Недосып мешает первоклашкам учиться

Недосып мешает первоклашкам учиться

© Фото Clint McKoy on Unsplash

Оказалось, что треть детей спит недостаточно много

Американские исследователи выяснили, что треть детей школьного возраста не получает необходимого количества сна. Недосып, в свою очередь, негативно сказывается на интересе детей к учебе и успехах в школе. Исследование было представлено на Национальной конференции Американской академии педиатрии.

В опросе приняли участие родители 49 тысяч детей в возрасте от шести до семнадцати лет. Родителей спрашивали о том, сколько часов спят дети, проявляют ли они интерес и любопытство к изучению нового, стараются ли учиться хорошо, успевают ли делать домашнее задание и могут ли сохранять спокойствие, когда встречаются с трудностями в обучении.

  • По рекомендациям Американской академии педиатрии дети в возрасте от 6 до 12 лет должны спать не менее девяти часов, а подростки 13—17 лет — не менее восьми часов.
  • По результатам опроса выяснилось, что недостаточно спали 36,4 % детей в возрасте от 6 до 12 лет и 31 % детей в возрасте от 13 до 17 лет.
  • Среди детей от 6 до 12 лет недосып на 61 % увеличивал шансы потери интереса к изучению нового, на 45 % увеличивал вероятность равнодушия к тому, чтобы получать хорошие оценки, и повышал вероятность того, что дети не делали домашнее задание, на 44 %.
  • Среди детей от 13 до 17 лет недосып увеличивал риск потери интереса к учебе и проявления любопытства на 34 %, риск того, что домашние задания не будут сделаны, увеличивался на 36 %, а сохранять спокойствие при встрече с трудностями в обучении детям становилось сложнее на 34 %.
  • По словам исследователей, чтобы помочь детям спать рекомендованное количество часов, усилия взрослых должны быть направлена на то, чтобы, во-первых, сокращать использование детьми электронных устройств непосредственно перед сном, во-вторых, приучать детей следовать вечерней рутине и, в-третьих, на то, чтобы смещать на несколько часов начало учебного дня в школе.

Данное исследование еще раз показало то, что и так было известно. Когда дети достаточно спят, они достигают больших успехов в школе, проявляют к учебе больше интереса, становятся менее уязвимыми перед лицом трудностей в обучении — и от всего этого родители тоже чувствуют себя значительно лучше.

Для того, чтобы у детей было время на сон, им важна поддержка взрослых. Например, важно следить за тем, чтобы учителя не ставили несколько экзаменов или дедлайнов по сдаче большего количества домашних работ на один день, а родители поддерживали детей в том, чтобы они садились за выполнение домашних работ пораньше.

Ребенок с трудом встает утром в школу

Недосып мешает первоклашкам учиться

          Нарушение режима дня школьника, бодрствование до поздней ночи, большое количество домашних заданий и внеклассной деятельности приводят к тому, что ваш ребенок с трудом просыпается по утрам. Но вы в силах помочь ему, приняв необходимые меры для того, чтобы вовремя отправлять в путь вашего школьника по утрам.

         Если вы желаете исключить возможные опоздания в школу, следите, чтобы ребенок соблюдал строгий график в течение недели, поднимайте его рано с постели.

          Не требуйте от ребенка просыпаться быстро, мгновенно. Не надо пытаться его расшевелить, например, подергав за руку или ногу, или пощекотав. Это только разозлит школьника. Сон является процессом торможения, из которого выходить надо постепенно.

Дайте ребенку минимум 5 минут, о которых он вас иногда сам так просит. Не стягивайте с постели и не повышайте голос, не надо совать ребенку будильник под ухо или резко включать свет в его комнате – не портите ему настроение на весь день. Придумайте ежедневную утреннюю программу.

Лучший способ избавиться от лишней энергии, и чтобы раньше засыпать – посещать спортивную секцию. Спорт не только поможет держать себя в форме и вести более здоровый образ жизни, но и дисциплинирует и помогает решить проблему с просыпаниями.

Главное не перегружать ребёнка слишком сильно, иначе вы будете наблюдать обратный эффект.

          Получение достаточного количества сна является ключом к тому, чтобы ваш ребенок проснулся вовремя без длинной и утомительной борьбы.

Определите подходящее время сна и придерживайтесь его в течение недели, не делая исключений для просмотра определенных телевизионных программ или посещения гостей.

Вы можете пойти на уступки из-за особенно трудных домашних заданий, рефератов или долгосрочных школьных проектов.

           Если ребенок привык долго умываться или медлителен по утрам, разбудите вашего школьника, по крайней мере, за час до того, как нужно будет выходить из дома, или раньше.

                                                                                  Соблюдайте строгий режим в течение недели.

 Важно всегда будить ваших детей и отправлять их в школу в одно и то же время каждый день на протяжении всей недели.

           Обедайте в строго определенные часы, отведите время на выполнение домашнего задания и на просмотр телепередач, если вы их допускаете. Соблюдение регулярного режима дня школьника поможет ему вставать вовремя, заставив организм выработать его собственный биоритм и следовать ему.

           Перед сном попросите ребенка приготовить одежду и уложить книги в портфель. Утром на это уходит много времени, так что заставляйте вашего школьника готовиться к школе перед сном, выбирая и приготавливая свои наряды. Используйте это время и на то, чтобы убедиться, что домашнее задание выполнено, и ребенок не забыл ничего приготовить для контрольных или внеклассных занятий.

            Подарите вашему ребенку будильник. Даже если есть вероятность того, что вам все равно придется будить его, во всяком случае, имея свой собственный сигнал, со временем он сможет просыпаться до того, как вы начнете приставать. Установите будильник ребенка на 15 минут раньше, чем вы войдете в его комнату.

                 Это важно помнить родителям!

Тревожные и ранимые. Как помочь первоклассникам привыкнуть к школе

Недосып мешает первоклашкам учиться

Подходит к концу первый месяц учебного года. Счастливые некогда первоклассники уже начали превращаться в ворчливых и недовольных всем семилеток. Как им помочь? И как помочь себе? Рассказывает наш блогер, психолог Елена Прудиус.

Стартовал новый учебный год, и в кабинеты детских психологов уже хлынул поток обеспокоенных родителей со своими новобранцами-первоклашками, которые никак не желают учиться. Вместо этого они горько плачут и отказываются остаться в классе без мамы.

Проблемы адаптации в школе могут быть у ребенка с любым типом нервной системы, просто проявляются они по-разному. Дети тревожные и ранимые попали первыми в поле нашего зрения, потому что их родители первыми забили тревогу. Эти родители, тоже, как правило, люди с тонкой душевной организацией, тревожные и с повышенной социальной ответственностью.

У этих детей снижен порог чувства тревоги и перехода тревоги в страх. И даже если им понравилась учительница и заинтересовали другие дети, самим, без посторонней помощи, им не справиться со своей проблемой. Их бесполезно стыдить и брать «на слабо» — от этого их эмоциональное состояние становится еще хуже, самооценка еще ниже, и адаптация устремляется к нулю.

У этих детей богатое воображение и пылкая фантазия. Именно это и поможет нам справиться с проблемой социального страха. Мы в нашем Центре детской экопсихологии применяем метод сказкотерапии в сочетании с социотерапией и телесно-ориентированной и игровой терапией. Хотя правильнее поменять их местами и на первый план выдвинуть социотерапию.

Социотерапия

Это полезный перевес отношений в микросоциальной среде ребенка, его семье. Ребенку важно быть твердо убежденным, что родители на его стороне, что они проявят и терпение и понимание и всегда останутся на его стороне.

Например, в какой-то день, увидев, что ребенок настолько измучен своим страхом перед походом в школу, найдут возможность оставить его дома, чтобы уровень стресса не зашкалил за опасную границу.

За этой границей снижается уровень иммунитета и ребенок всё равно останется дома с каким-нибудь респираторным заболеванием.

При этом очень важно поддерживать контакт с учителем и прислушиваться к рекомендациям. А также вовремя сходить на консультацию к детскому психологу.

Лучше, если психолог работает непосредственно в школе и у него есть возможность наблюдать ребенка и динамику его адаптации. Такой родительско-психолого-педагогический тандем в свое время обязательно пойдет на пользу ребенку.

Так как только взрослые могут создать по-настоящему экологичную социальную нишу для ребенка.

Сказкотерапия

Самый простой и незатратный вариант — смотреть вместе с ребенком видеоролики со старыми добрыми и прекрасными новыми сказками. Еще лучше — взять хорошо иллюстрированные детские книги, по которым созданы мультфильмы.

И вместе познакомиться с маленьким енотом, который боялся идти в ночную школу для лесных зверят, узнать, как мама одарила его своим поцелуем и надежно поместила его в ладошке сына (по книжке Одри Пенн «Поцелуй в ладошке»). Мы можем узнать, как маленький лама был в садике без мамы, а пингвиненок Маленький Клювик ждал свою маму из далекой экспедиции.

А потом познакомиться с малюткой автобусом (по сказке английского писателя Дональда Бисетта «Про малютку автобус, который боялся темноты»).

Есть еще много прекрасных детских книг, которые помогают детям справиться в с проблемой страхов: «Маруся еще вернется» Ирины Токмаковой» и «Кулинарная книга людоеда» Григория Остера, его юмористические рассказы «Егор и его мурашки», «Человек с детским акцентом» из сборника «Легенды и мифы Лаврового переулка». А кто пройдет все эти предварительные этапы, может замахнуться и на «Школу ужасов» того же великолепного автора. Предупреждаю: последнее произведение только для хорошо подготовленных детей.

Знакомясь со всеми этими историями преодоления страхов, желательно избегать назиданий и морализаторства. Они чаще всего отвращают ребенка от продуктивного контакта и снижают уровень непосредственного воодушевления.

Ему гораздо важнее ваше сочувствие и возможность вместе порадоваться тому, как персонажи постепенно преодолевают свой страх. Это значит, что и вы с ребенком тоже справитесь.

Через некоторое время, большее, чем у других детей, но всё равно это однажды произойдет.

Игровая терапия

От теории переходим к практике, то есть к игре. У детей-дошкольников и младших школьников активно работает пралогическое, допонятийное мышление, антропологи и культурологи еще называют его магическим.

На его фоне постепенно формируется логическое, характерное для взрослого человека, мышление, но именно магическое помогает маленькому человеку поверить в чудо, например, мама каждое утро перед школой дает новый поцелуй в ладошку, а папа крепко жмет руку, передавая свою силу.

Можно подарить ребенку небольшую вещицу — талисман, который станет для ребенка резервуаром его силы и смелости.

Вспомните, родители, в вашем детстве Сейлор Мун из японского мультсериала восклицала: «Лунная призма, дай мне силу!» И превращалась в девочку-воина.

И я помню девочек, робких и неуверенных, которым именно Сейлор Мун с ее призмой помогла стать смелее. Да, в детстве не только деревья были выше, но и вера в чудо сильнее. И лучшие авторы чуда — родители.

Читайте также:  Селигер 2013 - по пути к здоровому образу жизни!

Телесно ориентированная терапия

Это тоже игровая терапия. Её цель — возобновить и увеличить ресурс чувства безопасности и защищенности, источником которого для детей являются их родители. Нарушение этого чувства у детей возникает в узловые периоды развития и в ситуациях интенсивных стрессов.

Например, кризисы развития 3-х лет и 7 лет, рождение ещё одного ребенка, развод родителей или конфликтная ситуация в семье. Многие родители замечают, что в таких ситуациях ребенок как бы впадает в раннее детство, начинает сюсюкать, требовать к себе повышенного внимания, утрачивает уже сформированные социальные компетенции (самостоятельно одеваться, убирать за собой посуду, одежду).

И сердятся на него за это, призывая перестать играть в «лялю», капризничать, и стать наконец нормальным ребенком.

А это не капризы, а психологическая защита — регресс вплоть до пуэрилизма — полной имитации поведения младенца. Смысл такой защиты — возвращение ребенка в безопасный и благодатный период раннего детства и даже внутриутробный период покоя и неторопливого размеренного развития.

Нам самим частенько хочется попасть в такой персональный рай из той каждодневной гонки, в которой нам приходится участвовать, чтобы не сойти с дистанции и не остаться без средств к существованию.

Но мы-то взрослые, а тут ребенок, которого без его сознательного понимания и решения включили в забег под названием «Школьные годы чудесные».

Поэтому большинство игр имитируют возвращение ребенка в счастливый и беззаботный период раннего детства, когда он пользовался надежной поддержкой папы и мамы. Другая часть — совершение подвигов преодоления страхов с надежной страховкой родителей. И еще — игры на отреагирование накопленного внутреннего напряжения и агрессии.

У всех людей и всех детей происходит это накопление.

Отреагирование в обычных штатных ситуациях сдерживается социальными запретами и приводит к невротическим и психосоматическим сбоям — тики, грызение ногтей и вырывание волос, боли в животе, навязчивые вздохи, частые респираторные заболевания, недержание кала и мочи и множество других нарушений.

Вот небольшой примерный перечень игр для семейной игровой и телесно ориентированной терапии:

  • Падение на руки родителей спиной — это на доверие.
  • Качание на руках обоих родителей.
  • Полет на ковре-самолете (покрывале, которое держат двое взрослых).
  • «Бревнышки» — перекатывание ребенка по ровной поверхности, он находится в расслабленном состоянии.
  • Поддержка и страховка на канате и «кочках» (по стульям с закрытыми глазами).
  • «Кот Базилио и лиса Алиса»: ребенок с закрытыми (завязанными) глазами. Мама бережно ведет его, как поводырь, позволяя ощупать руками разные вещи и детали интерьера, предупреждая в опасных местах. Второй ребенок подносит разные предметы для ощупывания, чтобы тот узнал наощупь.

Группа игр — на отреагирование агрессии и выход через мышцы и вокализацию гормонов стресса, которые создают у ребенка чувство тревоги и побуждают, например, к «лишним», навязчивым движениям. Последние на самом деле служат разрядкой накопленного напряжения.

  • Массаж воздушными шариками — все гоняются друг за другом и стараются ударить шариком.
  • Массаж и кидание подушками — аналогично.
  • Спарринг подушками и в боксерских перчатках.
  • Игра в бумажные снежки.
  • Игра в ловушки и серсо — с бросанием одним игроком шарика или кольца и ловля другим игроком ловушкой или шпагой.
  • Перетягивание каната (скрученного полотенца).
  • Выбивание «микробов» из дивана. Заодно на самом деле выбьете пыль: накроете диван или кресло мокрой и отжатой простыней, выбивать можно в боксерских перчатках или настоящей выбивалкой. Можно проводить по субботам, во время уборки.
  • Прыжки по пластиковым бутылкам (это в экологических целях, т. к. принимают пластик в сплющенном виде) — это прекрасно делают дети, просто получая удовольствие от прыжков и громких звуков схлопывания.
  • Прыжки на батуте или на старом матрасе.

Массаж и кидание подушками на самом деле помогает маме избавиться от собственной агрессии безопасным для ребенка способом. А еще уставшая мама может поиграть в королеву дивана: мама лежит, дети вокруг (или прямо на ней) играют. Под контролем второго взрослого дети могут ходить по спине родителя, лежащего на животе. Это хороший массаж. Только не прыгать, конечно!

Игры на поддержку и выход агрессии лучше чередовать. Завершать вечерние игры нужно обязательно играми на чередование напряжения и релаксации, чтобы снизить уровень возбуждения и подготовить к переходу ко сну. Например, стать ежиком в опасности и свернуться в плотный клубок, а потом ежиком в безопасности. Лиса ушла! А ежик расправил лапки и открыл животик, наслаждаясь свободой и покоем.

Также можно стать черепахами, которые спрятались в свой панцирь, а потом высунули голову и лапки и полежали на солнышке. Заодно и родители поучатся чередовать напряжение и произвольное расслабление через телесно-ориентированные практики. Нам это тоже ух как необходимо.

Это очень экономный для семейного бюджета подход к гигиене и экологии семейной жизни, когда взрослые, помогая своим детям, заодно занимаются профилактикой собственного эмоционального выгорания и дезадаптации. Хорошо, конечно, когда по месту жительства есть детско-родительская группа для еженедельных встреч, в которой можно играть под руководством игропрактиков и психологов.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Shutterstock / Dmitrii Pridannikov

Нервные перегрузки и здоровье школьников

Начала учебного года родители всегда ждут с напряжением — не важно, в первый раз ребенок идет в школу или в пятый. К прочим проблемам добавляется непроходящая тревога о здоровье, которое, уверены многие, от школьных нагрузок портится. Это подтверждает и статистика: здоровыми в первый класс приходят примерно 25 процентов детей, но чем дальше, тем толще становится медкарта.

Почему у школьников происходят нервные перегрузки, к чему они могут привести и что делать, рассказала газете «Собеседник» Наталья Печатникова.

Среди школьников есть те, чья нервная система особенно уязвима, их до начала занятий советуют показать врачам. Каким детям это нужно?

— Дети с неврологическими заболеваниями должны постоянно наблюдаться у врача.

Но перед школой, особенно перед 1-м классом, любого ребенка желательно показать неврологу, даже если у него никогда не было травм головы, судорог или невротических реакций.

Школа — это стресс, который может провоцировать любые заболевания. Невролог поможет предотвратить обострение или выявить первые симптомы болезней нервной системы.

Например, часто впервые проявляется с началом школы синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). От этой болезни нет «волшебной» таблетки, поэтому родители часто теряют терпение и перестают водить детей с СДВГ к неврологам и психологам. На самом деле это необходимо.

Во-первых, диагноз СДВГ может поставить только врач, а не учитель в школе только потому, что ребенок неусидчив. Во-вторых, общение с врачом помогает родителям, уставшим от бесконечных жалоб учителей, понять, что они не одни должны решать эту проблему.

Родителям детей с СДВГ надо быть готовыми к тому, что их ребенок может не сразу «втянуться» в школьную жизнь.

С одной стороны, школа — это не всегда легко и приятно, и родители, сами в прошлом школьники, пытаются игнорировать жалобы ребенка на недосып, усталость, плохое настроение. С другой — все это может быть признаками хронического перенапряжения. Что в поведении ребенка должно стать поводом для обращения к врачу?

— Должны насторожить частые головные боли и любые нарушения сна — ребенок не может заснуть, просыпается по ночам или режим сна-бодрствования вообще нарушен: днем он ходит сонный, плохо соображает, а ночью садится за уроки. Плаксивость, капризность, плохое настроение также могут говорить о том, что ребенок не справляется с нагрузкой.

Родители постоянно говорят, что дети перегружены школой, но при этом стараются впихнуть в расписание своего ребенка еще и английский, музыкальную школу, танцы. Есть ли нормы по дополнительной нагрузке?

— Родители часто преувеличивают нагрузку, жалея ребенка. Это нормально, даже хорошо! Кто, кроме мамы, пожалеет его? Не существует нормативов, касающихся того, сколько кружков можно посещать, а сколько уже перебор — все индивидуально.

Если ваш школьник доволен (периодические жалобы, что «хочется поспать», не в счет), активен, нечасто болеет — значит, все в порядке. Кто-то вынесет и школу, и музыкалку, и хореографию с лыжной секцией, а кому-то и шестидневной учебы много — хватило бы сил на уроки. Полезно прислушиваться к мнению школьных врачей, если таковые имеются.

Они, как правило, знают ситуацию «изнутри» и порой могут подсказать, когда ребенок просто ленится, а когда действительно страдает от непосильной нагрузки.

Нормы сна для взрослого человека не существует. Школьник же должен спать не менее 9 часов, причем это норма для старшеклассников, для учеников 5-6-х классов — 10 часов, первоклашкам положено спать 11 часов плюс пару часов днем.

Именно отсюда «растет» традиция укладывать детей спать не позднее 21 часа.

Младшеклассников, занимающихся в первую смену, нужно отправлять в постель еще раньше, иначе они просто не успеют выспаться к началу уроков и переутомление с целым букетом неприятных последствий не заставят себя ждать.

Режим для школьников — необходимость «№»1, уж как хотите. Все дела должны иметь привязку ко времени, однако выбор, когда садиться за уроки, плавать в бассейне или читать, психологи советуют предоставить ребенку.

Хочет он делать математику после обеда, а русский язык — после прогулки, так тому и быть. Замечено, кстати, что дольше всего школьники сидят дома над химией, литературой и иностранным языком, лучше учесть это, составляя расписание.

Вечер вообще не очень подходит для домашних заданий: мозг, работая на запоминание, труднее переключается на сон.

Сколько надо гулять школьнику? Время по большому счету не важно, главное — чтобы гулял. Чтобы мозг работал как следует и там задерживались правила, иностранные глаголы и теоремы, ему необходимо достаточно кислорода.

Почти половину лета из-за жары и смога дети прожили в условиях гипоксии, и врачи опасаются, что это может сказаться в первые месяцы нового учебного года. Так что бывать на улице школьникам стоит почаще, особенно сейчас.

В меню ребенка, который ходит в школу, обязательно должны быть мясо, птица и рыба — для роста, крупы, овощи и фрукты — как источники витаминов, творог, кисломолочные продукты и сыр — для роста костей.

Многое из вышеперечисленного (особенно какао, куриная грудка, баклажаны, сладкий перец, бананы, молоко) содержит триптофан, который активизирует работу мозга, так что подкармливать школяра тортиками для пущей бодрости и работоспособности не обязательно — тем более не надо давать сладости с собой в школу.

Каждая третья российская школа, по данным Роспотребнадзора РФ, не имеет медицинского кабинета. Почти 13 процентов школьных медпунктов не соответствуют санитарным требованиям. Спортзалы есть лишь в 86,9% учебных заведений.

Самыми напряженными и опасными с точки зрения перегрузок педиатры считают 1-й, 5-й и 9-й классы. Первоклашке приходится привыкать к совершенно новым условиям, опасность 5-го класса в том, что дети вступают в переходный возраст, а 9-й класс — это своеобразный порог, за которым начинается подготовка к экзаменам и поступлению в вуз.

Читайте также:  От пассивного курения можно оглохнуть

6 самых главных трудностей первоклассников. Как понять, что у ребенка проблемы в школе

Многим сегодняшним детям начало первого класса дается с трудом. При этом родители, вспоминая свои школьные годы, могут не придавать значения трудностям первоклашки, списывать их на адаптацию к школе. Как быть внимательным к ребенку и в то же время избежать гиперопеки? Какие особенности ребенка могут осложнить ему школьную жизнь?

Как понять, что у ребенка проблемы в школе

В новой обстановке ваш малыш может столкнуться с самыми разными проблемами. Помочь ему с ними справиться надо вовремя, не дожидаясь, когда они нарастут, словно снежный ком. Как же узнать, что у ребёнка в школе все в порядке или, наоборот, возникли трудности?

Во-­первых, установите доверительные отношения. Ребенок должен знать, что в ответ на его рассказ о школьных делах вы не отругаете его, не будете стыдить, смеяться или отмахиваться.

Во­-вторых, наблюдайте. Если ребенок настроен на позитив, активен, весел, не болеет, у него хороший аппетит и крепкий сон, значит, с ним всё в порядке. Какие же изменения в поведении говорят о том, что его что­то беспокоит?

  • Апатия.
  • Плохой сон.
  • Страхи.
  • Плохой аппетит.
  • Частые простудные заболевания.
  • Нежелание идти в школу.
  • Нервные тики.
  • Замкнутость.
  • Излишняя возбудимость.
  • Нервозность.
  • Частые слёзы.

В-­третьих, проведите тесты на основе рисунков ребёнка. Например, его самооценку можно определить с помощью теста «Лесенка».

Нарисуйте лесенку и попросите малыша расположить на ней детей из класса и его самого: наверху — самых лучших ребят, внизу — самых плохих.

Где он поместит себя, а где остальных? В результате вы увидите, кто ему нравится из детей, кого он недолюбливает, как оценивает себя.

О состоянии малыша может много сказать даже обычный рисунок. Если на рисунке много чёрного цвета — психика ребёнка угнетена. Много красного — он возбуждён, не исключена агрессия. Если ребёнок себя изображает маленьким, без каких-­либо деталей и частей тела, это говорит о низкой самооценке.

Бывает, ребёнку трудно высказать и сформулировать свою проблему. Помогите ему сделать это, используя «ты­-предложения». Например: «Ты расстроен. Тебе тяжело. Что-­то беспокоит тебя. Что­-то тебя расстроило. Вспомни тот момент, когда у тебя испортилось настроение и ты расстроился». Выяснив причину, уже легче будет преодолеть саму проблему.

Не предъявляйте завышенных требований

Для родителей ребенок — самый лучший, самый умный, самый замечательный. И учиться должен лучше всех. А как же иначе?

Когда малыш вдруг начинает приносить из школы плохие оценки, у родителей случается паника. Как же так? Самый лучший ребёнок плохо учится? Не может быть! Родители, завышенные ожидания которых не оправдались, порой начинают давить на малыша, стыдить, ругать, заставлять его заниматься день и ночь, добиваясь отличного результата.

Зная, что его ждёт наказание, малыш начинает врать, отдаляться от родителей. Из-­за этого страдают все. Родители не имеют душевной связи со своим ребёнком.

Малыш остаётся наедине со своей проблемой, считая, что он расстраивает родителей, что они недовольны им, что для них важен не он, а его идеальные поступки и хорошие оценки.

Как ребёнок в этом случае будет относиться к учёбе в школе? Как к ненавистной повинности.

Каждый ребёнок хочет быть хорошим, каждый ребёнок хочет, чтобы его хвалили. Поэтому любовь родителей должна быть безусловной. Когда малыш знает, что он самый хороший, несмотря ни на что, это мотивирует его становиться ещё лучше. А с ошибками всегда можно справиться, особенно когда родители в этом помогают.

Начните хвалить ребёнка за то, что у него получается: «Справился с этим, одолеешь и другие задания. Всё у тебя получится!» Возможно, ему не даётся какой­то один предмет, но зато отличные результаты по другим.

Подскажите ребёнку алгоритмы решения задач, примеров, написания упражнения. Выработайте способ оптимального выполнения домашнего задания, и ваш ребёнок скажет вам спасибо!

Учитывайте индивидуальные особенности

Не секрет, что каждый человек приходит в этот мир особенным — ни на кого не похожим. Он не хуже и не лучше других. Но он не чистый лист! У него уже есть свой темперамент, свои особенности личности.

А уж как он реализует их, будет зависеть от родителей, окружающей среды и от него самого.

Сможет ли он раскрыть и развить свои способности? Как реализуются его психологические качества? Станут положительными или отрицательными? Каким человеком он станет? Конечно, каждый родитель мечтает, что его ребёнок будет идеальным. Но так не бывает.

У каждого человека есть недостатки. И каждый из недостатков неизбежно будет мешать учиться. Торопливость не будет давать возможности сосредоточиться. Из­за медлительности ребёнок будет отставать. Поэтому, в зависимости от недостатка, нужно выбрать методы их исправления. Итак, ваши задачи:

  • вовремя заметить недостатки ребёнка,
  • понять и выявить их причины,
  • наметить пути их устранения,
  • создать благоприятную среду для преодоления,
  • мотивировать ребёнка на борьбу с ними,
  • дать возможность ребёнку их устранить.

Оказавшись в новом детском коллективе, ребёнок порой не понимает, как себя вести, когда тебя обижают, обзывают, отнимают твои вещи. Жаловаться? Давать сдачи? Плакать? Научите сына или дочь давать отпор обидчикам: «Меня нельзя обижать! Я хороший!», «Кто обзывается, сам так называется!», «Это моя игрушка. Надо спросить разрешения».

Объясните малышу, что не стоит обижаться на злых людей, не надо плакать. Эти люди, увидев, что тот, кого они хотят задеть, не реагирует, не плачет, что он уверен в себе и даёт им отпор, теряют к нему интерес. Играть и общаться нужно с хорошими ребятами, их тоже много, а злых оставить в стороне и не обращать на них внимания.

Как помочь легко возбудимому ребенку

Есть дети, которые ни минуты не сидят на месте. Они легко возбудимы, им трудно успокоиться. Это обусловлено особенностями нервной системы. «Перепрограммировать» её, конечно, нельзя, но вот направить энергию маленького непоседы в нужное русло, научить ребёнка контролировать себя нужно.

Помогите малышу научиться успокаиваться, когда это необходимо: делать дыхательные упражнения, контролировать эмоции, гасить агрессию, беспокойство.

Подберите занятия по душе, которые приучат малыша работать сосредоточенно в течение некоторого времени (чтение интересной сказки, раскрашивание машинок, работа с конструктором).

Постепенно увеличивайте время таких занятий, и сын или дочь станет более усидчивым.

Как преодолеть стеснительность

Бывает так, что ученик всё знает, но стесняется отвечать у доски, волнуется, нервничает и из­за этого получает плохие оценки. Как ему помочь, например, рассказать перед всем классом стихотворение? Сначала нужно как следует выучить его.

Затем вместе отрепетируйте выступление: пусть ребёнок продекламирует стихотворение перед зеркалом. Потом пусть расскажет стихотворение своим друзьям или близким (и услышит от них слова восхищения и поддержки).

После всего этого он великолепно прочитает стихотворение на уроке.

Постарайтесь повышать самооценку ребёнка, внушайте, что у него всё получается, ему нечего стесняться, поддерживайте его и почаще хвалите.

Если ребенок медлительный

Первоклассник начал писать крючки и отвлёкся, так и не дорешал задачу, не смог дочитать рассказ, устал. Кто из родителей школьников не сталкивался с подобными проблемами? Как же помочь своему малышу, который, скорее всего, является флегматиком?

Флегматики — это люди, которые никогда никуда не торопятся. А зачем? Они не привыкли спешить. Но в школе необходимо всё делать вовремя. Весь класс не будет ждать, пока маленькая черепашка допишет крючки. Да и дома растягивать время плохо, нельзя же с домашней работой сидеть до ночи.

Чтобы флегматик привыкал делать всё быстрее, пробуйте устраивать соревнования, давать в помощь часы, мотивировать. Надо научить ребёнка организовывать свой учебный или трудовой процесс. Работать нужно по плану:

  1. Оцениваем объём работы.
  2. Ставим задачу.
  3. Выполняем, контролируя правильность (иначе придётся всё переделывать).
  4. Если устаём — делаем передышки.
  5. Если возникают трудности, обращаемся за помощью.
  6. Доводим дело до конца.
  7. Проверяем, исправляем ошибки.
  8. Только выполнив задание до конца, переходим к следующей деятельности. Иначе его так и не удастся закончить.

Как бороться с невнимательностью

Как же страдают многие первоклассники от невнимательности! Ребёнок, имеющий данный недостаток, не может ни на чём сосредоточиться. Он забывает, о чём думал только что, постоянно отвлекается. Его мысли скачут, как мячики. Как же преодолеть этот недостаток?

В начале учебного года ребенок ещё не умеет сам собираться в школу. Ему нужно сделать все задания, сложить учебники в портфель, не забыть сменку и спортивную форму. И это пока для него сложно. Поэтому заранее готовьте малыша к выполнению разных важных дел.

Отработайте с ним алгоритм: сначала, потом, в конце. Научите его контролировать выполнение, проверять, что получилось. От простых дел — принести, подать, переходите к сложным — приготовить, накрыть на стол.

Это научит школьника организовывать свою работу, поможет развить внимательность, стать взрослым, самостоятельным человеком.

Если ребенок слишком торопится

Некоторые дети так торопятся, делая уроки, что совершают массу ошибок. Между тем выполнение школьных заданий требует сосредоточенности, вдумчивости. И вообще, откуда берётся этот недостаток? Зачастую мы сами постоянно дёргаем малыша. «Быстрее!», «Что ты копаешься?», «Я долго буду тебя ждать?» — то и дело слышит ребёнок. И привыкает всё время спешить, торопиться, суетиться.

Поговорите с сыном или дочерью о том, что есть дела, которые важно сделать правильно, а не быстро. Есть даже такая пословица: «Быстро хорошо не бывает». Поэтому не торопите своё чадо, когда оно осваивает новые навыки, например, навыки письма, чтения, счёта. Это для нас, взрослых, читать, писать, считать очень легко и просто, а малышу нужно время, чтобы освоить эти действия.

Объясните, что, торопясь, ребёнок сделает столько ошибок, что потом придётся всё переделывать, и времени он затратит гораздо больше. Пусть привыкнет делать домашние задания не столько быстро, сколько хорошо.

Читайте также:  Кровяная колбаса — польза и вред

Как помочь первокласснику?

— Мой сын, как пошел в школу, совсем отбился от рук, — пожаловалась своей подруге Анна, мама семилетнего Ванюши. — Стал капризным, нервным, непослушным, чуть что – начинает плакать. Чувствую, что сама скоро сойду с ума, хоть к психологу его веди!

— Да ты что, а я думала, это только у нас такое происходит! – поддержала Анну мама Ваниной одноклассницы Виолеты. – Абсолютно та же картина: слезы по любому поводу, нервозность, непослушание…

Практически каждый родитель первоклассника, общающийся со своим ребенком после школы (некоторые по воле обстоятельств не имеют возможности наблюдать за своими детьми), может рассказать аналогичную историю про истерики и изменившееся поведение малыша, пришедшего с занятий. Каждая мама по-своему реагирует на подобный «раздражитель» в ее жизни. Кто-то начинает морально задавливать ребенка, чтобы тот умолк, кто-то, напротив, позволяет «вить веревки» из себя, лишь бы он не капризничал. Как помочь первоклашкам преодолеть нелегкий новый этап в жизни? И как родителям маленьких школьников не сойти с ума в поисках подхода к неуправляемому семилетке?Особую роль в преодолении физической и эмоциональной усталости маленьких учеников занимает четкий распорядок их дня. Не многие привыкли жить по расписанию: питаться, гулять, играть и ложиться спать в отведенное для этого время. Однако хорошо продуманный распорядок дня, где все будет стоять на своем месте, поможет ребенку вовремя отдохнуть и набраться сил, перекусить, сменить род деятельности, чтобы не переутомиться.Чтобы не было спешки и нервных одергиваний: «Хватит копаться, мы опаздываем!», поставьте будильник на 5-10 минут раньше. Для сна эти несколько минут не играют никакой роли, но иногда их так не хватает, когда нужно куда-то спешить. Те родители, которые замечали за собой такие слабости, как несобранность и медлительность, должны всеми силами постараться, чтобы эти качества не передались детям, и они не стали «хроническими опаздывающими», потому что, пока наши чада маленькие, ответственность за их опоздания несем мы.Ребенок должен четко знать свои утренние обязанности: почистить зубы, заправить постель, позавтракать и т.п., на все это ему должно хватать времени. Некоторые родители даже умудряются найти 5 минут на прочтение с ребенком перед школой коротенького рассказа или сказки для хорошего настроения.После школы малыш чувствует себя особо уставшим, тем более, если сразу после занятий он идет на кружок или секцию. Внесите в ваше расписание обязательное время для отдыха после каждого рода деятельности. Отдыхом может быть не только физическое расслабление на диване, но и игра, прогулка, просмотр мультфильма, занятие любимым делом (рисование и т.п.). Определяя время отхода ко сну, учитывайте все, что должен успеть сделать малыш до этого момента: собрать игрушки, искупаться и т.д. В зависимости от этого завершайте все занятия заранее за час или полчаса. Хорошо, если в вашем расписании будет отведены десять-пятнадцать минут для общения с ребенком именно перед сном, для чтения небольшого рассказа на ночь.

Норма сна первоклассников – 9-10 часов. Постарайтесь, чтобы за отведенные для бодрствования 13-14 часов ребенок успел сделать все необходимые дела. Никогда не жертвуйте временем сна – это важно для здоровья малыша.

Каждый ответственный родитель заботится о том, чтобы в рационе ребенка присутствовали все жизненно важные витамины и микроэлементы. О значимости этого мамы и папы знают с рождения малыша.

От содержания этих веществ в организме зависит и иммунитет, и работа мозга, и общий тонус и даже настроение ребенка.

Чтобы облегчить адаптацию к школе и снизить уровень возможных заболеваний на фоне усталости и стресса, родителям первоклашек также необходимо обратить внимание на питание своего чада.

Почти все дети как минимум один раз в день питаются в школе. Контролировать остальные приемы пищи – задача родителей. Малыши с радостью могут целый день питаться пиццами и булочками из столовой, но мамы и папы должны позаботиться о том, чтобы ребенок вовремя получал полноценные завтрак, обед и ужин.Все мы знаем, что наша жизнь состоит из мелочей.

С самого утра незначительные вещи способны поднять нам настроение и с таким же успехом испортить его на весь день.

Постарайтесь, чтобы ваш первоклашка зарядился позитивом с самого утра. Если малышу трудно рано вставать, изберите наименее травмирующий его способ пробуждения.

Например, громкий раздражающий звук будильника можно заменить легкими прикосновениями к ребенку, ласковым поцелуем.

Улыбка мамы, доброе слово, вкусный завтрак – все это пробудит малыша и положительно настроит его на предстоящий день. Напротив, грубые окрики, раздражение и одергивания будут ассоциировать сборы в школу с напряженным и неприятным временем. Плохой эмоциональный настрой будет отнимать у ребенка силы, предназначенные для учебы и общения со сверстниками.

Постарайтесь готовить одежду, обувь и все необходимое для школы заранее – вечером. Этим вы сократите время сборов. Помогайте ребенку. По утрам часто и у взрослых нет сил, поэтому не сочтите за лишнее в чем-то сделать поблажку малышу, застегнув ему тугую пуговицу или заправив за него постель, когда он не успевает это сделать. Первый класс для малышей сопряжен с разными чувствами и эмоциями. Потому-то и слышны жалобы родителей то на плаксивость, то на непослушание, то на гиперактивность. Стресс проявляется в той или иной степени у каждого ребенка. Одна девочка, которая считалась до школы среди друзей самым общительным ребенком, приходила домой после занятий и несколько часов подряд оставалась наедине с собой, отказываясь идти на прогулку с другими детьми, тогда как ее друзья сразу после уроков бежали на улицу и звали ее к себе.Время, проведенное с родителями, окажет благотворное влияние на психику первоклашки. Забота и любовь родителей, их участие в жизни маленького ученика помогут ребенку почувствовать уверенность и собраться с мыслями. Уделите больше внимания малышу, «лечите» его эмоции задушевными разговорами. Рассказывайте о своем школьном детстве, вспомните веселые приключения и смешные истории. Покажите фотографии вашего класса, поведайте малышу о ребятах, учившихся с вами, о том, как они были маленькими, какие секреты у вас были, что вам нравилось и не нравилось в школе.Малыш должен почувствовать в вас поддержку, «сильное плечо». Только в общении с вами он может удостовериться, что вы понимаете его и можете во время помочь, дать нужный совет, не осудить. Для девочек в это время важно больше общаться с мамой, для мальчиков – с папой, потому что поделиться сокровенным часто легче с родителем своего пола.Несвойственное ребенку поведение может указывать на какую-либо проблему в отношениях с ребятами в школе или учителями. Возможно, вы чего-то не знаете или не замечаете. Очень часто дети даже не догадываются поделиться душевной тяжестью с родителями, нося в себе свои переживания.

Если вы заметили странности в поведении ребенка и даже если ничего подобного не замечали — не упустите возможности поинтересоваться всеми сторонами его школьной жизни. Чаще спрашивайте у малыша, что было на занятиях, что ему понравилось и не понравилось, за что его похвалили и пожурили. Узнавайте, с кем дружит ребенок, и кто к нему плохо относится. Наблюдайте, как реагирует малыш на ваши вопросы на ту или иную тему, это поможет вам увидеть проблемную сферу.

Понаблюдайте после уроков, кто из учеников как ведет себя по отношению к другим, как ваш ребенок реагирует на одноклассников. При возможности общайтесь с родителями детей вашего класса, часто то, чего не знаете вы, знают другие. У малышей случаются столкновения и с детьми из старших классов. Однажды мальчик-первоклашка наотрез отказался идти в школу.

Родители выяснили, что уже долгое время его обижает ученик третьего класса. Первоклашка скрывал от родителей свои школьные неприятности до последнего, пока не закончились эмоциональные силы. Чтобы не произошло подобного, будьте в курсе школьной жизни малыша.

Ваш контакт с учителем будет иметь огромное значение для всех, кто задействован в учебном процессе: для ребенка, для вас и для учителя. Общаясь с преподавателем, вы будете узнавать всю важную информацию «из первых уст». Учитель даст вам дельный совет и подскажет, на что нужно обратить внимание в воспитании маленького школьника.

Возможно, преподаватель будет знать и об отношениях вашего ребенка с другими учениками, и сможет направить вас в решении возникшей проблемы.Для педагога важен тот факт, что родитель приходит в школу, разделяя все тяготы учебного процесса и участвуя в жизни своего ребенка. Учителя ценят не только ответственных учеников, но и ответственных родителей.

Часто преподаватель относится к ребенку иначе, имея контакт с его отзывчивым родителем. Не отдавайте свое чадо полностью на воспитание школе — все самые главные качества закладываются в человеке именно в семье.Видя отношение родителей к его учебе, малыш будет чувствовать себя увереннее.

Зная, что мама постоянно общается с преподавателем, он будет ответственнее подходить к заданиям. Учительница уже не будет чужой тетей для малыша, и, в свою очередь, малыш не будет для учителя ребенком из непонятной, редко посещающей школу семьи.

Из всего этого будут складываться как отношение первоклашки к учебному процессу, так и комфортность его пребывания в коллективе класса, его адекватное поведение, способность дружить и правильно реагировать на слова учителя.Прилагая усилия, соблюдая нехитрые правила, вы будете постепенно вливаться в новую жизнь – жизнь родителей маленького школьника.

Какие-то из этих правил вы уже знали, какие-то вам подскажут близкие, а какие-то – сама жизнь. Будьте не только строгим и справедливым родителем для своего ребенка, но и понимающим другом и верным защитником. Пройдет немного времени и ваш уже взрослый школьник скажет вам «спасибо».Памятка родителям первоклассникаПервый класс — первый стрессСоветы психолога родителям первоклассника

Дата публикации 24.10.2012 Автор статьи: Наталья Ворожцова

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector