Школьники тоже хронически устают

Исследования ученых из Института образования ВШЭ доказали, что около 72 % школьников испытывают постоянную усталость. У старшеклассников этот показатель доходит до 85 %.

Утомление накапливается и достигает максимума к концу учебного года. У многих детей наступает эмоциональное «выгорание» из-за чрезмерных нагрузок.

Как сделать, чтобы школьники меньше уставали? В статье мы приведем рекомендации специалистов для родителей.

Почему дети устают

Ученые провели опрос среди школьников, чтобы выявить причину усталости. Оказалось, что к переутомлению приводит не только учебная нагрузка. Многие дети страдают от недосыпания. Старшие школьники устают от занятий с репетиторами.

Дети назвали такие причины утомления, как стресс, неудобное школьное расписание, плохие отношения с одноклассниками и дополнительные занятия в кружках и секциях. Многие школьники устают от того, что им приходится долго добираться до учебного заведения и обратно с тяжелым портфелем.

Школьники тоже хронически устают

Как распознать усталость

Как распознать, что ваш ребенок находится на грани «перегорания» из-за учебы? Исследователи выделили следующие признаки школьной усталости:

  • нарушения сна;
  • изменение аппетита;
  • подавленное настроение;
  • снижение успеваемости.

Далее мы рассмотрим эти проявления более подробно.

Школьники тоже хронически устают

Нарушения сна

Если ребенок не может уснуть ночью, а днем чувствует сонливость, то это говорит об усталости. Бессонница на фоне сильного утомления — признак эмоционального выгорания. Такие нарушения сна сигнализируют о необходимости отдыха.

Школьники тоже хронически устают

Изменение аппетита

Усталость может спровоцировать как ухудшение аппетита, так и компульсивное переедание. Если ребенок часто отказывается от пищи или ест слишком много, то это говорит об эмоциональном неблагополучии. Нередко оно связано с переутомлением вследствие учебных нагрузок.

Плохое настроение

Одним из проявлений хронической усталости является подавленное настроение. Оно усиливается в начале и конце учебного года. Очень важно не перепутать плохое настроение с депрессией, которая является серьезным расстройством психики. При подозрении на депрессивные нарушения ребенка следует показать врачу.

Школьники тоже хронически устают

Снижение успеваемости

Уставший школьник может уделять много времени учебе, но при этом его оценки становятся все хуже и хуже. Это связано со снижением концентрации внимания и отсутствием энергии. Из-за плохой успеваемости ребенок испытывает чувство вины и стресс. Это усугубляет ситуацию.

Как избавиться от школьной усталости

Если вы замечаете у ребенка школьного возраста признаки усталости, то ему нужно дать отдых. Иначе эмоциональное выгорание может привести к проблемам со здоровьем. Кроме этого, уставший школьник не может продуктивно и эффективно учиться и усваивать знания. Ему необходимо восстановить свои силы и энергию.

Далее мы расскажем о некоторых способах борьбы со школьной усталостью.

Отдых от гаджетов

Многие школьники отдыхают после уроков, сидя за компьютером или завалившись на диван со смартфоном. Но восприятие информации и пребывание в соцсетях отнимают еще больше энергии. Такой отдых не способствует восстановлению сил.

Школьники тоже хронически устают

Постарайтесь ввести следующее правило: за 3 — 4 часа до сна все члены семьи прекращают пользоваться гаджетами. Предложите ребенку почитать книгу, порисовать или заняться другими интересными делами. Это уменьшит усталость и поможет справиться с бессонницей.

Школьники тоже хронически устают

Временное прекращение посещения секций и кружков

Усталость ребенка может быть связана с тем, что он перегружен внешкольными занятиями. Возможно, он посещает слишком много кружков и секций. Попробуйте сократить нагрузку. Откажитесь на время от дополнительных занятий, ведь здоровье важнее. Ребенок может возобновить посещение кружков после полного восстановления сил.

Школьники тоже хронически устают

Умеренная физическая нагрузка

Порой родители ошибочно полагают, что физическая нагрузка усугубит усталость. Если речь идет об интенсивных тренировках в спортзале, то от них действительно лучше отказаться. Но несложные физические упражнения помогут снять напряжение и усталость после учебы.

Предложите школьнику следующий комплекс упражнений:

  1. Для шеи. Делать наклоны вправо-влево и вниз-вверх, а затем вращать головой по кругу. Каждое движение выполняется 10 раз.
  2. Для спины. Делать наклоны вправо и влево по 10 раз.
  3. Для глаз. Зажмурить глаза на полминуты. Затем 2 минуты быстро моргать. В течение пары секунд аккуратно нажимать пальцами на верхние веки. В завершение упражнения повращать глазами по кругу.

Школьники тоже хронически устают

Расслабиться и отдохнуть поможет упражнение из йоги. Оно называется баласана или поза ребенка. Нужно встать на четвереньки, прижав таз к пяткам, а затем вытянуть руки. В этом положении нужно оставаться до тех пор, пока оно ощущается комфортным. Такая асана отлично расслабляет и снимает усталость.

Вы можете также совершить всей семьей небольшую прогулку или пробежку на свежем воздухе. Это хорошо восстанавливает силы и бодрит.

Школьники тоже хронически устают

Заключение

При первых признаках усталости помогите ребенку восстановить силы. Это позволит ему укрепить здоровье, пополнить запас энергии и повысить успеваемость.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Усталость школьника после учебы: способы устранения усталости после тяжелого учебного дня, комплекс упражнений

Прежде, чем перейти к действиям, обсудим, как можно распознать выгорание на фоне интенсивной умственной работы. 

1. Нарушение режима

Школьники тоже хронически устают

Подросток не может уснуть вечером, а днём, бывает, спит на ходу. Дисбаланс сна и сопутствующие проблемы — сигнал, что нужно отдохнуть. Бессонница часто бывает симптомом выгорания — ребёнок сильно устал после школы, но не может провалиться в сон, и ситуация только усугубляется. 

2. Проблемы с аппетитом

Школьники тоже хронически устают

Это может быть как его отсутствие, так и наоборот, компульсивные переедания, когда ребёнок ест слишком много и не всегда вовремя останавливается. И то и другое говорит о том, что эмоциональное состояние не в порядке. Дело нередко заключается в чрезмерной усталости после учёбы. 

3. Хандра

Школьники тоже хронически устают

Может возникать как при сезонных переходах — например, осенью, — так и в стрессовые периоды, когда на ребёнка наваливается много учёбы и становится сложно справляться с объёмам дел. Но важно не путать хандру с депрессией. Последнее — серьёзное заболевание, которое не стоит игнорировать и списывать на обычное плохое настроение. При подозрении на депрессию проконсультируйтесь с врачом. 

4. Сниженная успеваемость

Школьники тоже хронически устают

Отсутствие концентрации приводит к ухудшению оценок — подросток настолько выгорел и лишён энергии, что не может поддерживать учёбу на должном уровне. Как правило, это влечёт дополнительную фрустрацию и стресс — плохие отметки расстраивают ещё больше и отбивают мотивацию учиться. Получается замкнутый круг. 

Как восстанавливать силы после учёбы

Вот несколько способов устранения усталости, которые могут помочь восстановить силы в периоды интенсивной учёбы. 

1. Детокс от соцсетей

Школьники тоже хронически устают

Часто любимый способ школьников отдохнуть после занятий — завалиться на кровать с телефоном или планшетом. На деле это не способствует снижению усталости после школы — просмотр социальных сетей и бесконечное потребление информации отнимают ещё больше сил. Попробуйте ввести в семье правила «диджитал-детокса» — за 3–4 часа до сна не разрешается притрагиваться к девайсам. Вместо этого полезно читать книгу или заниматься другими делами. 

2. Временный отказ от секций

Школьники тоже хронически устают

Усталость школьника нередко сигнализирует, что он взял на себя слишком много. Подумайте, как можно сократить нагрузку. Возможно, расписание подростка слишком плотно забито дополнительными секциями и кружками? Расставьте приоритеты правильно — здоровье важнее, чем «успеть всё и везде». 

3. Физическая активность

Школьники тоже хронически устают

Часто кажется, что спорт лишь отнимет больше сил. На самом деле физическая нагрузка здорово помогает после тяжёлого учебного дня. Полезно делать комплекс упражнений на снятие усталости для школьников. Это не значит, что нужно изматывать ребёнка полуторачасовой тренировкой. Попробуйте простые движения, которые призваны снять напряжение с глаз, шеи и позвоночника — и школьник уже почувствует результат! 

Зарядка для глаз

  • Крепко зажмурить глаза на 30 секунд. Повторить несколько раз. 
  • Быстро моргать в течение пары минут. 
  • Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки закрытых глазна 2 секунды.  
  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево — не поворачивая голову. 
  • Вращать глазами по кругу. 

Зарядка для шеи

  • Наклоны головой вниз и вверх по 10 раз. 
  • Поворачиваем голову вправо и влево по 10 раз. 
  • Вращаем по кругу. 

Зарядка для позвоночника

  • Наклоны влево и вправо — по 10 раз. 
  • «Поза ребёнка» — встать на четвереньки, опустить таз на пятки и вытянуть руки. Здорово расслабляет! 
  • Стоя на четвереньках, округлять и прогибать спину. При этом вытягивать шею вниз и вверх — вслед за спиной. 

Резюме

Существуют разные способы справиться с переутомлением: делать упражнения на снятие усталости для школьников, отдыхать от потоков информации, разрешать себе «немножко поболеть» и грамотно рассчитывать дополнительную нагрузку в виде кружков и секций.

Школьники тоже хронически устают

Частая причина школьных прогулов – синдром хронической усталости (СХУ) у детей, считают ученые из Бристольского университета в Великобритании. По их мнению, этот синдром встречается у школьников в десять раз чаще, чем считалось ранее.

 В исследовании приняли участие почти три тысячи школьников. 461 из них пропустил более 20 процентов учебного времени за последние шесть недель. В большей части случаев отсутствие объяснялось болезнями и другими уважительными причинами.

Однако 146 школьников пропустили занятия, не будучи простуженными или травмированными.

Выяснилось, что у 28 обследованных детей есть признаки синдрома хронической усталости. Ученые подсчитали, что СХУ можно обнаружить в среднем у одного процента школьников.

Исследователи говорят, что СХУ может привести к серьезным последствиям для физического и психического здоровья ребенка: бессоннице, головным и мышечным болям. Родители нередко принимают эти симптомы за простудные заболевания.

Впрочем, ученые подтверждают, что две трети детей с СХУ действительно более подвержены вирусной инфекции из-за снижения уровня иммунитета. Однако чтобы ребенок мог нормально учиться и реже болел, средств от простуды недостаточно.

Специалисты рекомендуют перестроить график школьника так, чтобы у него было достаточно времени на сон, физическую активность, нормальное питание и друзей.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника! Новогодние праздники хочется провести активно: покататься на лыжах, коньках или санках.Министерство здравоохранения Главный внештатный гериатр Минздрава России Ольга Ткачева : У пожилых людей встречаются почти все виды травм, самые опасные из них – это переломы, потому что в пожилом возрасте у многих развивается остеопороз,Министерство здравоохранения Школьники тоже хронически устают Городок Как сообщили в региональном штабе по борьбе с коронавирусной инфекцией, в Кузбассе выявлено 275 случаев заражения.A42.Ru Как рассказали в Кемеровском центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, завтра, 4 января, ожидается переменная облачность. A42.Ru Как сообщили в региональном штабе по борьбе с коронавирусной инфекцией, в Кузбассе выявлено 275 случаев заражения. A42.Ru Уже в 2022 году. В 2022 году госкорпорация «Ростех» представит первые результаты разработки единой вакцины от гриппа и коронавируса. Sibdepo.Ru Школьники тоже хронически устают Представители ЛДПР в Кузбассе почтили память погибших шахтёров и горноспасателей При взрыве на шахте «Листвяжная» погибли 51 человек (46 горнорабочих и 5 спасателей). ЛДПР Школьники тоже хронически устают  pexels Житель Кемеровской области решил приобрести грузовой автомобиль, но попался на уловки афериста и лишился своих денег. Avoka.Do Школьники тоже хронически устают  pexels Житель Мурманска в ночное время совершил поджог соседской машины по заказу. Avoka.Do «Скорая помощь» Киселевска отметила 85-летний юбилей. Врачи, фельдшеры, медицинские сестры и водители получили заслуженные награды. Газета Киселевские вести Скончался второй из братьев-близнецов Богдановых — Игорь. Его госпитализировали вместе с братом в середине декабря, оба тяжело перенесли коронавирус. A42.Ru Школьники тоже хронически устают 4 января — ГОРОДОК . Главный врач Кузбасского клинического центра лечебной физкультуры и спортивной медицины Вадим Александрович Медведев рассказал о важности физической нагрузки в праздничные выходные дни: Городок Согласитесь, уже невозможно представить новогодние праздники без главной красавицы. Музейно-выставочный центр Школьники тоже хронически устают Ёлка установлена и давно наряжена, гирлянды мигают разноцветными огоньками, подарки уже куплены. Музейно-выставочный центр Школьники тоже хронически устают Вырезание узоров из бумаги — очень древнее искусство, встречающееся у разных народов. Музейно-выставочный центр

Читайте также:  Курение в три раза увеличивает риск кровоизлияния в мозг

От чего дети так устают в школе

Школьники тоже хронически устают

Школа — это огромная нагрузка для детей. Но что считать составляющими этой нагрузки — количество уроков, внеурочки, допы? Наш новый блогер Владимир Спиваковский считает, что больше всего дети устают не от количества уроков, а от качества и организации школьной жизни.

Многие специалисты по-прежнему считают, что все беды учеников с переутомлением связаны с большим количеством уроков. Даже со стороны это выглядит немного сомнительно и не отвечает реальности. Дети в детском саду проводят 8–10 часов и не устают, как и дети на продлёнке.

Взрослые проводят на работе 9–10 часов и работают в таком режиме почти всю жизнь. Только вот школа почему-то подпадает под заботу об обязательной неутомляемости учеников, хотя, казалось бы, у школьников необыкновенно развит познавательный интерес.

Сколько бы уроков ни было — вовсе не они основа переутомления.

Вообще, если 11 лет школьникам внушать, что 6–8 уроков — это переутомление, то как они будут относиться к тяжёлой работе во взрослой жизни? Ведь работа, даже тяжёлая, — это не признак болезни.

Любой взрослый человек, отработав смену, сделав что-то полезное и важное, приходит домой с естественной усталостью, но не в виде недомогания, а с чувством исполненного долга. Он отдыхает, восстанавливает силы и на следующий день опять идёт на работу, чтобы опять поработать — устать — восстановиться.

Но только школьников почему-то жалеют, принуждая к депрессивному психологическому настрою в будущем, там недалеко будет и до лузерства.

Так вот. Чтобы проверить «переутомительный» постулат, я однажды решил провести один день в рядовой школе инкогнито и понаблюдать её жизнь изнутри. В конце дня в моей записной книжке были отмечены три основные причины возникновения переутомления детей.

1. Шум

Перемены длительностью 10 минут — это не разгрузка, а получение детьми огромной порции шумового хлама, который приходится стоически переваривать. Специалистам известен термин «шумовая усталость».

Это когда любой человек к вечеру будет убийственно уставшим, как, например, на аэродроме, даже если он целый день там будет загорать на солнышке в шезлонге и пить лимонад, но рядом с ревущими самолётами.

2. Мини-стрессы

Они приводят организм ученика в состояние напряжения, беспощадно изводя его нервную систему. Сами посмотрите. Десять-пятнадцать дребезжащих звонков с урока на урок. Плюс четыре-пять вызовов к доске. Плюс 5–6 циничных подколок, оскорблений, упрёков, подножек сверстников. А ещё очереди в туалет, пропажи ручек, денег, мобильных телефонов и прочее — всего 20–25 мелких стрессов в день.

Это всё равно что опускать железо то в холодную воду, то в горячую, туда-сюда, туда-сюда! Тут у любого пошатнутся нервы. К концу дня ученик окончательно выматывается.

3. Скука

Большинство уроков просто неинтересны. И как только учителя умеют превращать живое общение в невыносимую скучищу? Да ещё когда надо запоминать, заучивая ненужное, неинтересное, неполезное. От этой монотонной работы можно действительно переутомиться!

Попробуйте сами посидеть на скучном производственном совещании, где с трибуны часами произносятся монотонные доклады, — да вы вымотаетесь за два часа!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Shutterstock (Yuganov Konstantin)

Почему школьники сильно устают?

Не раз в школьные годы у меня возникала мысль, что я больна чем-то серьезным. Нет, я так думала не для того, чтобы испугать родителей и не ходить в школу. Такие мысли у меня возникали, потому что практически каждый день я чувствовала себя уставшей. Сильно уставшей. 

Сейчас это стало расхожей идеей – школьники перегружены, их здоровье под угрозой, надо уменьшать количество уроков и домашних заданий.  Знаете? Нет, не надо. Дело не в уроках и не в домашних  заданиях.

Школьники тоже хронически устают

Если вспоминать школьные годы, то вот что странное становится понятным: сильно уставая изо дня в день в течение четверти, я довольно легко и без усталости справлялась со сравнимой, а то и большей нагрузкой в каникулы.

Обычный учебный день в старших классах – это 7-8 уроков в школе плюс 2 часа на выполнение домашних заданий дома.  И к ночи сил не было вообще. Хотелось уткнуться в подушку и плакать от усталости и жалости к себе.

Но наступали каникулы и случалось чудо! Я могла и 10, и 12 часов в день усердно заниматься той же математикой, чтобы нагнать отставание или отработать то, что не давалось, но при этом к ночи выжатой как лимон я себя не чувствовала. Почему?

Я поговорила на эту тему со своими бывшими одноклассниками и нынешними одногруппниками в колледже и убедилась в том, что описанная мной выше ситуация – не следствие моих индивидуальных особенностей, а очень распространенная штука.

Итак, почему же обучение в школе так выматывает? У меня есть несколько предположений, которыми я и хочу поделиться.

Уровень шума

В школе очень шумно. Мы, конечно, привыкаем и даже не очень замечаем этот постоянный шум на переменах, но он сказывается на нашей работоспособности. Ведь недаром людям, которые работают на производстве, рекомендуют надевать заглушающие наушники, и считают такую работу вредной. Вот обычный учебный день.

15 минут до первого урока и потом 7 перемен по 10-20 минут, всего 2 часа в день существования в очень шумных коридорах . В кабинеты ученикам заходить нельзя, потому что они проветриваются. В коридорах школы одновременно находится 800 человек. Даже, если они просто будут разговаривать, не будут кричать, вопить, визжать и хохотать, все равно будет шумно.

А где вы видели школьников, которые не орут и не визжат на переменах? 

Уровень стресса

«Спросят или не спросят?», «Сегодня контрольная,  а если трудный вариант?», «Ленка опять про меня гадость какую-то сказала, вон как они все ржут», «Тамара Петровна в плохом настроении, опять орать будет, а я на первой парте, вот на меня и будет», «Игорь снова наезжает на новенького. Вступиться? Тогда и я огребу.

Не реагировать? Так противно же», «А где моя тетрадь по физике?! Дома забыла? Или оставила где-то? Ох!» ну и т.д. Сколько стрессовых моментов происходит в течение одного школьного дня? Да десятки! Да, это все мелочи, но мелочи, которые вызывают эмоциональный отклик, иногда даже выброс адреналина.

И когда вот так каждый день, понятно, что за неделю устаешь так, что хочется натереть градусник и поболеть хотя бы три дня дома.

Резкое переключение

Сидишь ты на уроке литературы. Ольга Владимировна  рассказывает про Чехова, мы обсуждаем «Вишневый сад», спорим, приводим в доказательство цитаты, кто-то защищает Лопахина, кто-то жалеет Раневскую, в голове уже сами собой складываются строчки сочинения, которое ты уже рвешься написать… И вдруг звонок. «Все, ребята, закончим на следующем уроке в пятницу».

И ты идешь на химию. И первые 10 минут урока прикладываешь максимум усилий, чтобы выбраться из вишневого сада, чтобы перестать слышать удары топора и начать хоть как-то въезжать в то, о чем говорит учитель. И ровно в тот момент, когда ты полностью погрузился в тему, и даже задача вроде бы стала решаться, снова звенит звонок. И так 7-8 раз в день. Каждый день.

А уж если ты после урока физкультуры приходишь на математику, то даже попыток не делаешь понять то, о чем идет речь, – бесполезно. Мозг начинает нормально функционировать только к концу урока. 

И эти постоянные качели, когда ты то понимаешь, то не понимаешь, когда ты то в вишневом саде, то по уши в логарифмах, они тоже выматывают. А в голове остается каша, которую тебе вечером предстоит разбирать на составляющие ее части, раскладывать по полочкам.

Мне могут сказать, что так учились всегда, и в последнее время дети не стали громче кричать, учителя не стали чаще вызывать к доске, а уроки не стали короче. Да, это все так. Но 20-30-50 лет назад не было такого информационного поля, в которое мы постоянно погружены.

 К нашему школьному шуму, к нашим школьным стрессам и резким переключениям добавляется огромный массив информации, которую мы получаем из интернета в ежедневном режиме.

И не можем не получать, потому что это требование сегодняшнего дня – быть в курсе, быть в теме, кушать большой ложкой статусы, твиты, посты, комментарии и новости. Это то, от чего уже нельзя отказаться. 

Я не знаю, насколько я права в своих предположениях.

Сейчас я учусь в колледже, где нет маленьких детей, поэтому нет шума, где преподаватели видят в нас взрослых людей, поэтому моментов стресса очень мало, где у нас не уроки, а пары, длящиеся по полтора часа, поэтому нет резких переключений.

И хотя предметы у нас серьезные, требования в колледже высокие, а домашних заданий немало, я устаю существенно меньше. И по вечерам мне не хочется плакать в подушку от усталости и жалости к себе.

Смею предположить, что и учителя ощущают постоянную усталость по тем же причинам. Мы-то 11 лет отучились и ушли, а они всю жизнь так работают. Можно только посочувствовать. 

Дети так устали от домашних заданий, что хотят только есть и спать. Почему такая учеба неэффективна

В России подростки тратят на учебу 48 часов в неделю. Это больше, чем продолжительность рабочей недели у взрослых — 40 часов.

В таком режиме у детей нет времени и сил на прогулки, хобби, общение с друзьями и семьей. Они хотят только есть и спать. При этом перегруженные уроками дети далеко не всегда успешно учатся.

Читайте также:  Кардиологи Беларуси и России нашли эффективный способ борьбы с давлением

Почему так вышло и сколько все же делать домашнее задание рассказывает Денис Собур, отец четырех дочерей.

Школьники тоже хронически устают

Денис Собур

Давным-давно профсоюзы боролись за восьмичасовой рабочий день. Изобретенное ими правило гласило: «Восемь часов — труд. Восемь часов — отдых. Восемь часов — сон». 

И постепенно развитые страны закрепили его в своем законодательстве. И не только потому, что боялись мировой революции (хотя и ее тоже). Просто при длительной работе снижается эффективность. Человек работает все дольше, а толку от этого все меньше. В итоге оказывается выгоднее работать меньше. 

Да, можно работать на выходных и в отпуске, брать работу на дом. Но толку от этого будет мало. Вспомните историю про отца ядерной физики Эрнеста Резерфорда. Когда Резерфорд увидел своего аспиранта поздно вечером в лаборатории, он сделал ему выговор. «Когда же вы думаете?» — возмутился Резерфорд. Если человек постоянно работает, то у него просто нет времени осмыслить происходящее.

К сожалению, на российскую школу не достижения профсоюзов не распространяются. Даже формальный запрет на домашние задания в первом классе не останавливает родителей и учителей. 

Многие считают, что чем больше ребенок учится, тем больше он будет знать к концу школы. Однако это не так.

Больше учатся, но не лучше знают

Большие домашние задания помогают лучше учиться? 

Ученые исследуют этот вопрос много лет. Одно из таких исследований проводилось в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

В ее рамках по всему миру проверяют знания 15-летних школьников. В 2012 году школьников спрашивали, сколько времени в неделю они посвящают выполнению домашних заданий.

И в этом соревновании российские школьники победили другие страны. 

Наши дети в среднем тратят на домашнюю работу 9,7 часов в неделю, за нами идут итальянцы (8,7 часов). В других странах школьники делают дома существенно меньше. Например, молодые англичане посвящают домашней работе 4,9 часов в неделю, немецкие — 4,7, финские — 2,8. 

Впрочем, шанхайские подростки обошли даже наших. Они делают домашнее задание в среднем 14 часов в неделю. Но во всем Китае исследование не проводилось, поэтому Шанхай шел вне рейтинга.

Можно предположить, что российские школьники вдвое лучше умеют применять полученные в школе знания, чем европейские. Но нет. 

Наш уровень образования оказался весьма средним. Даже в умении применять математику в жизни мы оказались десятке, где-то между Испанией и Словакией. В то же время финские школьники стабильно входят в первую десятку рейтинга PISA, хотя им практически не задают домашних заданий. 

Среднее количество часов, которые ученики тратят на домашние задания, практически не связано эффективностью обучения, пришли к выводу авторы исследования. Значительно сильнее влияет общая организация школьной системы и качество преподавания. Его низкий уровень не удастся компенсировать увеличением количества домашней работы.

На следующем тестировании PISA в 2015 году анализировали общую продолжительность учебы. Всего в распоряжении школьников 80 часов в неделю: пять будней, в каждом — минус восемь часов на сон. Сколько школьники тратят на учебу?  

Лидерами здесь оказались школьники из ОАЭ, Туниса, Таиланда и крупных городов Китая (весь Китай опять не участвовал). Они тратят на учебу 70% доступного времени или около 55 часов в неделю. Российские дети не сильно отстают от них и посвящают учебе почти 50 часов в неделю. 

В другом конце списка мы видим детей из Финляндии, Германии и Швейцарии. Они занимаются менее 40 часов в неделю.

Учеба занимает чуть меньше половины их доступного времени, им удается выстроить баланс между учебой и жизнью. Дети из этих стран стабильно показывают высокие результаты.

В то же время школьникам из Сингапура или Китая для достижения тех же результатов  требуется заниматься больше.

Страны в исследовании разделились на несколько групп. Есть те, кто учится много и достигает высоких результатов. Это в основном школьники из азиатских стран. 

Есть страны, где результаты столь же хорошие, но учатся подростки существенно меньше. Лидеры в эффективности использования школьного времени — Финляндия и Германия и другие европейские страны. 

Самое грустное, что есть группа, в которой школьники учатся много, а результаты оказываются ниже среднего. Абсолютный лидер здесь ОАЭ, где учатся даже больше китайцев, а результаты хуже, чем в Чили. Россия тоже находится в этой группе, окруженная Испанией, Грецией и США. 

Наши подростки тратят на учебу 48 часов в неделю. Это кстати больше, чем продолжительность рабочей недели у взрослых.

Ее Трудовой кодекс ограничивает 40 часами.

Многие дети по всему миру посвящают слишком много времени учебе после школы. Но это не улучшает их результаты. Зато лишает возможности вести сбалансированный образ жизни. У них нет времени на прогулки, хобби, общение с друзьями. 

Правило 10 минут для домашнего задания

Дебаты о домашних заданиях среди ученых идут уже не одно десятилетие. Результаты, полученные в конкретном исследовании, зависят от того, как был построен эксперимент. Именно поэтому разные авторы могут приходить к противоречащим друг другу выводам. 

Тем не менее, среди этого многообразия можно выделить общие для всех результаты. Это сделала американский педагог Кэтти Ваттеротт (Cathy Vatterott. Rethinking Homework: Best Practices That Support Diverse Needs. ASCD, 2018):

1. Домашние задания приносят пользу. Школьники, получавшие домашние задания, показывали результаты лучше, чем те, кто не получал их вообще. Полностью отказываться от домашней работы не нужно.

2. В начальной школе домашние задания не влияют на успеваемость. Даже в среднем звене они влияют на успеваемость слабо (коэффициент корреляции был 0,07 при максимальном 1,00). Только к старшим классам домашние задания дают значимый эффект (коэффициент корреляции 0,25).

3. Если учитывать другие факторы (мотивация учеников, качество объяснений преподавателя, проработанность курса), то домашние задания практически перестают влиять на результат.

Например, мотивированные ученики лучше учатся и при этом лучше делают домашние задания. Их максимальная успеваемость связана с мотивацией, а не с домашними заданиями.

В группах с равной мотивацией домашние задания практически не влияют на результат.

4. В каждом классе есть оптимальный размер домашних заданий. В средней школе один час домашней работы в день немного улучшает результаты школьника. Второй час может сделать их еще немного лучше.

Но больше двух часов в день делать домашнюю работу бесполезно. Успеваемость это не улучшит. Даже в старшеклассникам нет смысла заниматься дома больше двух часов в день. Мозгу нужно успевать не только учиться, но и отдыхать.

Дальнейшая работа становится непродуктивной и результаты не растут, а иногда даже снижаются.

Все эти выводы Кэтти Ваттеротт объединяет в «правила 10 минут». Их придерживается Национальная Ассоциация образования в США и другие педагогические ассоциации мира.

Правило 10 минут очень простое: длительность домашней работы в день не должна превышать 10 минут, умноженных на номер класса.

Первокласснику хватит 10 минут, шестикласснику — одного часа. Это тот объем работы, который школьник сможет сделать самостоятельно и при этом что-то запомнить. Большие нагрузки не приводят к улучшению результата. Это показывают и данные научных работ, и результаты международного исследования PISA.

Увы, по всему миру образовательные системы инертны и не спешат реагировать на данные исследований. Россия — не исключение. Санитарные нормы ограничивают домашнее задание для второклассников полутора часами в день вместо эффективных 20 минут. Шестиклассникам, вместо эффективного часа, разрешается заниматься 2,5 часа. И даже эти завышенные нормы не соблюдаются в наших школах. 

Битва с домашним заданием

У меня четверо дочерей. И я не знаю, что делать с домашними заданиями в школе. 

Первый класс пройти несложно: домашние задания и оценки запрещены законодательно. Даже если учителя их задают, выполнение их остается добровольным. Но когда начинается второй класс, мы встречаемся бесконечными заданиями. 

Со старшей дочерью мы не были готовы к такой учебной нагрузке. По старинке думали, что дети ходят в школу учиться. Оказалось, что там просто проверяют то, как их научили дома. 

Мы не догадывались, что к началу второго класса английский уже надо знать. Я приезжал с работы и в девятом часу сменял уставшую супругу в битве с домашним заданием. Ведь это так «просто» — выучить за неделю восемь букв, их произношение и слова, начинающееся с этой буквы. 

Во втором классе мы дважды в неделю по часу учили написание слов к словарному диктанту. С такими затратами времени можно было бы к концу школы научить ребенка свободно разговаривать на английском.

Но мы тратили время и силы на навык, который уже устарел после появления автоматической проверки правописания.

К тому же, тратили бессмысленно, ведь выученные слова школьники забывают вскоре после диктанта. 

Но если я все равно занимаюсь с ребенком дважды в неделю по часу, то зачем ходить на уроки английского? Чтобы вместо интереса к языку вырабатывался страх получить двойку?

Со второй дочерью мы начали заранее готовиться ко второму классу и учить английские слова. Но даже этих знаний не хватало, чтобы выдержать школьную нагрузку. 

Сейчас второй класс проходит третья дочь. И опять большую часть школьной программы она знает. Но этого недостаточно, чтобы школьник справился со школьной нагрузкой. Весь день семьи выстраивается вокруг учебы и отслеживания домашних заданий. И это, повторюсь, с девочками, хорошо подготовленными и знающими программу.

На выполнение домашних заданий мы тратили полтора-два часа в день. Причем именно родители, а не ребенок. Но простая арифметика показывает, что примерно столько же дети учатся в школе. В лучшем случае 15–20 минут от урока они занимаются. Итого около часа на русский, математику и английский. Мы дома занимаемся в два-три раза больше. 

Как решить эту проблему в рамках обычной школы, я так и не придумал. Ведь не могу же я прийти в школу и потребовать привести объем домашних заданий в соответствие с научными данными. С другой стороны, если все обучение идет дома, то зачем тогда ребенку полдня сидеть в школе? Это отнимает силы, время, но не сильно влияет на полученный уровень образования. 

Читайте также:  Приоритет - здоровье: выставка антиалкогольных кампаний России

Почему мы перевели детей на семейное обучение

В середине второго класса мы перевели дочерей на семейное обучение. В школу они уже походили, этот опыт есть в их жизни. У них есть свой класс, первая учительница, одноклассницы.  Общаться с другими детьми можно на кружках и секциях. Для проверки тестов, написания слов, арифметики живой учитель не нужен. С этим справляются и роботы. 

Сегодня даже проверку домашних заданий можно поручить специализированным дистанционным школам. Школьные учителя проверят домашнюю работу, поставят оценки — все, как в обычной школе. Только не нужно никуда ходить и срочно доделывать уроки на завтра. Все задания на четверть уже расписаны и можно выполнять их в удобное для родителей и ребенка время.

Когда мы перевели детей на семейное обучение, все спрашивали где мы находим столько времени заниматься с детьми. Но на уроки у нас уходит даже меньше времени, чем в обычной школе. Не надо каждый вечер вталкивать знания в головы уставших детей. Можно учиться в своем темпе. А инфографика легко объясняет большинство правил. Для оставшихся есть видеолекции. Получить знания сегодня не проблема.

Главная проблема семейного обучения вовсе не в том, что там много учебы. Школьную программу за целый класс можно освоить за два-три месяца.

Проблема обратная: у детей появляется много свободного времени, которое раньше они просто высиживали.

Когда ребенок не копает «от забора и до обеда» каждый день, то у него появляются силы и их нужно направлять в развитие: и интеллектуальное, и физическое, и социальное. 

Пока дети перегружены учебой у них остаются только простые человеческие желания: есть и спать. На остальное сил уже не остается.

Я не призываю всех переводить детей на семейное обучение. Этот путь подходит не всем. Но мне грустно видеть наших подростков в воскресной школе. Они постоянно уставшие и им ежедневно нужно делать домашние задания. 

Я бы мог это принять, если бы в этой учебе был смысл. Если бы большая нагрузка давала результат. Пусть бы дети тратили силы, нервы, здоровье, но получали бы отличное образование. Но даже этого не происходит. 

Силы тратятся, а результатов нет. «Можно делать и отсутствие дела», как пел Вячеслав Бутусов.

Почему современные дети так устают в школе, и как им помочь — Офтоп на TJ

{«id»:66320}

Прошли те чудесные времена, когда школьник прибегал с уроков ещё до обеда и с удовольствием делал домашнее задание – почти всегда сам, иногда – с помощью старших.

Сегодняшние ученики возвращаются домой затемно, после репетитора и спортивной секции. Вы кормите своего ребёнка ужином и с ужасом ожидаете времени, когда нужно будет уговаривать его сесть за уроки.

Вы знаете: сейчас начнутся жалобы, взаимные упрёки, глупые ошибки, бесконечное переписывание и порой даже слёзы.

Почему дети перестали справляться с домашней работой сами? Мы-то в своё время успевали и уроки выучить, и во дворе побегать, и по дому помочь. Отчего современные дети так устают? Почему им ничего не интересно? Как помочь любимому чаду справиться со школьной и внеклассной нагрузкой?

Современные школьники сталкиваются с гораздо большим давлением и куда более завышенными требованиями, чем мы, их родители, сталкивались в своё время. Трёхлетние малыши уже ходят на развивающие занятия, а с пяти лет – на подготовку к школе с полноценными уроками.

Учебная нагрузка тоже растёт: иностранный язык со второго, а то и с первого класса (но вы ведь начали учить его намного раньше – на «развивашке»), портфолио с первых месяцев учёбы, многочисленные олимпиады – уже не только для одарённых детей, а для всех желающих. А как отказаться, если почти весь класс участвует? Ведь хочется дать ребёнку шанс попробовать себя во всём. А как же кружки? Танцы, футбол, рисование, английский – надо ведь и мышцы развивать, и осанку поправить, и дать выход энергии.

В результате ребёнок ещё с дошкольного возраста оказывается вовлечён в водоворот интенсивного обучения и развития.

Хотя ведущей деятельностью в 6-7 лет всё ещё является игра, но много ли времени на игры у современных детей? У них даже нет возможности побыть в одиночестве, просто посидеть у окна или полистать книжку – не развивающую, а просто для души.

Мы изо всех сил стремимся заполнить каждую минуту времени своего чада полезными занятиями, порой жертвуя полноценным отдыхом.

В результате количество кортизола – гормона стресса – в крови современного ребёнка гораздо выше, чем у его сверстника из прошлого века. А состояние перманентного стресса рано или поздно приводит к нарушениям внимания, памяти и мотивации.

В итоге старательные родители добиваются противоположного результата: их чадо не улучшает свои навыки по школьным и внешкольным предметам, а, наоборот, становится усталым, раздражительным, скатывается на тройки.

Ему всегда скучно, он всегда уставший, и единственное, что он готов делать до бесконечности, – играть в планшет или смотреть видеоролики на YouTube.

Вполне логично: чтобы у ребёнка сохранялось желание активно познавать мир – гулять, читать, играть, – он должен постоянно «перезаряжать свои батарейки»: спать по 8-9 часов (и желательно часик днём, даже если ему уже 7-8 лет) и время от времени просто бездельничать. Хотя маме кажется, что ребёнок мог бы отдохнуть с пользой – собрать пазл, сделать зарядку, – важно дать малышу возможность хотя бы час в день «считать ворон».

Префронтальная кора головного мозга, отвечающая за внимание, память и логику, тоже должна отдыхать. А если этого не происходит, то силы остаются лишь на то, чтобы пассивно воспринимать мелькающие кадры на экране гаджета.

Кстати, сами по себе гаджеты не безвредны: они приучают мозг получать «готовую пищу», сразу и картинку, и звук, и движение. В мультиках или видеоблогах уже всё придумано для вас, сиди да поглощай. А вот в книге, например, картинку и звук мозг додумывает самостоятельно.

Поэтому не подсаживайте детей на информационный «фастфуд».

Советы родителям можно дать такие:

  • пересмотрите расписание дополнительных занятий вашего ребёнка: возможно, стоит отказаться от одного кружка или репетитора, чтобы выкроить дополнительный час сна или отдыха;
  • не пытайтесь сделать каждую минуту полезной или развивающей: ребёнку обязательно нужно хоть часок в день «бездельничать»;
  • откажитесь от информационного «фастфуда» – ограничьте или уберите игры, мультики и ролики на смартфонах и планшетах.

Итак, чтобы помочь ребёнку справиться со стрессом Читайте здесь

Чтобы вернуть интерес к учёбе примените такие лайфхаки:

Школьники РФ жалуются на усталость и высокую учебную нагрузку

Школьники РФ жалуются на усталость и высокую учебную нагрузку

Согласно данным исследования, проведённого НИУ ВШЭ, среди основных причин, вызывающих массовые жалобы российских школьников на усталость от школы, лидирует учебная нагрузка. Также ученики называют недосып, нарушение режима дня, сложное школьное расписание, огромное количество контрольных работ, дорога до школы, тяжёлый рюкзак и многое другое.

Школьники РФ жалуются на усталость и высокую учебную нагрузку / https://stihi.ru/

Как сообщает «Российская газета», на состоявшемся недавно круглом столе, организованном думским комитетом по образованию и науке, эксперты при участии педагогов рассмотрели возможные способы помощи обучающимся.

По их словам, на сегодняшний день в органах власти больше внимания уделяют результатам образовательного процесса, но абсолютно не задумываются о самочувствии школьников.

Зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина полагает, что школьники сталкиваются с «синдромом усталости третьей четверти» и со стрессом перед итоговыми экзаменами. Такие проблемы требуют решения с использованием научных исследований в области детства.

Также было отмечено, что согласно санитарным нормам максимально допустимая нагрузка для учеников 1-х классов – 4-5 уроков и 7 уроков – для 7-11-х классов.

При этом среда и четверг должны иметь облегчённое расписание. Домашняя работа учеников 2-3-х классов должна занимать не более 1,5 часов, а у старшеклассников – не более 3,5 часов.

Однако данные правила соблюдаются далеко не во всех школах.

В частности, научный руководитель института комплексных проблем гигиены «ФНЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана», доктор медицинских наук Владислав Кучма констатировал, что нагрузка ученика 11 класса составляет 9,2 часа, а ведь это больше, чем у взрослых. При этом не стоит забывать о необходимости ночного сна, прогулок, физической активности, времени для еды и личной гигиены.

Согласно рекомендациям Роспотребнадзора школьникам необходимо соблюдать режим дня, предполагающий увеличение продолжительности сна на 1 час в период экзаменов и контрольных. Помимо этого, не менее 3-3,5 часов в день для младших классов и 2,5 часа для средних и старших классов должны составлять прогулки на свежем воздухе и физическая активность.

Что же касается школьного расписания, то в соответствии с рекомендациями ведомства оно должно быть составлено с учётом динамики умственной работоспособности детей. К примеру, контрольные не должны следовать за уроками физкультуры, а сложные предметы быть последними в расписании учебного дня.

На круглом столе эксперты предложили комплекс мер, нацеленных на снижение нагрузки в школе.

Уменьшить количество контрольных и домашних работ. При этом эксперты напомнили, что Россия занимает лидирующее место в мире по количеству контрольных работ в школах.

Создать программные решения, которые будут формировать расписание с наименьшей нагрузкой на ребёнка автоматически.

Засчитывать результаты в сферах дополнительного образования, художественных и музыкальных школах за посещение школьных уроков.

Проведённое Институтом образования ВШЭ исследование показало, что 85% старшеклассников жалуются на сильную усталость в течение дня, а 20% учащихся 9-ых классов никогда не чувствуют себя полными сил.

Зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин отметил, что современные школьные учебники «написаны не для детей, а для студентов специальных факультетов».

Он привел в пример определение причастного оборота в учебнике 7-го класса по русскому языку, подчеркнув, что даже взрослому сложно понять и тем более запомнить такое.

Уроки литературы, по его мнению, нацелены на подготовку литературоведов, а не читателей.

В заключение парламентарий сказал, что искусственное усложнение школьной программы ведёт к увеличению нагрузки и ухудшает эффективность образовательного процесса в целом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector