии диагноза СДВГ прописаны в Международной классификации болезней (МКБ-10). На эти критерии опираются врачи при постановке диагноза, на них также могут обратить внимание родители.

  • Невнимательность/дефицит внимания:
  • • часто неспособен внимательно следить за деталями, совершает беспечные ошибки в школьной программе, работе или другой деятельности;
  • • часто не удается поддерживать внимание на заданиях или в игровой деятельности;
  • • часто заметно, что ребенок не слушает, что ему говорят;
  • • ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за протестного поведения или неспособности понять инструкции);
  • • часто нарушена организация заданий и деятельности;
  • • часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;
  • • часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, такие как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;
  • • часто легко отвлекается на внешние стимулы;
  • • часто забывчив в ходе повседневной деятельности.
  • Гиперактивность:
  • • часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;
  • • покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;
  • • часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);
  • • часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;
  • • обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.
  • Импульсивность:
  • • часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;
  • • часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
  • • часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);
  • • часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.
  • Диагноз СДВГ ставится не ранее 5-6-летнего возраста.

Как мы видим, для постановки диагноза СДВГ необходим комплекс симптомов, состоящих из дефицита внимания, гиперактивности и импульсивности. В ряде случаев дети не получают данного диагноза, так как каждое расстройство может присутствовать независимо от других, то есть, гиперактивность не подразумевает дефицита внимания или импульсивности.

Все дети с диагнозом СДВГ соответствуют следующим критериям:

1. По меньшей мере, шесть симптомов снижения внимания.

2. Не менее шести симптомов импульсивности или гиперактивности, либо и импульсивности и гиперактивности.

3. Симптомы проявляются не менее шести месяцев.

4. Некоторые симптомы должны быть выявлены до 7 лет.

5. Некоторые симптомы должны присутствовать в двух местах: дома и в школе.

6. Симптомы приводят к значительному ухудшению социального функционирования или учебы.

В случае, если вы замечаете у своего ребенка данные симптомы, необходимо обратиться к специалистам. Диагностикой и лечением СДВГ занимаются врачи-педиатры, неврологи и психиатры. Психологи могут помочь в постановке диагноза и в немедикаментозном лечении.

Однако СДВГ легко перепутать с проявлениями тревожного расстройства. Находящийся в постоянной сильной тревоге подросток также может быть неусидчивым, гипермоторным или, наоборот, заторможенным, делать глупые, на взгляд окружающих, ошибки, у него также могут быть сложности в отношениях с родителями и друзьями, без видимой причины могут проявляться страх и раздражительность.

Хотя необходима профессиональная оценка, члены семьи могут определить разницу между СДВГ и тревожным расстройством. Для этого необходимо обращать внимание на поведение ребенка, как оно меняется с течением времени и с чем может быть связано.

СДВГ не появляется внезапно. Те или иные признаки присутствуют с раннего детства и постепенно видоизменяются. Значительное усиление симптомов СДВГ обычно происходит, когда ребенок начинает ходить в сад или школу. Здесь резко возрастают требования к организованности, самоконтролю ребенка, психическая нагрузка и на фоне сверстников особенности ребенка с СДВГ проявляются наиболее ярко.

Тревожные расстройства в большей степени связаны с травматическими событиями в жизни ребенка. Причины могут быть вызваны переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, насилием в семье или школьной травлей.

Таким образом, тревожное расстройство становится ответом на некоторые травмирующие события или воспринимаемые ребенком как таковые, в то время как СДВГ можно наблюдать на протяжении всей жизни.

Диагноз «тревожное расстройство» ставит врач-психиатр, при этом подростку может быть необходима медикаментозная помощь — противотревожные препараты, которые назначает врач, и работа с психологом, или же только работа с психологом.

Психолог может работать с травмой, актуальными симптомами, помогать в развитии социальных навыков. Также психолог налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей контролировать эмоции, лучше понимать ребенка, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу.

Одна из самых непростых ситуаций, когда СДВГ у подростка сочетается с тревожным расстройством: лечение может потребовать больше времени и большего количества специалистов, более скрупулезного подбора препаратов, так как некоторые препараты, направленные на лечение проявлений СДВГ, могут усиливать тревогу.

Важно понимать, что оба диагноза могут поставить только специалисты, и в обоих случаях ребёнку потребуется та или иная профессиональная помощь. Основная задача родителей — вовремя распознать признаки проблемы и обратиться за помощью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector