Полнота – источник агрессии

Однажды к Гордону Ньюфелду на консультацию пришла женщина, у которой были проблемы с дочерью. Она объяснила, что уже приходила к нему с совсем другой проблемой ранее, но не попала на прием, однако же, с той проблемой она уже справилась. Гордон Ньюфелд уточнил, что это была за проблема, на что женщина ответила, что дочь била ее.

«Что же такое вы сказали вашей дочери, что она перестала это делать?» — спросил Гордон Ньюфелд. «Я сказала ей, что если она еще раз поднимет на меня руку, она больше со мной жить не будет». «Интересно, куда же делась тогда фрустрация вашей дочери?» — удивился Ньюфелд.

«Не знаю, но теперь у нее проблемы с самооценкой. Она часто говорит про себя: «я ненавижу себя», «лучше бы я не родилась», «я не хочу жить на этом свете». На что Гордон Ньюфелд ей сказал: «На самом деле это не проблема с самооценкой, это проблема с самоатакой. Вашей дочери настолько страшно выражать свою злость с вами, в вашу строну, что она перенаправила этот импульс на себя».

С психологической точки зрения, агрессия — это выброс, извержение атакующей энергии. Это движущий фактор поведения. Выброс — это то, что стоит за агрессивным поведением. Можно сравнить этот выброс с вулканом.

Полнота – источник агрессииПолнота – источник агрессии

У агрессии множество поведенческих проявлений: удары и драки, крик, раздражительность и нетерпеливость, осуждение самого себя, мысли о самоубийстве, аутоагрессия («ну и дура же я»), игнорирование, сарказм и оскорбления. Таким образом, агрессия — это не только драки, это гораздо более широкое явление, она присуща всем. И это вызов для человечества: как можно вести себя цивилизованно, не извергая из себя атакующую энергию?

Предположим, ребенок чем-то очень сильно фрустрирован, но он очень боится своего отца. Куда тогда будут направлены его атакующие импульсы? На кого-то, кого ребенок не боится, кто рядом, и его не страшно ударить (братья, сестры, мама, бабушка, дедушка, домашние животные и т.п.).

Полнота – источник агрессии

Тревога перенаправляет импульс атаковать либо в другое место и время (в школе выражать агрессию страшно, значит, она будет выражена дома, либо в другом месте, где не страшно), либо на других людей, либо на самого себя.

Что происходит, когда мы запрещаем ребенку выражать свои атакующие импульсы? Мы замещаем импульс атаковать тревогой.

На какое-то время тревога выходит вперед, но когда она спадает, атакующие импульсы все равно будут где-то да и выходить, и если не с нами, значит, с кем-то другим.

Что же стоит за агрессивным поведением, что движет человека к атаке? Как цивилизованно справляться с этим вулканом? Если не агрессивный выход, тогда что? Какие нужны условия для того, чтобы ребенок мог цивилизованно справляться с движущей атакующей энергией?

  • Конспект отрывка из лекции курса «Агрессия»
  • Галина Стрелец
  • pixabay.com

Агрессивность

Полнота – источник агрессии

Агрессивность – это качество личности, выражающееся в действиях и поступках, ориентированных на причинение вреда окружающим или самому себе. Проявляется враждебностью, нанесением физических травм, произнесением оскорблений. Агрессивные люди раздражительны, обидчивы, часто переживают гнев, злость, ярость. Диагностика выполняется клиническими методами, при помощи психодиагностических личностных опросников, проективных тестов. Для снижения агрессивности применяется психоанализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, аутотренинг, медикаментозная коррекция.

С практической точки зрения агрессивность рассматривается как повышенная готовность человека к агрессивному поведению, которое не является врожденным, а приобретается в процессе социального взаимодействия. По качественным характеристикам различают агрессивность конструктивную и разрушительную.

Первая реализуется в оборонительных действиях, нанесении непреднамеренного вреда, позволяет социально адаптироваться, преодолевать препятствия, проявлять лидерство.

Вторая представлена неконструктивным агрессивными действиями, основанными на умысле причинения физического или психологического страдания другому.

По направленности агрессивность бывает ориентированной на окружающих и на себя. В соответствии с этим выделяют гетероагрессивные – оскорбления, побои, ругань и самоповреждающие или аутоагрессивные реакции. Крайним вариантом аутоагрессии являются попытки суицида.

Наиболее очевидные враждебные действия – использование физической силы против другого лица. Прочие возможные варианты – неприязнь, ехидство, негативизм, раздражение, обидчивость, подозрительность, высказывание угроз.

Агрессивность, направленная на себя, сопровождается чувством вины, самоуничижением.

Причины агрессивности

Становление агрессивности как черты личности – сложный процесс, в котором задействовано множество факторов. Враждебное поведение формируется постепенно под влиянием семьи, сверстников, средств массовой информации.

Дети учатся агрессии путем наблюдения и апробирования: видят, как можно проявить ненависть и враждебность, оценивают, к чему это приводит, реализуют полученные знания на практике. Если опыт агрессивных поступков положительный, они закрепляются в характере.

Причины агрессивности взрослого человека – социально-психологические факторы, психические болезни, состояния алкогольной и наркотической интоксикации.

Продуктивная враждебность позволяет добиваться намеченных целей, отстаивать личностные границы, собственные убеждения. Она противопоставляется бесхарактерности, присуща большинству людей.

Выраженность и частота агрессивности зависят от индивидуальных характеристик, таких как темперамент и характер, а также от социокультурных условий, случайных ситуативных влияний.

Психосоциальные причины подразделяются на несколько групп:

  • Ситуативные. Агрессивность провоцируется раздражающими внешними условиями и физиологическими состояниями. Так, более вспыльчивыми люди становятся при перегреве, нахождении в душном помещении, длительном воздействии шумов, вибраций. Самоконтроль ослабевает в ситуации стресса, при усталости, болевых ощущениях, половом возбуждении.
  • Поведенческие. К данной группе факторов относится любое поведение, которое расценивается окружающими как неприемлемое, вызывает ответную защитную реакцию. Например, агрессивность ребенка бывает связана с бесцельным времяпрепровождением, прогулами уроков, употреблением алкоголя – поступками, вызывающими осуждение родителей, педагогов.
  • Личностные. Агрессивными чаще бывают люди с сангвиническим и холерическим темпераментом, с возбудимыми и асоциальными чертами характера. Враждебное поведение реализуется на основе эмоциональной неустойчивости, раздражительности, депрессивности. Другие личностные причины – неадекватный уровень самооценки, готовность к риску, завистливость.
  • Микросоциальные. Микросоциальной средой является семья, школьный или трудовой коллектив. К демонстрации агрессии склонны люди, которые часто наблюдают насилие или испытывают его на себе, переживают унижения, оскорбления. Поэтому высокий уровень враждебности определяется у подростков из неблагополучных семей, у людей, работающих в силовых структурах.
  • Макросоциальные. Как причины агрессивности могут рассматриваться общественные, политические и культурные факторы. Враждебная настроенность формируется при пропаганде негативных событий СМИ, демонстрации ненормативного поведения значимыми людьми (руководителем страны, министрами), возведении в культ насилия. Провоцирующим фактором часто становится низкое социально-экономическое положение, зависимость от материальной помощи государства.

Полнота – источник агрессии

Психические расстройства

Агрессивность – довольно распространенный поведенческий и эмоциональный феномен, встречающийся в практике психиатров.

Исследовательский и общественный интерес к проблеме агрессии у психических больных связан с высоким риском совершения ими опасных действий, которые направлены на близких, случайных людей или на самих себя.

Озлобленность, гневливость, импульсивность наиболее характерны для следующих расстройств:

  • Депрессия. У депрессивных больных агрессивность чаще интрапунитивная – направленная на самого себя. Она проявляется самоуничижением, чувством никчемности, переживанием вины. Сочетание тяжелой формы депрессии с импульсивностью характера повышает риск суицидальных попыток, нанесения самоповреждений. В отношении других людей агрессия реализуется через раздражительность, подозрительность, негативизм.
  • Деменция. Дементные больные утрачивают самоконтроль, не учитывают правила поведения, принятые в обществе. Они могут оскорблять, причинять вред окружающим, не осознавая тяжести своих поступков. Агрессия часто вызвана страхом, переживанием невозможности выполнять привычные действия, потерей независимости, а в тяжелых случаях – физическим дискомфортом (голодом, усталостью) и неспособностью попросить о помощи.
  • Шизофрения.

Агрессия: почему она возникает? Чем рискует агрессор? Рассказывает психиатр

Каждый из нас сталкивается с людьми, ведущими себя агрессивно. Это могут быть родные, друзья, коллеги, водитель такси или сосед. А что, если вы сами являетесь агрессором? Психотерапевт нашей клиники Елена Боярская рассказывает о причинах и возможных последствиях этого явления.

Причины агрессии

Причиной агрессии могут становиться и внутренние, и внешние факторы:

Неудовлетворенность потребностей

Согласно информационной теории эмоций П.В Симонова, эмоция — это отражение актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения. Следовательно, невыполненный «запрос» может стать провокатором агрессии.

Читайте также:  Анис — польза и вред для организма

Привычка (шаблон)

Важную роль в появлении и развитии агрессии играет подобный образец отношений и поведения в семье. Со временем ребенок усваивает эту модель и применяет её не только в детском, но и во взрослом возрасте.

Можно посмотреть на это с другой стороны. Человек манипулирует, проявляя агрессию. Вероятно, он делает это неосознанно.

Это желание манипулировать, переделать другого человека. «Мне всё простят. Сделают так, как мне надо, если я разозлюсь»

Пропаганда жестокости

Характер подкрепления агрессии со стороны окружающих также имеет немаловажное значение.

Это относится в том числе и к «жестокому» контенту в СМИ. Его потребление детьми может привести к имитации увиденного там поведения, либо к принятию такого взаимодействия как положительно воспринимаемого обществом.

Хочется подчеркнуть, что чувствительность к картинам насилия, транслируемым в СМИ, может существенно отличаться в зависимости от гендерной характеристики (мальчики более восприимчивы), когнитивной зрелости (более развитые в познавательном плане дети подвержены меньшему влиянию) и семейной социализации (ребенок, наблюдавший или испытывавший насилие в семье более восприимчив).

Неуверенность в завтрашнем дне

Причиной агрессии также может стать повышенная тревожность на фоне неуверенности в своем будущем.

Так человек перекладывает ответственность на других людей, когда плохо понимает, что будет с ним завтра.

Ожидание и фрустрация

Каждый из нас хотя бы раз испытывал это состояние — негативные чувства и эмоции, когда на пути достижения цели появлялось, казалось бы, непреодолимое препятствие. Ученые Йельского университета Д. Доллард и Н. Миллер предположили фрустрационную теорию агрессии: именно фрустрация является причиной агрессии, а агрессия — всегда следствие фрустрации.

Степень ожидаемого удовлетворения при достижении цели, сила препятствия и количество последовательных фрустраций имели, по их мнению, прямую взаимосвязь с агрессией.

Однако позже эти ученые пришли к выводу, что «крах надежд» может порождать различные модели поведения, а агрессия может быть «смещенной» — то есть направленной не на источник фрустрации, а на других людей.

Источник: Яндекс-картинки Источник: Яндекс-картинки

Виды и направления агрессии

Существует несколько классификаций агрессии. Американские психологи Басс А. и Дарки А. выделили следующие виды:

Физическая агрессия. Используется грубая сила: человек затевает драку, ставит подножки, толкает, бьет и т.д.

Вербальная агрессия. Может иметь словесное выражение: издевки, ругань, угрозы, оскорбления.

Косвенная агрессия. Может быть направлена на другое лицо «окольным путем» то есть, через третье лицо. Может также не быть направленной (битье посуды, удары кулаком по столу, разбрасывание вещей и т.д).

Раздражение. Эта форма может принимать вид вспыльчивости и грубости.

Негативизм. Это оппозиционная манера поведения в отношении руководства или авторитетного лица в виде упрямства, бойкота.

Обида. В основе нее лежит гнев на окружающий мир за мнимые или реальные страдания, ненависть и зависть к другим людям.

Подробнее о механизмах обиды мы писали здесь.

Подозрительность. Человек уверен, что другие люди стремятся нанести ему вред, поэтому он недоверчив и осторожен.

Источник: Яндекс-картинки Источник: Яндекс-картинки

Агрессию также делят на подвиды в зависимости от мотивации человека:

Враждебная агрессия. Её цель — сделать больно, неприятно другому человеку.

Инструментальная агрессия. Применяется для устранения проблемной ситуации.

Экспрессивная агрессия. Самовыражение и самоутверждение с помощью насилия.

Источник: Яндекс-картинки Источник: Яндекс-картинки

Агрессия может иметь разное направление:

Гетероагрессия, или внешняя агрессия

Направлена либо на непосредственных людей (прямая агрессия), либо на отстраненные предметы и обстоятельства («смещенная» агрессия). Первая может проявляться, например, в избиении человека, угрозах в его адрес. Вторая может принять вид порчи вещей обидчика, жестокости в отношении животных, невиновных в агрессии людей.

Аутоагрессия, или внутренняя агрессия

Её отличают выраженные требования к себе и самообвинения. Это могут быть угрызения совести, самонаказание, самоистязание ( кусание, царапание, щипание). Финалом аутоагрессии может стать суицид.

Чем рискует агрессивный человек?

Агрессия — наиболее разрушительная форма поведения. Поэтому она всегда несет за собой социальные и физиологические последствия:

Конфликты и отчуждение

Не в меру агрессивные люди часто страдают от одиночества, ведь общаться с человеком, который «заводится с пол-оборота», достаточно сложно.

Из практики доктора:

Приходит девушка, 25 лет. Она не может долго задержаться ни на одной работе. «У меня возникают конфликты. Я отстаиваю свои границы и права».. Это не отстаивание своих границ и прав. Это привычка жить в гневе.

В итоге, ни агрессор не уважает других людей, ни люди его. Получается, что такому человеку трудно наладить свои отношения с миром: он видит в каждом, кто подходит к нему, врага.

Агрессор страдает от самого себя: он чувствует себя одиноко, чувствует что в нем что-то не так.

Кто-то проявляет гнев, желая скорректировать поведение другого человека, склонить его на свою сторону. Но получается совсем не то, что хочется: ответный негатив или отчуждение.

Из практики доктора:

Приходит замечательная женщина, 67 лет, помогает в храме. Сын болел, но прошел реабилитацию, сейчас все хорошо у него. Маленькое «но»: он не хочет общаться с матерью. «Почему так», — искренне недоумевает она,- я же пытаюсь выстроить с ним отношения, я пытаюсь объяснить, как ему лучше жить. Но если он меня не слышит, я начинаю кричать. Да, иногда я била посуду»

Источник: Яндекс-картинкиИсточник: Яндекс-картинки

Психосоматика

Не секрет, что физическое и психическое здоровье тесно связаны. Отмечено разрушительное действие гнева на организм: могут появится заболевания сердечно-сосудистой системы, желудка, желчного пузыря, изжога, проблемы с зубами. Кроме того, частый гнев является причиной хронического депрессивного состояния.

Отсутствие близких

После вспышек агрессии у человека могут появляться такие неприятные последствия, как потеря энергии, чувство вины, связанное с причиненным другому человеку вредом, снижение самооценки, уязвленное самолюбие. Возможно, именно поэтому агрессору трудно сближаться с людьми.

Позволяя себе агрессию, мы рискуем: чувством своего достоинства и безопасности, отношениями с дорогими нам людьми, своим здоровьем.

Не дайте агрессии испортить вам жизнь. Обратитесь к специалисту.

В предыдущем материале мы также писали о биологических механизмах агрессии и способах управления гневом.

Другие статьи по теме:

«Плохие» чувства − почему они появляются, и как бороться с негативными эмоциями? Рассказывает психиатр

Состояние аффекта. Симптомы, причины и правовые особенности. Рассказывает психиатр

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.

И будьте здоровы!

Ваши Василий и Екатерина Шуровы

Психология агрессивности: признаки нарастания гнева

Под агрессией в психологии понимается поведение, при котором человек добивается своих целей, не обращая внимания на интересы окружающих, а зачастую грубейшим образом попирает их. Разумеется, такое поведение опасно для психического, социального и физического благополучия людей.

У нас в России агрессивное поведение имеет большое количество сторонников, которые убеждены в его эффективности. Не спорю, агрессор может «эффективно» пробиться к кассе, раскидывая женскую очередь. Агрессивный бригадир может пинками заставить своих рабочих выйти на работу. Только я сильно не уверен в КАЧЕСТВЕ выполненных под давлением работ.

Психофизиология агрессивного поведения

В основе агрессивного поведения лежит твердое убеждения агрессора, что он стопроцентно прав, что он имеет исключительные полномочия делать, что ему заблагорассудится.

Все те, кто стоят у него на пути в этот момент, должны быть отброшены в сторону, наказаны морально и физически. Состояние гнева — типичная эмоция агрессора, даже если он сохраняет внешнее спокойствие.

Читайте также:  Болезни сердца атакуют Европу

Внутреннюю степень агрессии несложно измерить: она зависит от уровня адреналиноподобных веществ в крови. Косвенным образом это выражается показателями частоты пульса и величиной артериального давления крови.

Имейте в виду, что с нарастанием пульса и давления увеличивается способность к физической активности, чем и пользуются агрессоры для достижения своих целей. Но адреналин обладает сильнейшим сосудосуживающим действием, и это напрямую влияет на деятельность головного мозга не лучшим образом.

Физиологические критерии степени агрессии

Критерии предложены Дейвом Гроссманом и Брюсом Сиддлом.

Легкая степень: пульс 115–45, систолическое АД 140–160. Повышение тонуса скелетных мышц с небольшим ухудшением тонкой моторики. Уменьшение скорости реакции и снижение болевой чувствительности. Снижение мыслительных процессов. Идеальное состояние для драки, но не для решения межличностных конфликтов.

Средняя степень: пульс 145–175, систолическое АД 160–180.

Нарастание сужения сосудов с выраженным угнетением интеллекта. Признаки потери речевого контроля — агрессор способен только на короткие, неразвернутые предложения.

На вопросы дает односложные ответы, часто не по существу. Частое поверхностное дыхание и повышенное потоотделение.

Тонкая моторика нарушена — в таком состоянии человек не способен адекватно вести автомобиль и уж точно не вставит нитку в иголку.

Высокая степень: пульс свыше 175, систолическое АД выше 180. Резкая активация симпато-адреналовой системы. Агрессор практически не способен мыслить. Речь резко нарушена: отдельные слова и междометия. На вопросы практически не реагирует.

«Туннельное зрение»: видит только прямо перед собой с полной утратой бокового зрения. Может вообще потерять слух и даже не слышать выстрела, хотя заметит вспышку. Способен только на примитивные физические действия: бег, толкание, швыряние, укусы, некоординированные удары.

Из-за сильнейшего сужения сосудов в таком состоянии поверхностные раны НЕ кровоточат.

Как избежать нападения?

Если вы не специалист по психологии конфликта, вам все равно нужно знать, когда надо просто прекращать всяческое общение с агрессором и спасаться бегством. Не думаю, что среди вас есть мастера восточных и западных единоборств.

  • Первое: агрессор начинает комкать слова и «играть» челюстными мышцами. Это называется «потеря вербального контроля» (пока орет, но связно, — это еще некритично).
  • Второе: централизация взгляда — ищет, куда будет бить. По сторонам не смотрит. Не слышит посторонние звуки и обращения к нему. Сфокусирован только на вас. Вы мишень для его ударов.
  • Третье: поверхностное и частое дыхание свидетельствует о высоком уровне напряжения в организме агрессора, и это напряжение он готов выпустить опять-таки на вас.

Как только вы заметили хоть один из этих признаков, немедленно прекращайте общение и покидайте это место. Ну или зовите на помощь. Дальнейшее присутствие в радиусе досягаемости агрессора опасно для вашего здоровья и жизни!

Как возникает агрессивное поведение?

Агрессия никогда не возникает на пустом месте, и не бывает ситуаций, когда ваш собеседник «внезапно» взрывается и набрасывается на вас, нанося удары. Вроде шел «обычный» разговор — и «ни с того ни с чего» он (она) вцепился вам в волосы. Если это произошло, значит, вы были абсолютно невнимательны к собеседнику.

Встреча с пассивным агрессором

Мой приятель, американский психолог Джон Бернс не один десяток лет занимается проблемой агрессии на самых разных уровнях. Он разработал так называемый «Континуум агрессии», который позволяет отследить начало агрессии в повседневном общении людей и ее развитие до совершенно неуправляемой ярости.

Джон Бернс утверждает, что агрессию несложно распознать в самом начале.

Допустим, вы ведете обычный разговор с человеком, но замечаете, что он вдруг не реагирует на ваши доводы, никак не меняет своего мнения и все больше фокусируется только на своей точке зрения.

Вам кажется, что ничего страшного? Ан нет, это и есть «зародыш будущей агрессии» — когда свои интересы человек ставит заведомо выше ваших.

На этом этапе вы можете просто обратить внимание собеседника на неэффективность общения и предложить ему изменить формат диалога, или прекратить разговор. Разойдетесь вы может быть и не «полюбовно», но все же относительно спокойно. А вот как погасить конфликт на более серьезных стадиях я расскажу вам в следующей статье…

Сергей Боголепов

Фото thinkstockphotos.com

Шкала интенсивности агрессивного поведения личности

  • 0-й уровень — субнормальная агрессия — полное отсутствие агрессивных действий, даже в случае необходимости самозащиты; 1 — й уровень — нормальная агрессия — отсутствие агрессии в привычных и безопасных ситуациях; адекватное использование агрессии в ситуациях реальной угрозы для самозащиты; сублимирование агрессии в деятельности и в стремлении к успеху; отсутствие деструктивности;
  • 2-й уровень — умеренно-защитная агрессия — умеренное проявление агрессии в привычных ситуациях вследствие воображаемой угрозы со стороны окружающих людей (без реальной опасности); неадекватное использование агрессии в критических ситуациях; небольшая степень деструктивно-сти, в том числе в форме аутодеструкции;

3-й уровень — гипертрофированная агрессия — высокая частота и сила агрессивных реакций даже по небольшому поводу; выраженная степень деструкции — опасности для окружающих; 4-й уровень — брутальная агрессия — чрезмерно частые или сверхсильные агрессивные реакции, сопровождающиеся разрушением предметов или насилием по отношению к окружающим; данное поведение не адекватно ситуации; оно представляет высокую угрозу для жизни окружающих или самого человека. В данном случае агрессивное поведение различается по своей интенсивности, которая оценивается преимущественно по частоте, силе и степени деструктивности. Деструктивность связана с разрушением кого- либо или чего-либо, оценивается по тяжести последствий поведения. Таким образом, при неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение, действительно, приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. Но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. Например, она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности — бизнесе, учебе, спорте, лидерстве и т. д. Очевидно, что в норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, выражать ее в социально приемлемых формах, наконец, уходить от насилия над другими или над собой. Агрессивное поведение — дело личного выбора каждого взрослого человека, задача же овладения своей агрессией — одна из труднейших психологических задач. В целом мужскому полу приписывается большая склонность к агрессии и физическому насилию, в то время как женщины чаще и успешнее прибегают к его психологическому варианту. Более высокая агрессивность мужчин обусловлена влиянием половых хромосом и гормонов. В крови мужчин в десять раз больше тестостерона, который обусловливает не только вторичные половые признаки, но и спонтанную агрессивность, а также склонность к доминированию. Связь тестостерона с антиобщественным поведением особенно проявляется у молодых мужчин с низким образованием. Это свидетельствует о том, что усвоенная культура поведения в значительной степени снижает склонность к насилию. С другой стороны, возрастное повышение уровня тестостерона у подростков способствует усвоению моделей агрессивного реагирования. У женщин, совершивших неспровоцированные насильственные преступления, регистрируется более высокий уровень тестостерона, чем у женщин, осужденных за кражу или преступления при самообороне (Dabbs & others, 1988). Физиологическая основа контроля за агрессией связана с лимбической системой и корой головного мозга. Контроль основных влечений и эмоций осуществляется благодаря действию нейромедиаторов лимбической системы. Если их функция ослаблена, то человек неспособен сдерживать агрессивные побуждения. Повреждения лобной доли коры оказывают сходное действие, т. к. ослабляются социальные навыки. С позиций прогноза агрессивного поведения, у подростков имеют значение черепно-мозговые травмы, которые обусловливают импульсивность поведения, вспышки насилия и трудность обучения новым формам реагирования. Криминальная агрессивность связана также с физиологией стресса. Для инициативно агрессивных личностей характерна более спокойная реакция на стресс и пониженный уровень адреналина. Они проявляют меньше тревоги, чем обычно. Хладнокровные люди при некоторых дополнительных обстоятельствах становятся жестокими насильниками и убийцами чаще, чем тревожные и эмоциональные личности, опасающиеся последствий противоправного поведения. У взрослых людей проявления агрессивного поведения более разнообразны, поскольку определяются преимущественно индивидуальными особенностями. В качестве «индивиуально-личностных характеристик, потенцирующих агрессивное поведение, обычно рассматривают такие черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки (например, национальные), а также склонность испытывать чувство стыда вместо вины. Важную роль в поддержании склонности к насилию может играть убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином своей судьбы (а иногда и судеб других людей), а также его положительное отношение к агрессии (как к полезному или нормальному явлению). Можно говорить об особой категории людей — экстремистах, проявляющих агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах. Экстремисты, в свою очередь, отчетливо подразделяются на две группы — со сниженным и повышенным самоконтролем. Первые в силу слабо развитых сдерживающих механизмов склонны к постоянному проявлению агрессии, вторые способны длительно воздерживаться даже от сильных провокаций, но проявлять крайние формы агрессии (вплоть до брутальных), когда внутренние ресурсы уже иссякают. Другой особенностью, влияющей на агрессивное поведение личности, является ее способность переносить фрустрацию. В целом фрустрация — весьма распространенное явление, и люди существенно различаются по способности справляться с ней. Если же агрессивное поведение успешно способствует устранению фрустрации, то оно с большой вероятностью усиливается в соответствии с законами научения. К тому же проблемы могут возникать в том случае, если человек имеет повышенную чувствительность к фрустрации, а также, если у него не выработаны социальноприемлемые способы преодоления фрустрации. Большинство исследований личностных причин агрессивного поведения связано с измерением агрессивности осужденных, совершивших насильственные преступления. Так, склонность к антисоциальному поведению связана с такими базовыми чертами личности, как экстраверсия, психотизм (независимость), нейротизм (эмоциональная неуравновешенность), добросовестность, сговорчивость, враждебность, импульсивность, склонность к риску, саморценка и уровень интеллекта. Люди с высокими оценками психотизма, по тесту Айзенка, агрессивны, недисциплинированны, жестоки, невнимательны к потребностям и чувствам других, импульсивны и не склонны к сотрудничеству. Они проявляют безрассудную смелость, предпочитают все необычное, не испытывают чувства вины. Психотизм усиливает все неблагоприятные влияния на личность, в том числе роль семейного неблагополучия и бедности. Связь психотизма с криминальным поведением обнаружена во всех возрастных группах. Психо-тизм ярче выражен у мужчин и в положительном аспекте проявляется как независимость, самостоятельность И лидерство, необходимые для социальных и профессиональных достижений. Экстраверты, предпочитающие внешние впечатления одиночеству, часто томятся от скуки, испытывают сенсорный голод, ищут новых острых ощущений. Экстраверсия толкает на преступления, которые выступают как средство испытать себя и выйти победителем в рискованной деятельности. Для экстраверта преступление — это опасное приключение, в котором можно получить приз и первенство. Такая мотивация более характерна для подростков и молодых людей. Исследования показывают, что нейротизм, тревожность обусловливают криминогенность у рецидивистов, у людей старшего возраста. Высокая тревожность контролируется благодаря поддержанию привычного стиля жизни. Девиантная личность с выраженным нейротизмом склонна продолжать криминальную деятельность, несмотря на пройденное тюремное заключение. Сговорчивость, мягкосердечие, организованность, пунктуальность, надежность связаны с просоциальным поведением, в то же время недоверчивость, манипулятив-ность, раздражительность, беспечность, слабоволие, несобранность, наоборот, коррелируют с отклоняющимся поведением у подростков. Межличностное насилие среди молодежи особенно связано с такими качествами личности, как поиск острых ощущений (экстраверсия) и недоверчивость [29]. Кроме того, агрессивное поведение свойственно вспыльчивым, обидчивым, мстительным людям. Нередко криминальное насилие и нарушения поведения в общественных местах мотивированы скрытой местью. Злость и неудовлетворенность проявляются в любых ситуациях, особенно при ограничении свободы административными нормами. При застревающем аффекте мстительность может стать чертой характера. Возбудимость и демонстративность также способствуют агрессии [72].

Читайте также:  Вакцинация от гриппа – простой способ не заболеть

Изучение мотивации обвиняемых в совершении агрессивных преступлений позволили выделить следующие причины криминальных действий:

  1. Высокая базовая агрессивность и/или неспособность контролировать агрессивные побуждения (вспыльчивость, возбуждение, алкоголизация, физиологический аффект, накопленное эмоциональное напряжение).
  2. Антисоциальные ценности и образ жизни (инструментальная агрессия, планомерное мщение, терроризм).
  3. Состояние декомпенсации у аномальной личности (психотическая агрессия).
  4. Влияние группы и агрессивной идеологии (групповые агрессивные действия — вандализм подростков, хулиганство футбольных болельщиков).
  5. Криминальная агрессия как неадекватный способ решения проблемы (убийство нежеланных младенцев, жестокого родственника; агрессия вследствие неверной оценки ситуации).

На личностном уровне агрессивные преступления совершаются асоциальными, конформными, агрессивными личностями, а также социально неблагополучными людьми с неразвитой системой социальных взаимодействий.

Антисоциальные ценности как устойчивые надситуативные мотивы связаны с характерологическими чертами агрессора и, как правило, основаны не только на асоциальном воспитании, но и на пограничных психофизиологических отклонениях. Садистические действия не вызывают у представителей данной группы укоров совести и негативного самоотношения.

Вменяемость представителей этой группы не нарушена, а интеллект достаточно развит, чтобы осознавать значение собственных насильственных действий. Н. А. Ратинова назвала непосредственную реализацию асоциальных ценностей смысловой агрессией.

Эту группу составляют в основном лица с истерической, возбудимой, эпилептоидной и мозаичной психопатией и — реже — психически здоровые [65]. Большинство преступлений в состоянии алкогольного опьянения совершается лицами с органическими повреждениями головного мозга или с хроническим алкоголизмом. Алкогольное опьянение снижает самоконтроль и усиливает агрессивные побуждения.

Под влиянием алкоголя на фоне мозговой патологии даже неагрессивные лица совершают криминальные агрессивные действия часто по отношению к знакомым. Значительная доля агрессивных преступлений совершается под влиянием групповых воздействий. На групповые преступления приходится около 40% всех регистрируемых уголовных деяний, совершаемых молодежью.

Обвиняемые часто характеризуются ведомостью, подчиненностью лидеру. В этих случаях агрессор снимает с себя личную ответственность за свои действия, неосознанно делегируя ее субъективно значимому авторитету. Частичная идентификация с лидером сопровождается подчинением ему и восприятием прямого контроля над собой как законного.

Инструментальная агрессия характерна для психически здоровых лиц со средним уровнем агрессивности и сформированной способностью к самоконтролю. Источником криминальной инструментальной агрессии является асоциальная социализация. Психогенетические исследования выявили наследуемую склонность к совершению преступлений.

Наследственность определяет порог возбудимости нервной системы и активации агрессии. Человек с биологически выраженной агрессивностью в стрессовых ситуациях склонен выражать гнев и враждебность. Наиболее существенными личностными особенностями криминальных агрессоров являются психопатия в сочетании с низким уровнем интеллекта. Психопаты с низким интеллектом плохо социализированы и не обладают когнитивными возможностями для саморегуляции и для выбора более приемлемого, менее импульсивного поведения.

Еще со времен Ч. Ломброзо асоциальных психопатов считали «прирожденными преступниками». При антисоциальной психопатии наблюдаются такие эмоциональные нарушения, как отсутствие эмпатии, сочувствия, стыда, а также леность, лживость, жестокость, неспособность переносить ограничения в свободе.

В современной литературе в качестве синонимов термина «антисоциальная психопатия» используются понятия диссоциальной и антисоциальной личности.

Мак-Вильяме отмечает в качестве основных характеристик антисоциальной личности неспособность к человеческой привязанности (антисоциальная эмоциональность), стремление сознательно манипулировать другими, непризнание личной ответственности за преступление либо минимизация ответственности («вышел из себя», «плохо подумал») [45].

В то же время специалист должен осознавать, что для большинства людей нормально и естественно испытывать агрессию, поскольку она является видовой характеристикой. Запретить и искоренить агрессивные импульсы нельзя. Но возможно и необходимо предотвратить деструктивные агрессивные действия.

Ведущая цель психологической работы — повышение индивидуальной способности управления агрессией.

Задачи психологического развития личности в отношении агрессии можно сформулировать следующим образом: 1) научиться распознавать агрессивные импульсы и чувства; 2) стараться выражать их адекватными и безопасными способами;

3) уметь перераспределять агрессию в позитивные формы активности.

Источник: Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2006.— 336 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector