Школьный режим: какую смену выбрать

Если понятие школьного расписания, то есть графика обучения, всем понятно, то с понятием режима бывает путаница. 

Режим дня — это почасовой распорядок дня, в который в том числе входит расписание уроков.  

Зачем ребёнку режим

  • Дисциплина. Без режима ребёнок будет беситься от безделья либо залипать в гаджеты. 
  • Экономия нервов родителей. Без режима вы потратите больше энергии на попытку толково организовать день, чем могли бы. 
  • Эффективность обучения. Без режима ребёнок будет получать отрывистые знания. 

Чтобы такого не происходило, в семье устанавливается чёткий и правильный режим дня школьника.

Вот некоторые рекомендации для этого. 

Как составить режим дня школьника

Шаг 1. Возьмите лист бумаги или воспользуйтесь приложением

Кому-то удобней планировать в бумажном формате, кому-то — в электронном. На листе бумаги достаточно расчертить текущую неделю. Подойдёт и обычный школьный дневник. Если вам удобнее работать со школьным расписанием в электронном виде, можно использовать специальные приложения. 

Шаг 2. Установите время отходу ко сну и пробуждения

Выработайте одинаковое время — так организму будет комфортней и привычней.

Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, ученики начальной школы должны спать не меньше 10–10,5 часов, а первоклассникам рекомендовано ещё 2 часа дневного отдыха. Такие же нормы сохраняются и для учащихся 5–7 классов. В 8–9 классе норма сна — 9–9,5 часов. Старшеклассники, выпускники и взрослые могут спать по 8–9 часов. 

Шаг 3. Впишите все уроки на неделю

Затем начните планировать время бодрствования — посчитайте, сколько часов в день ребёнок должен проводить за занятиями.

Посмотрите, нет ли дней, когда уроки идут больше трёх или четырёх часов подряд. Если есть — распределите учебную нагрузку равномерно.

Учтите, что нужно время на домашку и, возможно, совместное обсуждение текущих уроков. Так вы поймёте, сколько времени уходит на учёбу. 

Шаг 4. Впишите секции или хобби

Здесь главное — не перегрузить ребёнка дополнительными занятиями. Если каждый день заниматься школьными заданиями, делать домашку, да ещё и ходить на секцию — нагрузка окажется чрезмерной.

Советуйтесь с ребёнком по поводу того, куда и как часто он хочет ходить. Если видите, что он слишком устаёт — снижайте нагрузку и корректируйте режим. 

Шаг 5. Добавьте время для отдыха

Если вы разрешаете ребёнку пользоваться гаджетами, выделяйте на это специальное время. У детей должно быть свободное время на игры и простое «ничегонеделание».

Обязательно включите в режим дня прогулки — детям необходима физическая активность и свежий воздух. 

Особенности режима дня в начальной школе

Начните с выработки режима сна. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, ученики начальной школы должны спать не меньше 10–10,5 часов. Кроме того, в распорядок дня школьника первого класса рекомендуется добавить два дополнительных часа дневного отдыха.

Вот как можно выстроить распорядок дня для ученика обычной начальной школы.

Школьный режим: какую смену выбрать‍Пример режима дня младшеклассника в обычной школе‍

На семейном образовании всё по-другому — можно вставать позже и высыпаться, больше времени отдыхать и уделять время хобби. Посмотрите, как отличается режим ученика онлайн-школы.

Школьный режим: какую смену выбрать‍Пример режима дня младшеклассника в онлайн-школе

На семейном обучении легче высыпаться, отдыхать и заниматься увлечениями, потому что учебная нагрузка ниже.

Так, учебная нагрузка в начальной онлайн-школе «Фоксфорда» в 1 и 2 классе — 9 и 10 часов в неделю соответственно, а в 3 и 4 классах — 12 и 13 часов в неделю с уроками по 45 минут. Это значительно ниже по сравнению с традиционной массовой школой.  

Особенности режима в средней и старшей школе

Чем старше ребёнок становится, тем больше ответственности за соблюдение режима возлагается на него самого. 

Старшекласснику следует рассказать о приёмах тайм-менеджмента. Управление временем — неотъемлемая составляющая подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Старайтесь не навязывать требования, а  по-дружески обсуждать, какого расписания лучше придерживаться, чтобы всё получилось. 

Обязательно проговорите «санкции» за нарушение режима. Например, если он не ложится в условные 22:30, то делает дополнительную работу по дому в свой выходной. Можно даже сделать красочную памятку и повесить на холодильник — так подростка легче контролировать.

Вот примерный план того, как можно организовать день ученика обычной средней школы. 

Школьный режим: какую смену выбрать‍Пример режима дня для 7–8 класса в обычной школе‍

А если учишься в онлайн-школе, можно подольше поспать, сэкономить время на дороге в школу и обратно и успеть отдохнуть между занятиями.

Школьный режим: какую смену выбрать‍Пример режима дня для 7–8 класса в онлайн-школе‍

Особенности режима ребёнка-спортсмена

Для детей, которые профессионально занимаются спортом, тренировки и соревнования первостепенны, поэтому занятия, как правило, распределяются между ними.

Обязательно в режим нужно заложить время на обед и дорогу до спорткомплекса и обратно. Лучше всего, если учебное расписание позволяет совмещать спорт и учёбу.

Так, в нашей домашней школе занятия можно просматривать в записи в любое удобное время.  

При организации режима дня школьника, который увлечён спортом, — убедитесь, что ребёнок достаточно отдыхает. Физическое и умственное переутомление чревато травмами и выгоранием.  

Особенности режима творческого ребёнка

Подойдите к процессу составления расписания творчески — пусть ребёнок сам нарисует свой график на бумаге или в графическом редакторе. Непосредственное участие мотивирует школьника соблюдать договорённости впоследствии. 

Если увлечение ребёнка, как у спортсменов, подразумевает поездки и регулярные репетиции, не забудьте вписывать в расписание время на отдых между гастролями. Если же хобби связано с живописью или прикладным искусством, и ребёнку приходится подолгу сидеть, обязательно включите в режим дня школьника физическую активность. 

Школьный режим: какую смену выбратьИсточник: unsplash.com / @tim_arterbury‍

Как отслеживать режим дня школьника

Если вам нравится писать от руки, нарисуйте получившийся распорядок дня на бумаге либо заполните готовый шаблон. Мы сделали для вас красивую заготовку. 

Школьный режим: какую смену выбрать

Бумажное расписание удобно тем, что находится всегда перед глазами школьника. А чтобы отслеживать прогресс ребёнка, можно использовать стикеры. Например, ребёнок сходил в понедельник в бассейн — клеит наклейку.

Ребёнок сделал проектную работу по английскому — клеит другую наклейку. За неделю или месяц должно накопиться определённое количество наклеек по всем намеченным задачам.

И вы наглядно оцените результаты работы в конце недели или месяца. 

Приложения для составления распорядка дня

Если же вы предпочитаете цифровые решения, воспользуйтесь одним из многочисленных электронных планировщиков.  Преимущество приложений в том, что их можно синхронизировать на разных устройствах и использовать совместно. 

Мы уже писали о 10 лучших приложениях для составления школьного расписания. Программы ниже можно использовать для планирования всего дня, недели и даже месяца ребёнка. 

Школьный режим: какую смену выбрать » Благоздравница

Владислав Ремирович Кучма — директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН. Школьный режим: какую смену выбрать  Вторая, и иногда даже третья смена вводится оттого, что мы не можем построить достаточное число школ, ввести нужное количество классов, и дети вынуждены приходить  на учебу в несколько смен.  

Вторая смена более утомительна и требует специальной организации дня. Однако некоторые родители полагают, что, наоборот, ранний подъем в первую смену более труден для ребенка.

На самом деле, если ваш ребенок ложится спать вовремя и спит не менее 8–9 часов, проблем с утренним подъемом у него не будет, ведь занятия в школах не начинаются раньше 8 утра.

Школьный режим: какую смену выбрать

Конечно, максимальная работоспособность приходится у детей на период с 11 до 13 часов. Поэтому надо стараться отдавать предпочтение школе, где все уроки проходят только в первую смену. Тогда у ребенка остается время на то, чтобы успеть прогуляться, подвигаться, отвлечься от школьных проблем, и только потом сесть за уроки.

Вторая смена

Если школьник учится во вторую смену, учебный процесс получается рваным. Ребенок то старается сделать уроки вечером после школы и не ложится спать вовремя, то откладывает их на утро, после чего, практически не отдохнув, отправляется на учебу. Или же делает домашнее задание как можно быстрее и с ошибками.

Кроме того, свободного времени на собственные увлечения и занятия у школьника практически не остается, и весь световой день он вынужден проводить за партой.

В школу — на соседнюю улицу

Родителям стоит обратить внимание на досягаемость школы. Если ребенка отдали в какую-то специальную школу далеко от дома, ему приходится вставать гораздо раньше. И это тоже нужно учитывать, ведь утренние поездки в транспорте ребенку бодрости на уроках не прибавляют.

Даже мы, взрослые, стараемся выбрать место работы поближе к дому, потому что длинная дорога нас сильно утомляет. У малышей такая усталость наступает быстрее и сказывается сильнее.

Лучше всего учиться рядом с домом, чтобы школьник имел возможность нормально высыпаться и рано возвращаться домой. Тогда у ребенка будет хорошее настроение, и учеба покажется ему в радость.

Ведь современные школы дают достаточную базу для того, чтобы подготовиться к поступлению в ВУЗ самостоятельно.

При необходимости дополнительные знания получают, читая в свободное время или занимаясь с репетиторами.

Здоровая Россия

Темы: здоровье детей

В начало страницы.

Первая или вторая смена?

Что лучше для учеников?

Недавно встретила подругу, которая в расстроенных чувствах рассказала о семейном «кошмаре»: о том, что её третьеклассник начал учиться во вторую смену, после чего у него резко упала успеваемость и нарушился режим дня.

Если всё так плохо, неужели нельзя как-то повлиять на проблему? И вообще хотелось бы понять, что лучше для ребёнка: первая или вторая смена?

— Подумала я, решив разобраться в ситуации.

За знаниями — в ритме двухсменки

Сегодня примерно 2 миллиона российских учеников учатся во вторую смену. По данным правительства, количество детей, которые ходят в школу после полудня, увеличивается. В некоторых регионах России,в школах, такой аншлаг, что название параллельных классов доходит до конечных букв алфавита.

Читайте также:  Фильтрованная вода: польза и вред

О том, что учиться во 2 «Н» или 6″С» недопустимо, специалисты говорят давно, но на деле, по словам министра образования Ольги Васильевой, отмена двухсменки выглядит «далёкой перспективой». Нужны триллионы рублей, чтобы создать около 6 миллионов новых учебных мест, реконструировать старые школы, построить новые, решить кадровый вопрос.

Возможно согласно обещаниям госпрограммы проделать такой гигантский объём работы к 2025 году? Как говорится, свежо предание, да верится с трудом.

Что говорит закон

В любом случае школьники должны учиться в максимально комфортных условиях. За этим на федеральном уровне следит такой важный правовой документ как СанПиН. Он предъявляет строгие требования к организации учебного процесса в российских школах.

  • занятия должны начинаться не ранее 8 часов
  • обучение может проходить только в первую смену в учреждениях с углублённом изучением предметов, лицеях и гимназиях
  • ученики первых, пятых, девятых и одиннадцатых классов обязаны посещать школу в первой половине дня.
  • не разрешается проведение нулевых уроков
  • не допускается обучение в три смены
  • дети, обучающиеся в коррекционных классах, могут учиться только в первую смену
  • руководство каждой школы самостоятельно определяет начало занятий во вторую смену

Итак, официально узаконенная вторая смена существует и бороться с ней бесполезно. Можно только приспособиться к ситуации, проанализировав все за и против.

Плюсы второй смены

  • Детям не надо рано вставать, «совятам», у которых биологические часы не настроены на ранние подъёмы,» это особенно удобно.
  • Выспавшись, ученики легко, как говорится, «на свежую голову» делают уроки
  • Школьники становятся более самостоятельными и учатся планировать своё время.
  • Дети меньше болеют, так как меньше контактируют со сверстниками: после полудня учеников в школе не так много, как утренние часы

Минусы второй смены

  • Мозг лучше воспринимает информацию утром, а не в дневные часы и тем более не вечером.
  • Перегруженная вторая половина дня приводит к тому, что вечером у школьников не остаётся сил на приготовление уроков, а утром они не могут рано не вставать.
  • Сложно включать в распорядок дня кружки и секции
  • Не все дети настолько организованы, что могут самостоятельно собираться в школу, когда родители на работе
  • Возникают проблемы с возвращением домой после занятий, так как уроки в осенне-зимний период заканчиваются в тёмное время суток.

Залог успешной учебы — грамотно составленный режим дня, который во многом зависит от биоритмов, с которым рождается человек. Есть дети-«жаворонки» и дети- «совы».

Первым не составляет труда просыпаться ни свет ни заря, бодро шагать в школу и проявлять себя на уроках, вторые — любят подольше поспать, им в тягость ранние подъёмы и тем более утренняя мозговая активность.

Резюме: одни ученики лучше раскрывают свои способности в первую смену, вторые — после полудня. И как в такой ситуации однозначно ответить на вопрос, какая смена больше подходит ребёнку?

Всё индивидуально. Если вторая смена «сваливается» как снег на голову и меняет режим дня целой семьи, у родителей один выход — грамотно распределить нагрузку и умело сложить пазл по созданию комфортного дня для своего школьника. Что касается успешной учебы, то всегда действует одно правило: кто хочет овладевать знаниями — учится на совесть при любых обстоятельствах.

Постскриптум

Я не стала умничать и озвучивать подруге свои рассуждения на тему биоритмов и индивидуального подхода к режиму дня. Сказала только, что в некоторых российских школах дети учатся даже в три смены, намекая на то, что вторая смена — не самая серьёзная преграда на тернистом на пути к знаниям.

Автор — Елена Климашевская, мама школьника

Как правильно подобрать режим дня школьника — Лайфхакер

Чтобы учёба шла легче и веселее, школьнику нужен режим. Благодаря чёткому чередованию дел и свободного времени ребёнок будет меньше уставать, больше успевать, а его настроение улучшится.

При составлении распорядка дня для ученика необходимо учитывать нормы сна, режим питания, а также потребность в отдыхе и двигательной активности. Рассмотрим каждый пункт по отдельности.

Режим сна

Количество и качество сна оказывает решающее влияние на самочувствие и трудоспособность детей. Если ваш ребёнок спит недостаточно , у него ухудшается память и падает настроение, ему сложно сосредоточиться на уроке, возникают проблемы с планированием. А в подростковом возрасте проблемы со сном к тому же могут привести к появлению лишнего веса.

Сколько нужно спать

Роспотребнадзор рекомендует следующие нормы сна для школьников:

  • 10–10,5 часов для 1–4-го классов;
  • 10,5 часов для 5–7-го классов;
  • 9–9,5 часов для 6–9-го классов;
  • 8–9 часов для 10–11-го классов;

Первоклассникам желательно спать ещё и 2 часа днём, чтобы восстановить силы.

Как организовать режим сна

Правил здесь немного, и они предельно просты.

  • Ложиться нужно в одно и то же время. Ориентировочно — в 9–10 часов вечера. Желательно не отступать от этого распорядка и в выходные. А вот поспать в субботу и воскресенье можно подольше, не вскакивая по звуку будильника.
  • За два часа до сна важно снизить эмоциональные нагрузки — в виде шумных игр, активных переписок с одноклассниками в мессенджерах или просмотра роликов на YouTube.
  • Заведите ритуалы, настраивающие на отдых. Ко сну располагают расслабляющая ванна, разговоры за чаем, неспешные прогулки, чтение (например, классической литературы).
  • Обязательно проветривайте спальню перед сном.

Режим питания

В школьные годы вырабатываются многие пищевые привычки, которые влияют на здоровье во взрослой жизни. При недостаточном или неправильном питании ребёнку просто не хватает энергии для учёбы, он быстро устаёт, становится невнимательным и раздражительным.

Сколько нужно есть

Обычно для восполнения сил школьникам требуется 4–5 приёмов пищи с промежутком 3,5–4 часа. По нормам Роспотребнадзора , средняя суточная потребность в энергии составляет 2 350 ккал для ребёнка 7–11 лет и 2 713 ккал после 11 лет. Оптимально, если соотношение белков, жиров и углеводов в рационе составляет 1 : 1 : 4.

Как организовать режим питания

Как и в случае со сном, принимать пищу необходимо в одно и то же время. Делать это лучше не на ходу, а в спокойной обстановке, безо всякой спешки. Естественно, следует по возможности избегать острых и жареных блюд, фастфуда и газированных напитков.

Важно, чтобы родители подавали здоровый пример. Согласитесь, сложно убедить подростка, что чипсы вместо борща на обед — это вредно, если именно так питаются его папа и мама.

Взяв за основу пятиразовое питание, придерживайтесь следующих рекомендаций.

  • Завтрак. Он нужен — и точка. Более того, утром школьнику необходимо съесть четверть суточного рациона, а значит, одним бутербродом не обойтись. Старайтесь подать на завтрак горячее блюдо — молочную кашу, омлет, сырники или что‑то мясное.
  • Второй завтрак (школьный перекус). Он может включать бутерброд с сыром, орехи, печенье, фрукты или йогурт.
  • Обед. Это основной приём пищи (до 40% дневного рациона), который обычно состоит из 3–4 разнообразных блюд. Идеально, если на столе будет салат, первое, рыба или мясо плюс что‑нибудь на десерт.
  • Полдник. Ещё один лёгкий перекус, цель которого — восполнить запасы энергии и спокойно дожить до ужина. Для этого подойдут фрукты и ягоды, а также кисломолочные продукты.
  • Ужин. Вечером школьнику рекомендуется съедать примерно столько же, сколько и на завтрак. Но лучше исключить мясо и рыбу, так как белки возбуждают нервную систему и медленно перевариваются.

Режим учёбы и отдыха

Одна из распространённых ошибок активных и заботливых родителей — это составить для ребёнка слишком плотный график. Понятно, что хочется вырастить успешного человека, который одинаково хорошо играет на скрипке, плавает и рисует. А ещё знает три языка и разбирается в робототехнике.

Но перегружая школьника, вы, скорее всего, добьётесь обратного эффекта — потенциальный гений потеряет интерес к любым занятиям. Поэтому очень важно грамотно чередовать учёбу и отдых, а также следить за тем, чтобы ребёнок достаточно двигался.

Сколько нужно учиться и отдыхать

Специалисты Роспотребнадзора предлагают ориентироваться на такие нормы.

Для выполнения уроков:

  • 1,5 часа во 2–3-м классах;
  • 2 часа в 4–5-м классах;
  • 2,5 часа в 6–8-м классах;
  • 3,5 часа в 9–11-м классах.

Для прогулок и подвижных игр:

  • 3–3,5 часа в младшем возрасте;
  • 2,5 часа в старших классах.

Ранее специалисты также рекомендовали ограничить время, проведённое школьниками у экранов компьютеров или планшетов.

Но с распространением смартфонов и массовым переходом на онлайн‑обучение отгонять ребёнка от экрана превращается в архисложную задачу.

Родители могут лишь установить лимит на доступ к играм, мессенджерам и другим ресурсам, которые отвлекают от учёбы и не приносят пользы здоровью.

Как организовать режим учёбы и отдыха

Тут многое зависит от интересов, внешкольных занятий и физиологических особенностей каждого  ученика. Однако есть несколько общих советов.

  • После возвращения из школы и обеда ребёнку нужно отдохнуть час‑полтора, прежде чем сесть за уроки. Если речь идёт о младшем школьном возрасте, желательно, чтобы в это время ученик поспал.
  • Приступать к выполнению уроков лучше с 4 часов пополудни, когда мозг начинает устанавливать новые связи и активно усваивать информацию.
  • Даже при самом плотном распорядке ребёнку жизненно необходимы час или два свободного времени, когда он может заниматься чем угодно. Например, просто бездельничать.
Читайте также:  Приоритет - здоровье: синдром компьютерного зрения

Режим дня школьника

Вот так выглядит ориентировочный режим дня с точки зрения Роспотребнадзора . Он рассчитан на ребёнка младшего школьного возраста. В средних и старших классах количество часов, необходимое для занятий, увеличится, а вот времени для сна и отдыха останется меньше.

  • 7:00 — подъём, утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет.
  • 7:15–7:30 — завтрак.
  • 7:40–8:10 — дорога в школу или утренняя прогулка.
  • 8:30–13:05 — занятия в школе.
  • 13:30–14:00 — дорога из школы или прогулка после занятий.
  • 14:00–14:30 — обед.
  • 14:30–15:30 — послеобеденный отдых или сон.
  • 15:30–16:00 — прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе.
  • 16:00–16:15 — полдник.
  • 16:15–17:30 — приготовление домашних заданий.
  • 17:30–19:00 — прогулка на свежем воздухе.
  • 19:00–20:00 — ужин и свободное время.
  • 20:30 — подготовка ко сну.
  • 21:00 — отбой.

Первая смена против второй: плюсы и минусы каждой

Уроки в школах часто проводят в две смены: в первой половине дня и во второй. Но не всех устраивает период, в который им приходится учиться. Для кого-то ранний подъем — трагедия, а кто-то отдаст все за возможность сидеть на уроках при дневном свете. Собрали основные минусы первой и второй смены, но при этом постарались найти в них как можно больше плюсов.

Плюсы первой смены

Свободный вечер 

Уроки заканчиваются, а ещё половина дня свободна. Ты можешь не бежать сразу на дополнительные занятия, если они есть, а зайти домой, поесть, отдохнуть, сделать уроки.

«Когда учишься в первую смену, вечером много свободного времени. Успеваешь готовиться к ЕГЭ, заниматься спортом. Если ходишь во вторую смену — после школы времени намного меньше, а утром хочется поспать. Ну и уроки сделать нужно», — подтверждает Дарья Корытько, 18 лет.

«После школы у тебя есть ещё почти целый день, чтобы попытаться успеть сделать все», — думает Полина Колесникова, 17 лет.

Везде успеешь 

Спектакль в театре или вечеринка вряд ли начнется утром или днем. Поэтому, если ты учишься в первую смену — успеешь на разные мероприятия.

Учишься при свете дня

Все уроки (кроме, может быть, первого) проходят, когда на улице светло. Если за окном не темнота, а может, и солнечная погода — учиться легче.

Возможность побыть одному 

Если уроки закончились днем — родители еще не вернулись с работы. Это плюс не для всех: кому-то хочется больше видеться с семьей. Но некоторым людям важно проводить немного времени только с самим собой.

«В этом году я учусь во вторую смену. Прихожу домой, а вся семья уже в сборе. Брат смотрит мультики на компьютере в моей комнате, и сосредоточиться на уроках не получается. Когда учишься в первую смену, успеваешь насладиться покоем и тишиной, с комфортом сделать домашнее задание», — поделилась Валерия Синицына, 14 лет.

Минусы первой смены

Ранний подъем 

Когда учишься в первую смену, высыпаться нелегко. Даже если ты лег не поздно, весь следующий день можешь клевать носом и засыпать, едва прислонившись к любой поверхности.

«Мне очень тяжело вставать рано, я ненавижу каждое утро. Весь день засыпаю, школу выдерживаю с трудом, а потом еще репетиторы и домашнее задание. Если остается время, которое я хочу потратить на сериал или книгу, насладиться не получается: все силы уходят на то, чтобы держать глаза открытыми», — пожаловалась Карина Низамова, 14 лет.

«Можно забыть про хороший сон», — подтвердила Полина Колесникова, 17 лет.

Утром темно 

Большую часть года ранние подъемы сопровождаются темнотой за окном — вставать из-за этого ещё сложнее. А иногда и идти на первый урок приходится еще до того, как начнет светать.

«Мне и так тяжело вставать, а когда я просыпаюсь, и за окном полная темень, в тысячу раз сильнее хочется оставаться в кровати. В начале сентября и в конце весны становится легче. Спать и тогда хочется весь день, но встаешь уже с намеком на позитивные мысли», — рассказала Анастасия Соколова, 15 лет.

Плюсы второй смены

Возможность высыпаться 

У многих ребят не всегда получается ее использовать — утром могут быть дела или дополнительные занятия. Но несколько дней в неделю всё-таки удается поспать подольше. На вопрос «Что вам нравится во второй смене?» ее «фанаты» отвечали довольно однозначно:

  • «Спать, спать и спать», — написала Анастасия Шляхтина, 16 лет.
  • «Я люблю спать, а спать любит меня», — ответила Анастасия Соколова, 15 лет.
  • «Дайте подумать… Спать, спать и еще раз спать», — добавила Екатерина Шляхтина, 16 лет

«Когда встаю поздно, режим дня получается удобным и продуктивным. Выспался, и уроки спокойно можешь делать вечером. Даже после дополнительных занятий есть силы, чего не скажешь о первой смене, когда хочется только упасть на что-то мягкое», — поделилась Карина Низамова, 14 лет.

«Несколько дней в неделю я встаю рано, когда не успела что-то сделать вечером или если есть дополнительные занятия. Но вторая смена все равно нравится мне больше, ведь остается пара дней на долгий сон», — рассказала Арина Прокофьева, 14 лет.

Закат 

Большую часть года, если учишься во вторую смену, встречаешь закат в школе. Но для кого-то это может стать плюсом: лучи заходящего солнца освещают класс, а на цветные облака можно смотреть как минимум один урок.

«Когда солнце садится, получаются красивые фотографии! Я всегда любуюсь закатом, а из школы его видно даже лучше, чем из моего дома», — рассказала Дарья Покровская, 13 лет.

Разговоры с учителями

Ко второй смене учителя устают и любят иногда просто поболтать. Половина урока может уйти на разговор вроде: «Вы устали? А я то как устала!» Это не всегда плюс, но если хочется потянуть время, учителя легче разговорить.

«Учителям приходится работать с утра и до вечера, и к последним урокам второй смены уже сложно понять, кто больше ждет звонка. В этом году мы с педагогами часто тратили время на разговоры о том, кто насколько устал», — поделилась Анастасия Соколова, 15 лет.

Минусы второй смены

Вторая смена и собака 

Кому-то выгуливать собаку по утрам помогают родители, а кто-то должен вставать рано и вести питомца на улицу сам. А раз уже встал, найдется множество дел, которые надо сделать, — и поспать еще пару часов вряд ли удастся.

«Я просила собаку, мне ее купили, поэтому и выгуливать ее — всегда моя обязанность. Уроки начинаются в час дня, а я встаю раньше семи. Но собаку люблю!» — поделилась Мария Воробьева, 15 лет.

Не «проспишь» 

Некоторые учителя редко, но могут простить пропуск урока, если у тебя, например, сломался будильник. Со второй сменой так не работает — даже если зеваешь на первом уроке, можешь услышать: «Да как можно было не выспаться?!»

«Нельзя прогуливать первые уроки под предлогом, что проспал», — подтверждает Екатерина Шляхтина, 16 лет.

Ощущение «упущенного дня»

Если утром спал — после уроков остаётся совсем немного времени, большая часть которого уходит на домашнее задание. День как будто укорачивается, устаешь уже к концу уроков, а дома практически сразу надо приступать к делам.

«Остаётся мало времени на уроки, не говоря уже про какие-то свои дела», — согласилась Полина Колесникова, 17 лет

«Наша учительница математики говорит, что последний урок — пустая трата времени. Мы уже устали, даже если спать не хотим. Просто к вечеру работоспособность снижается», — поделилась Карина Низамова, 14 лет.

Любители и первой, и второй смены жалуются — вставать, когда не выспался, тяжело. Поэтому мы собрали несколько советов, которые помогут сделать утро чуть легче.

Чаще меняйте звук будильника 

Если долгое время просыпаться от одной мелодии — она станет очередным минусом утра. Каждую неделю или каждый день меняйте трек, чтобы он не успевал надоесть и немного скрашивал пробуждение.

Планируйте с вечера, чем порадуете себя утром 

Этот совет в основном о еде: представьте, что вкусненького вас ждет, когда вы проснетесь. В момент пробуждения нужно иметь хоть какой-то стимул встать с кровати, поэтому поможет даже чай с сахаром.

Больше тепла

Когда встаешь рано, часто бывает холодно, даже если дома тепло. Поэтому и вылезать из-под одеяла так не хочется. Положите рядом с кроватью кофту, штаны, халат, носки — как можно больше вещей, которые не дадут замерзнуть. И, хоть умывание холодной водой считается «классикой» ранних подъемов, попробуйте включать теплую.

Спите определенное количество часов 

Это сработает не у всех, но некоторым людям для легкого пробуждения достаточно конкретного количества сна. Его может не хватить для бодрости на весь день, но если нужно быть активным утром, этот способ поможет.

«Я сплю по четыре часа, если больше — не высыпаюсь. Поэтому ложусь либо с 22:00 до 02:00, либо с 02:00 до 06:00. Мне так удобнее, любые изменения вызывают сонливость на протяжении всего дня», — подтверждает Марина Потапова, 16 лет.

«Если надо встать рано, я лучше посплю пять часов и проснусь без желания убивать. При любом другом количестве сна пробуждение для меня — просто какой-то кошмар», — рассказывает Карина Низамова, 14 лет.

Читайте также:  Компьютерные игры ум не тренируют

Попробуйте самомассаж

Это может быть массаж лица, шеи или плеч. Поищите конкретную технику или просто разомните утром мышцы, разбудите все тело.

«Когда просыпаюсь — делаю самомассаж, чтобы быстрее взбодриться. Сначала руками разминаю плечи и одновременно несколько раз сильно зажмуриваюсь. Дальше массирую мочки ушей, затем — подушечку каждого пальца», — рассказала Мария Воробьева, 15 лет.

Какая бы смена нас ни привлекала, обычно мы не выбираем, когда учиться. Приведенные плюсы и минусы дают понять, что вы не одни переживаете такие трудности или радуетесь возможностям. Если ваша смена вас устраивает и даже радует — успейте насладиться!

Рекомендации по режиму дня школьника

Рекомендации по режиму дня школьника

Составляя режим дня школьника, необходимо учитывать его возрастные особенности, в первую очередь — нервной системы. Ведь простая нагрузка для учеников среднего и старшего возраста окажется непосильной для школьников младших классов.

Каждое утро ребенка-школьника должно начинаться зарядкой, прогоняющей остатки сонливости и дающей заряд бодрости на день. Основная деятельность детей школьного возраста — учеба. Важным моментом является приобщение детей к физическому труду (школьная мастерская, занятия в кружках, помощь по домашнему хозяйству, работа в саду и огороде и т.д.).

Подготовка домашних заданий занимает у младших школьников от полутора до двух часов, ученики средних классов затрачивают на это от двух до трех часов, а старшим школьникам необходимо три-четыре часа. Не рекомендуется выполнять домашние задания сразу после возвращения из школы.

Перерыв между школьными занятиями и домашними должен составлять не меньше двух с половиной часов, причем большая часть времени должна отводиться на прогулки и игры на воздухе. Учащиеся первой смены подготовку домашних заданий должны начинать не ранее, чем в 16-17 часов. А режим дня школьника второй смены предусматривает начало выполнения домашних заданий с 8 – 8.

30 часов утра. После их выполнения – прогулка на воздухе. Причем родители этих школьников должны следить за тем, чтобы домашние задания не выполнялись ими в вечернее время, после прихода из школы.

Ориентировочный режим дня школьника, учащегося в первую смену:

в 7 утра – подъем;

 с 7 ч. до 7. 30 мин. – зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;

с 7. 30 мин. до 7. 50 мин. – завтрак;

с 7. 50 мин. до 8. 20 мин. – время на дорогу в школу;

с 8. 30 мин. до 12. 30 мин. – школьные занятия;

 с 12. 30 мин. до 13 ч. – время на дорогу из школы;

с 13 ч. до 13. 30 мин. – обед;

с 13. 30 мин. до 14. 30 мин. – сон или отдых;

с 14. 30 мин. до 16 ч. – игры на воздухе или прогулка;

с 16 ч. до 16. 15 мин. – полдник;

с 16. 15 мин. до 18 ч.– работа над домашними заданиями;

с 18 ч. до 19 ч. — вечерняя прогулка на воздухе;

с 19 ч. до 19. 30 мин. – ужин;

с 19. 30 мин. до 20. 30 мин. — занятия по интересам (чтение, спокойные игры, помощь семье и т.д.);

с 20. 30 мин. до 21 ч. – подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);

с 21 ч. — сон.

Пример режима дня для младшего школьника, учащегося во вторую смену:

в 7 утра – подъем;

с 7 ч. до 7. 15 мин. — зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;

с 7. 15 мин. до 7. 35 мин. — завтрак;

с 8 ч. до 10 ч. — работа над домашними заданиями;

с 10 ч. до 11ч. – деятельность по интересам (музыка, чтение);

с 11ч. до 11. 30 мин. – второй завтрак;

с 11. 30 мин. до 12. 30 мин. – прогулка;

с 12. 45 мин. до 13ч. – обед;

с 13 ч. до 13. 20 мин. — время на дорогу в школу;

с 13. 30 мин. до 18-19 ч. — школьные занятия

с 18-19 ч. до 20 ч. – прогулка;

с 20 ч. до 20. 30 мин. – ужин;

с 20. 30 мин. до 21. 30 мин. – занятия по интересам;

с 21. 30 мин. до 22 ч. — подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);

с 22 ч. – сон. 

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии.

Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности.

У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30% по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Примерные нормы ночного сна для школьников:

В 1 — 4 классе — 10–10,5 часа, 5- 7 классы — 10,5 часа, 6 – 9 классы — 9 – 9,5 часа, 10-11 классы — 8 — 9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Рабочий стол

Правильно организуйте рабочее место школьника — условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Питание

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними, которые не должны превышать 3,5 – 4 часов.

  • Для школьников рекомендуется 4 – 5-разовое питание.
  • При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.
  • Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.
  • Игры и прогулки

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3 – 3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

Рабочий стол и режим работы за компьютером

После школы приступать к домашнему заданию лучше через час два, т.к. необходим отдых для восстановления сил. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отводить полтора-два часа, средних классов – 2-3 часа, старших классов – 3-4 часа. Желательно чередовать письменные задания с устными.

Ребёнку необходимо организовать постоянное место для приготовления домашних заданий.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен быть расположен так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок левша, то наоборот).

Очень важна правильная посадка ребёнка во время приготовления домашних заданий.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула.

Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку. Голова и туловище должны находятся в прямом положении. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30 см.

Между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние, равное ладони ребёнка. Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель один из главных факторов предупреждения нарушений осанки.

Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует снижению напряжения глаз и развития утомления.

Непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5 классах –15 минут, в 5-7 классах – 20 минут, 8-9 классах – 25 минут, 10-11 классах – 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором. Домашние занятия с компьютером должны укладываться в такие же временные рамки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector